Шекспир и поп-психология

топ 100 блогов blau_kraehe31.10.2019 Интересную статью написал  Шекспир и поп-психология anlazz   , попытавшись ответить на вопрос о причине популярности поп-психологов - и при этом явном снижении популярности художественной литературы.

По его мнению, поп-психологи (такие, как Эво-люцио, или, можно дополнить, Таня Танк, или, если выйти за пределы ЖЖ - Петрановская или Литвак) выполняют в наше время функцию литературы: моделирования человеческого поведения, характеров. Например, Шекспир в образах Ромео и Джульетты показал возможность выхода индивидуальности за пределы родового сознания, именно поэтому драма приобрела неслыханную популярность. В наше же время писатели по ряду причин измельчали, а их функцию перехватили поп-психологи, рассказывающие - пусть в несравненно более низком качестве - как раз о человеческом поведении, о людях.

В этих размышлениях много верного. Но вот заменяет ли действительно поп-психология литературу?
Если решить, что драма Ромео и Джульетты сводится только к вышеописанной коллизии - то да. Поп-психология даже лучше - она ничего не шифрует, а все тщательно разжевывает.
Проблема в том, что - не сводится.
Что получается при этом, как у нашего любимого Шаова:

...Вот сонату си минор писал два года Ференц Лист.
А информации-то в ней всего на пару мегабайтов.
Это просто ерунда! - скажет каждый программист
.

Возьмем вот абсолютно любое стихотворение, скажем, Пушкина. "Чудное мгновенье". Конечно, можно его изложить своими словами. Увидел мужчина необыкновенно красивую девушку, и это породило в нем гормональный всплеск, субъективно воспринимаемый как чувство подъема, эйфория, счастье и желание творить. После этого у него по каким-то причинам наступило депрессивное состояние. Но вот оно снова прошло, и мужчина опять не то вспомнил, не то увидел ту самую девушку, и у него снова поднялось настроение (биполярное расстройство какое-то, честное слово!)

Ну и что - это оно? Узнали? Необыкновенно ценна для нас эта информация? Да вообще-то совсем нет.
А вот строчки: "и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь" - ценны, и всегда будут ценны, и всегда будут прекрасны.

И глядя на осенний лес, мы будем шептать "в багрец и золото одетые леса", а зимним утром вспоминать "мороз и солнце - день чудесный". Потому что мы так думаем. Это уже входит в состав нашей, русской речи - как поговорки и пословицы.

Да и Шекспир, хотя бы и в переводе... Актуально ли для нас "выделение индивидуального сознания из родового"? Есть ли что-нибудь новое в неземной любви и слиянии душ? Да нет, все это уже давно набило оскомину. А вот "Ромео  и Джульеттой" мы продолжаем восхищаться. Потому что:

Ее сиянье факелы затмило,
Она подобна яркому бериллу
В ушах арапки: чересчур светла
Для мира безобразия и зла...

В том-то и дело, что функция литературы - вовсе не выдать некую информацию, пусть даже и сконцентрированную, о человеческих душах и поступках. То есть эта функция имеется тоже, и про родовое сознание - все правильно. Но главная функция литературы, более того, единственная возможность вообще ее как-то воспринимать - это воздействие на эмоциональную сферу. Литература, между нами говоря - это искусство. Вот в бложек писать - не искусство (если только блогер специально такую цель не ставит). А литература - таки-оно.

Катарсис - вот цель литературы. Потрясти, зацепить, заставить плакать или смеяться. Заставить переосмыслить что-нибудь, воздействуя на эмоции - яркими сконструированными сценами, образами героев, в которых влюбляются, которым сочувствуют, ну и конечно же, средствами языка.

Заставить увидеть мир глазами художника, волшебника - увидеть в мире большее, чем видит животное - только пищу или опасности; заметить звенящую от мороза веточку, кружение желтого листа в воздухе. Замереть от ощущения красоты.

Сочувствуем ли мы персонажам поп-психологов, всем этим безымянным "корреспондентам" Эво-люцио или Тани Танк? Если и сочувствуем - то скорее как в некоем сериале. Нам сообщают информацию в чистом виде: девушка влюбилась, вышла замуж, муж полюбил другую, родился ребенок, девушка решила уйти - и так далее. Мы ее осмысливаем, и "психологи" предлагают нам ее осмысливать, а вовсе не сочувствовать и не испытывать вообще эмоции по этому поводу. Мы анализируем ситуацию, как врач анализирует симптомы заболевания. Эмоции здесь - лишнее. Собственно говоря, та же история - с мыльными операми, которые непрерывно кормят нас информацией, вроде бы и относящейся к трогательному миру человеческих чувств (влюбились, развелись, поженились, умерли) - но подается она так, что эмоций практически не задевает.

Другой интересный вопрос - так почему же сейчас действительно более популярны эти психологи, а также мыльные оперы - чем, собственно говоря, искусство?

Можно задать также вопрос - а почему популярны блоги? Почему легко расходится всяческий нон-фикшн, а художественную книгу продать сложно?

