Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

топ 100 блогов bmwservice03.11.2021
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!
Представьте себе на минуту, что самый-самый продвинутый МП, Штандартенфюрер SAE - полный кавалер Ордена листания PDFов (с вручением жезла из чистого ZDDP, инкрустированного каплями настоящего LSPI, щедро деспергированного дубовыми листьями), Ветеран Гугления MSDS слепым десятипальцевым методом, Лауреат премии "один-раз-в-жизни-клапанной-крышки-открыватель-и-чистоты-смотритель", инвалид баталий "Прожарка ничего не значит" с ожогами третьей степени и прочая и прочая, нечаянно очутился в середине 70-х, когда наивысшим пределом мечтаний (по уровню технологичности) для его предков было бы обладание таким чудом техники, как ВАЗ-2101 и некоторыми ее сородичами:

Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!
Спойлер: Родина, наряду с Южной Кореей, Испанией, Индией и Турцией с пылу, с жару принимает фактически сходящий с производства на своей родине утилитарный автомобиль небогатой кап.страны - и нефиг баловать!

На всякий случай напомню, что эта "одноразовая" по меркам Европы малолитражка была разработана аккурат в середине 60-х и жить намеревалась, равно как и ее собратья, максимум что до следующего обновления модельного ряда - 5-7-10 лет. Почти так в итоге и произошло, кстати. Происходит и до сих пор, но только в Европе.

У нас же это происходило с опозданием на те же 5-7 лет, но далее без перерывов и со всеми остановками: несколько десятилетий к ряду. Напроисходило, по некоторым оценкам, на тираж немногим менее 20 миллионов экзепляров. Но мы такому заслуженному специалисту столь примитивное поделие предлагать не станем.

Предложим же сразу вот это:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Тоже старичок на тот момент, но вполне еще побегает... Вопрос на чем?!

Нельзя же в люксовые автомобили космической стоимости лить позорное-что-попало и без допусков и с неизвестным NOACKом? Нужно же подойти к вопросу со всей тщательностью,
учитывая особую скользкость и липкость нашей VIP-персоны.

Ну, разумеется, для начала предложим МП осуществить пробную поездку на оригинальном-заводском, вот на этом:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Масло настолько лучшее, что ничего о нем на морде указывать как бы и не надо - мелким шрифтиком API SE-CC (1971-1979) пропечатал и шабаш!

Гораздо важнее, что в составе - жидкий вольфрам - модификатор трения. Современные исследователи отработок выпали бы в осадок от такого
не вписывающегося в требования API "нестандарта".

А вот что буквально стоит на соседней полке:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Плевать на вязкость - оно же "мультигрейд"!
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

А вот и более поздние фасовки - тут уважения к API/SAE проявлено зримо больше:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Но самое интересное нас ожидает вот тут:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Прямо и говорят нам, что ай-ай-ай - у других-то плохих компаний, загуститель может вполне себе истираться, а наш-то продукт - "no significant breakdown" - истираться не будет!

Но в это же время, вы можете купить себе... SAE 10-30, 10-40 и даже, что довольно круто, 10-50.

Чтобы истереться, например, до 10-30, загуститель в 10-50 должен рухнуть аж в два раза! И вот кто бы нам запретил изначально такую вязкость залить тогда, хотел бы я посмотреть, ну да это лирика.

Загвоздка в том, что под рукой и в рекламе о масле того времени не было больше ничего - ни единого пэдэфа! В период с года изобретения автомобиля до, не поверите, проведения интернета в каждый дом - ни единого пэдэфа, даже бумажного, где бы это столь же скрупулезно, как сейчас, расшифровывалось.

Отбросьте-ка иллюзии, что покупатель столь "понятной" канистры образца общества без интернета знал бы хотя бы заветное слово "сантиСтокс". Он эти SAE/API в лучшем случае игнорировал, подобно как вы сейчас прошли бы мимо загадочного словосочетания типа ГОСТ 32513-2013 и ТР ТС 013/2011 - а давайте проверим?!

Вы сейчас прошли мимо основных документов автопродукта номер один - бензина. Даже любопытно стало, хоть один мускул на лице дернулся? Раскрылись ли в закоулках сознания стандарты давления насыщенных паров? Распустились ли алые гроздья диапазонов выкипаемости?!

Тогда откуда уверенность, что совершенно аналогичные по сути "буковки", которые тогда прятали куда-то в закоулки описания, что-то конкретное сказали бы тогдашнему рядовому потребителю?
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Внушает? Допусков и медалей тут не менее, чем у тогдашнего масла. И, вероятно, при должном рвении, продукт ждет большое будущее - технология его производства не менее изощрена!

