ШАГИ ИЗ МРАКА


Раньше, когда говорили о Средневековье, всегда добавляли слово "мрачное".
Сейчас разглядели в тех временах много и отрадного, и забавного.
Это верно: в непроглядном и сплошном мраке люди бы просто не выжили.
Но таки мрачного было многовато.
Потому дальше артефакты не для слабонервных.
Нравы тогдашние были жёстки, законы суровы, наказания люты.
И до сих пор в средневековых замках часто показывают туристам орудия тогдашних пыток и казней.
Даже музеи такие уже есть:

Кошмарные эти экспонаты будоражат впечатлительную публику.
Что немудрено.
Сумасшедшая изобретательность средневековых мучителей просто зашкаливала.
Чего только они не придумали для терзания людской плоти!
Своим ужасным поделкам они давали издевательски комичные названия – таков был чёрный юмор эпохи.
Вот труба-крокодил, сжимающая хоть голову, хоть руку, хоть ногу:

Так работала колыбель Иуды (вокруг деловитые сотрудники следствия):

Кресло это, соответственно, тоже Иуды:

Жуткая нюрнбергская дева (человека помещали внутрь и запирали):

Ещё одна модель, уже мало похожая на деву:

Вдохновлённая милым домашним животным страшная кошачья лапа (она похожа на обычную садовую вилку - но ведь этим драли живого человека):

Особенно много было почему-то всего жуткого испанского – например, испанский сапог:

Испанский осёл был, испанская щекотка (та же кошачья лапа), испанский паук и прочие гадости.
Многое из этого арсенала использовали лишь в глубоких пыточных подвалах.
Но кое-что работало и принародно.
Публичные казни многие века были привычным развлечением толпы:

Женщины и дети рвались в первые ряды зевак и старались добыть какой-нибудь сувенир, например, клок одежды казнённого:

Причём, как теперь сказали бы, развлечение это было интерактивным.
То есть зрители могли бранить осуждённых, улюлюкать, оплёвывать:

А ещё они забрасывали обречённых гнилыми овощами, грязью, экскрементами, дохлыми кошками (вот тут как раз такое и изображено):

Мерзко.
Но люди есть люди - "и милосердие иногда стучится в их сердца".
Со временем кое-кто стал пытаться несколько смягчить и упорядочить эти бесчинства.
Так, в 1318 году энергичный король Франции Филипп Красивый задумался о месте проведения казней:

И запретил совершать казни на столичных рынках.
Только в специально отведённых для этого местах!
А базар не место для столь серьёзного дела:

По указу короля на окраине Парижа была возведена знаменитая виселица Монфокон (Соколиная гора).
Это монументальное и практичное – во вкусе деловитого короля - сооружение, которое могло одновременно "принять" 45 приговорённых к повешению:

Но при нужде, как видим, можно было повесить двоих в одной секции.
Так что при массовом наплыве приговорённых Монкофон "осиливал" и 90 висельников.
Менее впечатляющие казни проводились на площадях.
Прославилась казнями Гревская площадь в Париже

Важные публичные казни – особенно казни еретиков – проводились в Европе театрализовано, с большой помпой:

А в Париже в честь благого королевского деяния – запрета казней на базарах - на парижской улице Рамбюто возвели каменный крест.
И именно у этого креста стали проводить не ужасные и кровавые, а самые рядовые наказания.
В основном тут вершилась судьба банкротов.
Средневековым коллектором выступал палач.
В кино обычно палачей изображают в остроконечных капюшонах с дырками для глаз – как у куклуксклановцев:

На самом деле ничего подобного палачи не носили, лица не закрывали (это мешало бы им в работе):

Одевались они не в устрашающе красное, а кто во что горазд, иногда вполне элегантно:

Итак, на улице Рамбюто собственность банкрота палач распределял между кредиторами.
Те, конечно спорили:

Так что зевакам было на что посмотреть:

Когда споры завершались, на голову банкрота напяливали в знак позора зелёную шерстяную шапку:

Подумаешь, шапка.
Но это было непереносимо стыдно для достоинства тогдашнего человека.
Некоторые предпочитали покончить с собой, только бы не стоять перед толпой в позорном головном уборе.
Хотя смертную казнь на рынках отменили, остались в этих местах другие зрелища, щекочущие нервы публики.
Прежде всего это позорный столб:

Позорный столб стоял у знаменитого Чрева Парижа - торгового квартала.
На уровне человеческого роста к нему традиционно крепилось деревянное колесо с дырами для голов и рук осуждённых:

