Невежество и пропаганда православия в Новом учебнике по Истории России от
atheism_vestnik — 06.01.2024
Многие слышали про издание нового учебника по истории
России (1945 год — начало XXI века). Его написали помощник
президента Владимир Мединский и историк Анатолий Торкунов. Если с
ученой степенью Торкунова проблем нет, то со степенью Мединского
они есть - о чем шли долгие споры в 2010-е годы. В его работах
находили многостраничные заимствования из работ других авторов,
однако в 2017 году Минобрнауки отказал в лишении Мединского ученой
степени.
Рецензентами учебника выступили учитель истории Назаров Г.А.
и историк-византинист Карпов С.П. Получается, что Карпов,
занимающийся изучением Средневековья, рецензировал учебник по
новейшей истории России.
Так как я религиовед, то анализировал лишь те страницы
учебника, где речь идет о религии.
Цветочки
Первый раздел, посвященный вопросу
государственно-конфессиональных отношений, называется "Власть и
церковь" (страница 99). Ничего особенного там нет: затронут период
Хрущева с акцентом на православии, перечислены несколько фактов об
осложнении отношений между властью и церковью. Объем -
полстраницы.
Следующие полстраницы текста о
государственно-конфессиональных отношениях посвящены периоду
Горбачева (страница 230). Церковь получает больше свобод, начинает
вести себя более вольно и смело. Акцент снова сделан на
православии, остальным конфессиям уделено две-три
строчки.
Ягодки
Самое интересное описывается в разделе про современность -
"Государство и основные религиозные конфессии" (страница 365). Если
два предыдущих раздела были вполне беспристрастными, хоть и
скупыми, то здесь начинается пропаганда: однобокие оценки без
аргументации и манипуляция терминами. Какие формулировки здесь
есть?
1. В 1990-е гг. под воздействием западной
пропаганды вместо традиционных для нашей культуры ценностей —
добра, справедливости, коллективизма, милосердия, жертвенности —
обществу активно навязывались настроения индивидуализма, отсутствия
ответственности человека перед обществом.
По всей видимости, этот раздел писали с отсылкой на
недавно опубликованный документ о традиционных ценностях России.
Есть "злой Запад" со своими неправильными и не применимыми для нас
ценностями, и есть мы - светочи с нимбами на головах. Почему именно
эти ценности являются нашими "традиционными" - аргументов не
приводится. Это типичный пропагандистский штамп, который используют
популисты и идеологи для набора рейтинговых очков.
2. Утверждалось, что главной целью человека
является личный успех, достижение материального благополучия и
достатка, пренебрежение коллективными ценностями и страданиями
других.
Кем именно это утверждалось? Какие организации продвигали эти
ценности? Почему они считаются исключительно западными, а не
общемировыми? Никаких цитат и ссылок здесь нет. Видимо, авторы
пытаются сказать, что Запад - это злой капитализм, а наш капитализм
- добрый, с традиционными ценностями.
Совершенно вопиющий отрывок идет после вышеописанного
предложения:
3. Снятие ограничений в религиозной жизни
способствовало проникновению из-за рубежа различных сект и
псевдорелигиозных течений. Такие секты называют тоталитарными за
использование психологических приёмов, направленных
на абсолютное подчинение адептов своим «гуру» и «вождям»,
отказ в их пользу от своего имущества и сбережений. Психика многих
людей оказывалась искалечена. Многим потребовалось серьёзное
лечение.
Во-первых, термины "секта" и "псевдорелигиозные течения" в
данном контексте свидетельствуют о невежестве авторов учебника.
Если бы они были обычными обывателями, которые решили поговорить на
кухне, или журналистами из низкопробных газет, то у меня бы
вопросов к ним не было. Но авторы являются учеными-историками. Они
обязаны знать терминологию, предмет и особенности объекта
изучения.
В религиоведении термин "тоталитарная секта" не используется,
потому что он является ангажированным и конфессиональным. Термин
"псевдорелигиозное течение" следует использовать очень осторожно
для конкретного ряда феноменов. Нельзя применять непроясненный
термин в оценочной формулировке. Это неприемлемо даже для школьного
учебника. Подобные идеологические штампы должны быть
исключены.
Во-вторых, почему авторы учебника не говорят о реабилитации
людей после ухода из православия, ислама и других "традиционных
религий"? Монастырская жизнь часто приводит к психологическим и
физиологическим проблемам. Уход из ислама в некоторых регионах
России подвергает человека в состояние остракизма, в некоторых
случаях дело может дойти до лишения жизни.
В-третьих, подобные "тоталитарные секты" существовали в
российском пространстве и без серьезного западного влияния. Более
того, из нашего народа вышли многие нетрадиционные формы
религиозности, которые повлияли на мировой нью-эйдж: толстовство,
рериховское движение, теософия Блаватской и т.д. Новые религиозные
движения появились в России еще в СССР. Конечно, в 90-е годы их
влияние усилилось, но многие организации произросли из нашего
пространства: Церковь Виссариона, ивановцы, Радастея, анастасийцы и
другие.
4. В Москве был воссоздан храм Христа
Спасителя, построенный в XIX в. на средства простых людей в память
о победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие стало символом
духовного возрождения России.
Почему восстановление ХХС стало символом духовного
возрождения России? Чем это обосновано?
Далее авторы нахваливают РПЦ, пишут, что она вовлечена в
социальные проекты и всем помогает. Создается картина, что это
спасительная организация, без которой невозможно
существовать.
5. На приёме в Кремле в январе 2000 г.
патриарх Алексий II сказал: «Ещё недавно, каких-нибудь 10 лет
назад, подобная встреча в Кремле была бы немыслима, но сегодня мы
вместе — церковь и государственное руководство. Дай Бог, чтобы эта
общность не ограничивалась только праздниками, ведь
воскрешение России, служение благу людей конкретными делами — это
задача и церкви, и власти».
Цитата патриарха Алексия II приведена в учебнике не просто
так. Авторы учебника выделили жирным шрифтом последние строки о
том, что воскрешение России и служение благу - это задача церкви и
власти. Текст говорит школьнику, что церковь - это необходимый
институт для существования страны.
В конце параграфа подведен итог в один абзац:
В 1990-е гг. отсутствие государственной
поддержки негативно сказалось на состоянии отечественных культуры,
науки и образования. Положение радикально изменилось к лучшему уже
в первые годы XXI в. Многое сделано для развития отечественной
науки, культуры и спорта. Активно возрождалась религиозная жизнь.
В обществе растёт поддержка патриотических и традиционных для
нашей страны духовно-нравственных ценностей.
Авторы учебника утверждают, что возрождение религиозной жизни
- это изменение в лучшую сторону. Почему бы не написать, что
возрождение атеизма в последние 10 лет - это изменение в лучшую
сторону? Почему религиозная жизнь преподносится как
приоритетная?
Итог
Я не могу судить весь учебник, потому что прочитал
только разделы, посвященные религии. Если же говорить только о
прочитанном, то учебник дает поверхностную информацию о
религиозно-исторических процессах времен Хрущева и Горбачева.
Описание периода с 90-х пестрит пропагандистскими и идеологическими
штампами. Роль РПЦ представлена исключительно как позитивная. Про
остальные крупные религиозные традиции России почти ничего не
написано.
https://dzen.ru/a/ZONQMC_JJR5zC1H7