Но тогда все эти буковки мелким шрифтом сказали бы ровно столько, сколько сейчас вам лично говорят сочетания цифробукв типа АИ-92 и АИ-95 - вроде бы что-то и говорят, но заливать будем плюс-минус то, к чему привыкли - нефиг рисковать!

Но если нам на заправке еще информ-плакатиком в маску ткнут, что, дескать:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!
...что-то вроде там лучше стало, вот и радоваться будем ровно так же, как радуемся "Tungstene liquide" и "no significant breakdown" у Castrol образца эпохи хиппи лохматых: не понял что, но очень приятно и на душе стало спокойнее!

Не будем забывать, кто именно у нас сегодня за рулем: такого не проведешь унылой реальностью развитого общества потребления: этот наверняка знает все диапазоны SAE поименно - по Стоксу - и многочисленные API Sequence, приличествующие каждым буковкам API, выучил назубок.

Здесь закономерно возникнет неразрешимое недоверие и поездка просто не состоится - можно же двигатель нафиг убить! Иди и испытай конкретно в цифрах этот свой SHEAR STABILITY, иначе не тронемся с места!

Без малого сорок лет минуло, а наш МП все еще стоял у ржавого творения известных итальянских кузовных мастеров - его двигатель BMW М30 все мночисленные буковки API на своем веку благополучно пережил и на свалке давно покоится, а он все ждал... и вот наконец дождался, встречаем:



Самое старое видео нашел - аж 600+ просмотров за пару лет! Невероятно популярное и актуальное, как и все новейшие технологии МП - не раз уже тут показывал, что умопомрачительные комплексы и установки по проверке самых загадочных свойств масла набирают просмотров немногим менее, чем интервью с корифеями API. У остальных - еще меньше.

У брендовых метрологических монстров эта эпическая установка выглядит вот так:
Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Но не спешите впечатляться: все это роскошество буквально выстроено вокруг одной допотопной дизельной форсунки и неграненого стакана. Я не шучу: это буквально и есть система питания одного цилиндра дизельного двигателя, но за столько денег, сколько вы наверняка в руках не часто держали. Именно поэтому китайцы и засуетились! Не верите мне, прочтите у отцов-основателей.

Масляное цедило через дизельную форсунку явилось сообществу МП в образе новообретенного Турук Макто - им без того было мало тестов - ну наконец-то появился новый!

Теперь заживем и скучать не придется!

Поражают и критерии - критерий браковки - "stay in grade". "Stay in grade" это класс вязкости SAE.

Видите ли в чем парадокс: большинство производителей официально "допускает" в двигатели большинство существующих диапазонов вязкостей, исключением (явно экологическим) являются лишь загущенные классы типа SAE50 и SAE60 - такие масла будут потреблять на 1% топлива больше. А вот для всех остальных, как правило, исключений не делается.

Тут впору было бы возопить, в чем же смысл в очередной раз создавать невероятный симулякр теста, который никому не нужен? Ну стало ваше масло SAE30 вместо SAE40, ну кому какое до этого дело, если в этот же двигатель можно заливать SAE20 и даже НИЖЕ?! Слушайте, даже HTHS в этом смысле выглядил логичнее, как ни странно сейчас употреблять это слово, учитывая контекст этого материала.

Сто лет уж моторному маслу отпраздновали, а им все мало тестов и допусков! Уж Тесла близится, а достаточного количества тестов все нет!

Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Но за МП реально радостно - они так скучали без обновки: ржавели, а теперь вот с радостным повизгиванием бросились глодать свежеброшенную ASTM-косточку: что удивительно и почти невероятно для чисто сертификационного теста, бросились его перепроверять!

Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Я не шучу - они стали перепроверять сертификационный тест - тест не просто несущественных, а буквально несуществующих для потребителя условий - чисто технологический, "результаты" которого в последствии просто не найти и не проверить "на выходе" из двигателя.

Вы не поверите, но даже в ICP смысла больше: он "UOA", то есть относится К РЕАЛЬНОЙ ОТРАБОТКЕ реального масла из реального двигателя. И там видны реальные цифры по вязкости. Они контролируются и комментируются лабораторией. В виду особенностей отработанного масла, увидеть там падение вязкости все по тому же критерию можно, но почти невероятно.

А уж чтобы "из класса вон" вывалился - так и представить трудно для ДВС без сцепления в масляной ванне. И все это хорошо известно (из лабораторной практики) уже пару десятков лет все тем же профессионалам. Но, как выяснилось, до конца МП не доверяет даже лабораториям.

Но я повторю: ДАЖЕ если бы оно вывалилось, то ЧТО?!