Главное парижское колесо было на 6 "посадочных" мест" - т.е. одновременно могли наказывать шестерых.
Это колесо позора ещё и вращалось: каждые полчаса оно поворачивалось на 90 градусов, так что полный оборот занимал два часа.
Тут колесо на четверых, но похожей конструкции.
Хорошо видно и глумление толпы, и забрасыванье наказуемых всякой дрянью:

Полный оборот по-французски называется пируэт.
Сейчас пируэт (совсем другой) мы видим в балете, и это очень красиво:

Не то, что это безобразие со столбом.
А тот позорный пируэт позволял собравшейся толпе вволю натешиться жалким видом преступников.
Улица в Париже, где всё это происходило, до сих пор называется Пируэт, там всё теперь вполне современно, ничто не напоминает о мрачном прошлом.
Есть неподалёку и ресторан Pirouette:

Столбы позора не отменила и Эпоха Просвещения:

Не только в столицах располагались позорные столбы разных конструкций – их имел каждый уважающий себя городишко:

В Англии к позорному пребыванию у столба любили прибавить ещё одно издевательство – надеть на голову наказуемого маску позора:

Часто такое надевали на клеветников и на женщин-сплетниц.
У железной маски позора имелась ещё и пластина, которая вставлялась в рот и травмировала его:

Вот ещё одна модель

Этот дикий обычай кое-где сохранился до ХIХ века.
Фотография женщины из английского работного дома, наказанной за сплетни и оскорбления словом:

За что можно же было угодить к позорному столбу?
Кроме злословия?
В основном за мелкое воровство и мошенничество.
Поимка карманника с поличным:

Двоежёнство и сводничество тоже преследовались и вели к позорному столбу:

Сюда же, к позорному столбу, попадали и недобросовестные торговцы, которые обвешивали покупателей с помощью фальшивых лёгких гирь.
Или подкрашивали некачественное сливочное масло морковкой и календулой:

Сколько длилось пребывание наказанного у позорного столба?
Это зависело от тяжести преступления.
Знаменитый парижский палач Сансон сообщает, что за богохульство и чтение запрещённых книг надо было маяться на пируэте целых 6 часов.
Это он, Великий Сансон (1739-1806).
Он тоже лица не скрывал.
Рекордсмен: мог гильотинировать 12 человек за 13 минут:

Но в ХIV веке до гильотины было ещё далеко.
И некоторое смягчение уже нравов шло.
Медленно, со скрипом, но таки шло.
В 1347 году король Филиппа VI, родоначальник династии Валуа, сделал ещё один маленький шажок к гуманности:

Он решил обуздать ретивую толпу, которая издевалась над несчастными преступниками.
Король издал такой человеколюбивый эдикт:
"Осуждённому на позорном столбе можно бросать в лицо грязь, но не камни и не прочие предметы, которыми его можно ранить.
После чего его должны посадить на хлеб и воду".
То есть вот такими булыжниками больше бросаться было нельзя:

Однако нельзя сказать, что правонарушители только морально страдали у позорного столба.
В том же эдикте даны указания, как следует поступать с рецидивистами (исполнитель эдикта, разумеется, не толпа, а палач):
"Во второй раз (если снова провинился - С.) мы желаем, чтобы его поставили у позорного столба в ярмарочный день и чтобы ему отрезали верхнюю губу так, чтобы обнажились зубы.
В третий раз - будет отрезана верхняя десна, а в четвёртый - вся нижняя губа.
В пятый раз ему должен быть отрезан язык".
Понадобилось больше трёхсот лет, чтобы медлительное смягчение нравов потребовало нового гуманного жеста.
Его сделал блистательный Король Солнце Людовик XIV:

Он повелел, чтобы язык жулика отрезался не после пятого, а только после девятого уличения в преступлении.
Так и вращалось парижское колесо позора до 1707 года, когда наконец был завершён его последний пируэт.
Законодательно же позорный столб как мера наказания был отменён во Франции в 1832 году.
Пируэты закончились, но жестокости смягчались - повсюду! - медленно.
Так медленно.
Слишком медленно.
Гильотина, изобретённая врачом и сделанная фортепьянным мастером, была призвана сделать казнь не слишком мучительной
Технологично, гигиенично (кровь стекала в корзину с опилками), эффективно:

Гуманная цель была у этого изобретения.
От чего никому не стало легче.
И зрители остались недовольны – особенно "вязальщицы", которые умудрялись приходить к гильотине с утра со стульчиками и смотреть казни, при этом невозмутимо сплетничая и рукодельничая:

Гильотина им нравилась меньше виселицы - недостаточно зрелищно.
Они протестовали против нововведения.
Вольтер, который, к счастью, до гильотины не дожил, сокрушался:
«Мы оставим этот мир таким же глупым и злым, каким застали его».
|
</> |