рейтинг блогов

Шедевр позднеготического стиля алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии

топ 100 блогов volynko19.11.2021

В сообществе Шедевр позднеготического стиля алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии all_collector  написал пост  Мадонна работы Фейта Штоса статья получилась не столько о скульптуре Мадонны сколько о  немецком скульпторе Фейте  Штосе нем.  или на польский лад Вите Ствоше, создателе шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.  

Алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Шедевр позднеготического стиля алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии

Фейт  Штос (нем. Veit Stoß) или на польский лад Вит Ствош (польск. Wit Stwosz, около 1447, Хорб-на-Неккаре — 1533, — немецкий скульптор; создатель шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.

С 1477 по 1496 год работал в Кракове, потом вернулся в Нюрнберг. Соответственно, в творчестве Штоса различают краковский и нюрнбергский периоды.

Созданный Штосом по заказу немецкой общины Кракова в 1477—1489 годах в Мариацком костёле алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире. 

Штос оказал огромное влияние на стиль резной деревянной скульптуры целого региона Южной Польши, Словакии, Австрии и части Германии.

Алтарь Вита Ствоша в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Алтарь Вита Ствоша в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

История главного алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии) берёт своё начало 25 мая 1477 года, когда приглашённый немецкой общиной Кракова скульптор Вит Ствош начал работы по его созданию.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Вероятно, работа резчика ещё на незавершённом этапе так поразила власти города, что в 1483 году мастер был освобождён от уплаты любых налогов. Присматриваясь к деталям его работы, становится понятно, почему.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Алтарь показывает жизнь Девы Марии и Иисуса в 21 сцене. В главном гардеробе изображены Успение Пресвятой Богородицы и ее Успение. Вверху - коронация Матери Иисуса на небесах, а у подножия алтаря - дополнительное дерево Иессея, то есть родословная семьи Марии. 

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Фрагмент алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Фрагмент алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Дело в том, что для изваяния фигур святых и Девы Марии Ствош использовал крупные, а порой и просто огромные пни лип. 

Для резки самых крупных фигур в композиции были использованы пни пятисотлетних деревьев. Та искусность, с которой мастер создавал свои творения, поражает до сих пор, не говоря уж о средневековых гражданах, для которых такое исполнение могло быть свидетельством того, что сам Господь помогает резчику.

Так, к примеру, особенностью стиля Вита Ствоша являются одежды роскошно исполненные святых и других персонажей изображённых им сцен. Ствош применил сложнейшую технику резки, которая создаёт впечатление объёмности одежд.

Структура и складки одеяний героев Евангелия не только создают ощущение реальности материала, но и выполняют функцию заполнения объёма и одновременно создают атмосферу трагизма в изображаемой сцене, то есть эмоционально наполняют композицию. Лица святых при этом также выглядят максимально реалистично, будто это живые люди замерли на мгновение.
 Блок Польша 1960г.в. из серии «Алтарь Вита Ствоша» деревянная скульптура «Успение Богородицы», номер по каталогy: Mi:PL BL23, Sn:PL 931, Yt:PL BF25, Sg:PL MS1178a, AFA:PL 1075, Pol:PL 1041, номинал — 10 z
Блок Польша 1960г.в. из серии «Алтарь Вита Ствоша» деревянная скульптура «Успение Богородицы», номер по каталогy: Mi:PL BL23, Sn:PL 931, Yt:PL BF25, Sg:PL MS1178a, AFA:PL 1075, Pol:PL 1041, номинал — 10 z

Глядя на алтарь, может появиться ощущение, что смотришь не на средневековый рельеф и скульптуры, а на трёхмерную картину из современности. Ощущению способствуют и внушительные размеры алтаря, состоящего из панно и четырёх створок. Алтарь имеет 11 метров ширины и 13 высоты, а самая крупная из фигур имеет 2,7 метра высоты.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Согласно источникам, Вит Ствош искал натурщиков для своего творения не только среди служителей церкви и знатных особ, но и на улицах Кракова, забредая порой в самые его дальние уголки. 

Это дало ему возможность наиболее широко использовать особенности внешности людей для наиболее реалистичного отражения задуманного им. 

Только фигура Богородицы не тронута никакими физическими изменениями, болезнями и страданиями. Не содержит она и следов старости. Всё это сделано для того, чтобы подчеркнуть первозданность духовной красоты Девы Марии, к которой должна была стремиться каждая женщина. Также она олицетворяет идеал средневековой красоты.

Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове
Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове

За столь филигранно исполненный монументальный труд, Вит Ствош получил баснословную сумму 2808 флоринов, практически годовой бюджет Кракова. Деньги не пошли на пользу своему владельцу. 

По дороге домой, в Нюрнберг, Ствош доверил деньги некоему, как оказалось, не чистому на руку банкиру, который обманул резчика. Ствош попытался вернуть часть гонорара подделав финансовые документы и печать купца-обидчика. 

марка Польши 1956-11-19 из серии «Неделя международных музеев (ЮНЕСКО)» изображена «Мадонна Фейта Штоса», №Mi:PL 991, Sn:PL 747, Yt:PL 879, Sg:PL 985, AFA:PL 881, Pol:PL 838, номинал — 60 gr
марка Польши 1956-11-19 из серии «Неделя международных музеев (ЮНЕСКО)» изображена «Мадонна Фейта Штоса», №Mi:PL 991, Sn:PL 747, Yt:PL 879, Sg:PL 985, AFA:PL 881, Pol:PL 838, номинал — 60 gr

Денег вернуть не удалось, но проблемы заработать получилось. 

Мошенничество вышло на явь и резчика приговорили к аресту, выжгли позорное клеймо на его щеках и запретили уезжать из Нюрнберга.

 После неудачной попытки сбежать Ствоша водворили назад, а прошение о его помиловании было отвергнуто. Позже император Священной Римской империи Максимилиан I полностью помиловал его. 

Создатель крупнейшего в Европе готического алтаря умер в 1533 году.

Могила Могила Фейта Штоса на нюрнбергском кладбище св. Иоганна
Могила Могила Фейта Штоса на нюрнбергском кладбище св. Иоганна

Источник: polomedia.ru

Статья проиллюстрирована фотографиями из свободного доступа интернета. 

В статье использованы марки из коллекции volynko  "Живопись на марках" 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
те самые дроны уже в Новороссийске На меня озарение тут снизошло, насчет массовой атаки военкоматов людьми, которых по телефону убедили кидаться молотовыми. Следите за логикой: 1) Украины не существует. 2) Промышленность Украины разбомблена, обесточена, а люди все на фронте, сбежали за ...
Немецкая открытка (фотомонтаж) с изображением гигантского немецкого солдата, сокрушающего британского, французского и русского солдат, 1914 год. Вы можете заказать у меня книгу с ...
Оригинал взят у tom21898 в Трудоустройство в Германии Алексей Соловьев: Работа и безработица в Германии. Часть 1. Трудоустройство Если вы подошли работодателю, то вас берут сначало на испытательный срок (Probezeit). Максимальная продолжительность испытательного ...
Нашел тут доклад одного из молодых, недавно поставленных архиереев, епископа Покровского Пахомия. Который по-своему интересен и затрагивает довольно болезненные для современной российской жизни вещи. «…Одним из плюсов нашего времени ...
pretty Сегодня 09:27 ПРОСТО  О  СЛОЖНОМ Даже немного жаль наших западных бывших партнеров. Столько усилий и кропотливой работы. И вот, когда уже казалось надо открывать шампанское, вдруг оказывается, что что их элементарно провели как лохов. Пока они думали что ...