Шедевр позднеготического стиля алтарь церкви Успения Пресвятой Девы Марии
volynko — 19.11.2021В сообществе all_collector написал пост Мадонна работы Фейта Штоса статья получилась не столько о скульптуре Мадонны сколько о немецком скульпторе Фейте Штосе нем. или на польский лад Вите Ствоше, создателе шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.
Фейт Штос (нем. Veit Stoß) или на польский лад Вит Ствош (польск. Wit Stwosz, около 1447, Хорб-на-Неккаре — 1533, — немецкий скульптор; создатель шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.
С 1477 по 1496 год работал в Кракове, потом вернулся в Нюрнберг. Соответственно, в творчестве Штоса различают краковский и нюрнбергский периоды.
Созданный Штосом по заказу немецкой общины Кракова в 1477—1489 годах в Мариацком костёле алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире.
Штос оказал огромное влияние на стиль резной деревянной скульптуры целого региона Южной Польши, Словакии, Австрии и части Германии.
История главного алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии) берёт своё начало 25 мая 1477 года, когда приглашённый немецкой общиной Кракова скульптор Вит Ствош начал работы по его созданию.
Вероятно, работа резчика ещё на незавершённом этапе так поразила власти города, что в 1483 году мастер был освобождён от уплаты любых налогов. Присматриваясь к деталям его работы, становится понятно, почему.
Алтарь показывает жизнь Девы Марии и Иисуса в 21 сцене. В главном гардеробе изображены Успение Пресвятой Богородицы и ее Успение. Вверху - коронация Матери Иисуса на небесах, а у подножия алтаря - дополнительное дерево Иессея, то есть родословная семьи Марии.
Дело в том, что для изваяния фигур святых и Девы Марии Ствош использовал крупные, а порой и просто огромные пни лип.
Для резки самых крупных фигур в композиции были использованы пни пятисотлетних деревьев. Та искусность, с которой мастер создавал свои творения, поражает до сих пор, не говоря уж о средневековых гражданах, для которых такое исполнение могло быть свидетельством того, что сам Господь помогает резчику.
Так, к примеру, особенностью стиля Вита Ствоша являются одежды роскошно исполненные святых и других персонажей изображённых им сцен. Ствош применил сложнейшую технику резки, которая создаёт впечатление объёмности одежд.
Структура и складки одеяний героев Евангелия не только создают ощущение реальности материала, но и выполняют функцию заполнения объёма и одновременно создают атмосферу трагизма в изображаемой сцене, то есть эмоционально наполняют композицию. Лица святых при этом также выглядят максимально реалистично, будто это живые люди замерли на мгновение.
Глядя на алтарь, может появиться ощущение, что смотришь не на средневековый рельеф и скульптуры, а на трёхмерную картину из современности. Ощущению способствуют и внушительные размеры алтаря, состоящего из панно и четырёх створок. Алтарь имеет 11 метров ширины и 13 высоты, а самая крупная из фигур имеет 2,7 метра высоты.
Согласно источникам, Вит Ствош искал натурщиков для своего творения не только среди служителей церкви и знатных особ, но и на улицах Кракова, забредая порой в самые его дальние уголки.
Это дало ему возможность наиболее широко использовать особенности внешности людей для наиболее реалистичного отражения задуманного им.
Только фигура Богородицы не тронута никакими физическими изменениями, болезнями и страданиями. Не содержит она и следов старости. Всё это сделано для того, чтобы подчеркнуть первозданность духовной красоты Девы Марии, к которой должна была стремиться каждая женщина. Также она олицетворяет идеал средневековой красоты.
За столь филигранно исполненный монументальный труд, Вит Ствош получил баснословную сумму 2808 флоринов, практически годовой бюджет Кракова. Деньги не пошли на пользу своему владельцу.
По дороге домой, в Нюрнберг, Ствош доверил деньги некоему, как оказалось, не чистому на руку банкиру, который обманул резчика. Ствош попытался вернуть часть гонорара подделав финансовые документы и печать купца-обидчика.
Денег вернуть не удалось, но проблемы заработать получилось.
Мошенничество вышло на явь и резчика приговорили к аресту, выжгли позорное клеймо на его щеках и запретили уезжать из Нюрнберга.
После неудачной попытки сбежать Ствоша водворили назад, а прошение о его помиловании было отвергнуто. Позже император Священной Римской империи Максимилиан I полностью помиловал его.
Создатель крупнейшего в Европе готического алтаря умер в 1533 году.
Источник: polomedia.ru
Статья проиллюстрирована фотографиями из свободного доступа интернета.
В статье использованы марки из коллекции volynko "Живопись на марках"