Все очень просто. Современный человек разучился чувствовать. Скорее всего, виной тому просто безумный стресс, в котором мы пребываем примерно начиная с первого класса школы и до смерти.
Кара-Мурза в свое время писал, что жизнь советского человека была скучной. Не надо переживать о курсе акций, не надо бояться, что тебя уволят, или случится какое-нибудь несчастье - и где взять деньги на исправление ситуации? И хотя советский человек тратил на быт, наверное, больше времени, чем современный (спорный вопрос, конечно) - не было в его жизни ни страха за будущее свое и детей, ни опасений проглядеть что-то важное, оказаться лохом, обманутым, не принять вовремя меры - и прогореть... Жизнь не превращалась в безумную игру. Можно было жить спокойно. И в этом спокойном состоянии можно было позволить себе чувствовать. Ощутить трепетание желтого листа в утреннем бледном небе. Заплакать над книгой. Можно было влюбиться. Можно было сочинять стихи. Играть на гитаре у костра.

Я не говорю, что сейчас никто так не живет - конечно же, есть и сейчас такие люди, которые по каким-то причинам все это себе позволяют. Но видимо, их мало. Их гораздо меньше, чем когда-то, и спрос на литературу, как и на всякое другое искусство, закономерно падает. Литература не должна "грузить" - а она практически всегда "грузит", если настоящая. А человек не может позволить себе переживаний, слез, катарсиса, вообще любых эмоций - ему на работу рано вставать!

Зато по причине стресса и тяжелой внутренней тревожности растет спрос именно на информацию, причем в наибольшей степени - хочется узнать ответ на вопрос "как жить". Потому что либо жить уже сейчас невыносимо, и хочется понять, как изменить эту ситуацию. Либо жить просто страшно - ты не знаешь, что там будет, за следующим поворотом, тебе хочется иметь какие-то гарантии, безопасность - но ее нет.
А различные психологи, а также гуру и прочие коучи как раз и отвечают на вопрос "как жить". Вряд ли этот ответ правильный - но людям нужен хоть какой-то, любой ответ. В конце концов, надеются они, можно послушать всех и поступить по-своему. Можно подумать, а подходит ли это решение мне, и как-то адаптировать под свои обстоятельства.

Отсюда и популярность подобного рода "литературы". Ни в коей мере не конкурирующей с литературой настоящей. Нет, Эво-люцио не "хуже" Шекспира - кстати, пишет она довольно грамотно и увлекательно. Нормально пишет. Она просто - совершенно другое явление, которое никак нельзя с Шекспиром или даже захудалым литератором сравнить. Все равно, что сравнивать "концерт Баха и апельсин" (цитата из Лукьяненко).

Есть и другой момент: в результате эмоций теперь принято как бы стыдиться. Да и в литературе (во всяком случае, в фантастике) "хорошо написанная вещь" ныне - это вещь безэмоциональная, не трогающая душу, а лишь дающая информацию о происходящем. Причем эта информация - какая угодно, она может касаться и межчеловеческих отношений, но о них необходимо писать поверхностно: встретились, поженились, разошлись... Глубоко лезть в душу сегодня не рекомендуется - можно все-таки зацепить эмоционально, а это моветон.

Что ж, возможно, это действительно совершенно правильно: не нервничать, не париться, не грузиться, не испытывать глубоких чувств, а действовать эффективно и правильно, принимать верные решения и в итоге выиграть в жизненной гонке и купить любое количество современных диванов, квартир и авто.

Вот только герой одного гениального бестселлера, самой продаваемой в мире книги, помнится, говорил о том, что в могилу все это взять с собой не удастся.
И возникает вопрос: отказываясь от ненужных, мешающих нам эмоций, отказываясь от искусства, от катарсиса, от счастья видеть мир удивительным, звенящим и тонким - остаемся ли мы людьми?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Можно ли здесь парковаться? панорама тут для видеоблогиров и просто борцов Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры без наличия предусмотренных законодательством ...
Чем бы мать не тешилась, лишь бы не ворчала.... Настал летний сезон, в школу не идти- значит можно потренироваться cо львиными стрижками. Шутка ли? Купила машинку для стрижки. Опробовать - рука горит. Едва каникул дождалась! Получилось, как получилось) Считаю, что неплохо для первого ...
Не часто люди о своих ошибках пишут, ну мне это тоже неприятно. Знаете как сложно про Казань было писать? Но вот снова я, и снова об ошибках. Я как умная Маша постаралась всё узнать о налогах при работе с ценными бумагами для резидентов Эстонии. Весной ещё. Узнала, решила, что всё поняла, ...
Посмотрела тут характеристики своего рабочего и личного ноутов и немного опешила. Процессоры 11 и 5 поколения соответственно. Рабочий: RAM 16гБ, SSD 1тБ. Ничего удивительного, что он летает. Работать одно удовольствие. Короче, что ни купи, вряд ли за ним угонишься. Домашний (который хочу ...
Саратовские молодогвардейцы требуют от депутата Госдумы Ольги Алимовой публичных извинений. Саратовские молодогвардейцы провели недавно акцию, во время которой молодежь пикетировала здание обкома КПРФ в Саратове, после чего передали депутату Государственной думы РФ Ольге Алимовой ...