Шапокляк

В самом деле, самое характерное в старухе - её низкая шляпа с широкой тульей.
Причём шляпа фигурирует в самом имени - “Шапокляк”. Ведь это не просто смешное неуклюжее имя, это название шляпы.
Только другой.
“Шапокляк” = “chapeau claque” = “оперная шляпа” была в пике популярности в середине XIX века, когда практичность ускоряющегося времени наступала на манерность и вычурность прошлых веков.
В моде были “цилиндры”, строгие и солидные, без излишеств - большое упрощение по сравнению с треуголками, перьями и прочей мишурой. Но всё-таки и они уже чувствовались обузой. Цилиндр некуда девать, когда снимешь его с головы, скажем, в опере.
Тогда шляпники придумали “складной цилиндр”. Форму он держал за счёт спрятанной внутри пружины. Когда такой цилиндр снимали с головы, его можно было прихлопнуть. При этом он делал “щёлк” и переходил в другое стабильное состояние - плоское. Очень удобно, например, в той же опере. Поэтому его называли “оперной шляпой” или “шляпа-щёлк”, что во французском оригинале звучит как “шапокляк”.
|
</> |