ДАЖЕ там это будет означать официальное НИЧЕГО - из этого нет и не было официальных выводов. Это просто один из браковочных критериев, что масло "пора менять". В отличие от многих других прочих, которые хоть что-то позволяют умозрительно "предположить" про двигатель, то тут даже предположить ничего самый-самый отъявленный профессионал не сможет.

Это не изношенная покрышка, не сниженный октан у бензина, не потемнение масла, не кислотное и не щелочное - это просто даже теоретически невероятный переход масла в другой ДОПУСТИМЫЙ класс.

Я вам больше скажу: страшная тайна сейчас будет открыта.

В ДВИГАТЕЛЕ МАСЛО ПОСТОЯННО ГУЛЯЕТ НА СОТНИ КЛАССОВ ТУДА-СЮДА - НАГРЕВАЕТСЯ И ОСТЫВАЕТ. КАЖДУЮ МИНУТУ БУКВАЛЬНО. БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО РАЗ ЗА СРОК СЛУЖБЫ МАСЛА! СТРАШНО ПОДУМАТЬ, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ В ЭТОМ СВОЕМ ГУЛЯНИИ ОНО ИЗМЕНИТСЯ ЕЩЕ НА ПАРУ ПРОЦЕНТОВ!

Но это будет (не будет) хотя бы реально, в двигателе, в жизни!

А эти вот что удумали: они проверяют стойкость загустителя еще ДО помещения масла в двигатель... не помещая масло в двигатель. И не по "STAY IN GRADE" (официальный критерий теста), а по реальным процентам и попугаям - куда же без этой нашей любимой Масляной паралимпиады!

Это примерно как проверять съдобность до съедания, но никогда не есть - феерический критерий. Ты заведомо знаешь, что лаборатория будет проверять вязкость на выходе из двигателя все по тому же критерию "stay in class/grade", но ты начинаешь пытаться проверить это БЕЗ ДВИГАТЕЛЯ и ДО ДВИГАТЕЛЯ.

Все та же схема: шапка по кругу...

Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!
и... "пошлавозня" на 150.000 просмотров:



Знаете что СТРАШНО, что даже помещая это проверенное масло в РЕАЛЬНЫЙ двигатель, вы все же меняете его вязкость в пропорции типа 4/1 или 5/1 просто при перемешивании его с несливаемым остатком. Зачастую - совершенно бесконтрольно! И уж поверьте, все те же 1-2-3% в любую сторону там набрать довольно легко, при желании.
Любимый вопрос-восклицание МП, столь часто задаваемый Блогу: "ДВИГАТЕЛЬ - НЕ СТЕКЛЯННАЯ КОЛБА!".

На вопрос же, почему двигатель, например, металлический тигелек с маслом, кипящий при 250 градусов в течение часа(!), при диапазоне бракуемости 13%(!) - до сих пор была мертвая тишина.

Надеюсь, теперь нам будет отвечено оптом,

почему же масло в двигателе это 185 БАР(!) давления, извергнутые в стакан сериями от 30 до 90 раз в "Stay in grade"?!

Еще вчера было бы невероятно предположить, что МП доберутся до групповой перепроверки(!) и даже собственного ранжирования(!) тестов вне двигателя, гипотетически интересных только их авторам и даже не имеющих прямого отношения к ДВС. Сегодня это стало реальностью. Это почти как проверять сгущенку, но не на срок годности, а перепроверять сам ее ГОСТ.

То ли еще будет и может быть в том случае, если МП почуял родство даже во внешнем виде заморского чуда техники, обеспечивающего его мотор жизнью вечной:


Shear Stability test - ДОЖДАЛИСЬ!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вчера вечером почти случайно сходила с друзьями на "Приключения Паддингтона". Очень забавный и милый семейный фильм, всем понравилось) ...
В понедельник NASA попробует в полёте свой марсолёт, доставленный на Красную планету аппаратом Perseverance. Сегодняшняя The Wall Street Journal рассказывает, как всё должно происходить. ...
1 Собственно, сам Императорский дворец доступен для посещения простыми смертными лишь два дня в году: 23 декабря и 2 января. В эти дни туда идут толпы японцев засвидетельствовать своё почтение императорской фамилии. Но зато во все остальные дни всем доступна территория сада, ...
Иногда на интернет-аукционах встречаются совершенно уникальные вещи. Недавно на "Мешке" был выставлен потрясающий снимок времён Гражданской войны. На смертном одре лежит красноармеец, покрытый знаменем, над ним склонилась молодая вдова под чёрной вуалью, короче — шедевр! Я немедленно ...
1. Еврокомиссия собирается вводить карательные пошлины на российскую фанеру. Проблема европейцев в том, что они импортируют так много фанеры в России, что Россия заняла уже более половины этого важного рынка. Теперь наши западные друзья облыжно обвиняют российских производителей в ...