Шаблонная магическая конструкция
anairos — 23.01.2024 В фэнтези – особенно у начинающих авторов – раз за разом повторяются вариации одной и той же магической системы.Магия в них – нечто вроде природной метафизической силы. У неё может быть короткое звучное название (в подражание Ци и Ки), или её просто называют «магией» или «силой». Она разлита повсюду в мире, хотя чаще всего не везде одинаково.
Маги – существа, способные чувствовать, накапливать и направлять магию. С её помощью они изменяют самих себя и окружающий мир.
При этом магия имеет какое-то отношение к душе. Душа может быть связана как с источником силы, так и с другой душой (в частности, может использовать другую душу как источник силы – сплошь и рядом в романтическом фэнтези героиня, став возлюбленной могучего мага или дракона, сама делается сильнее).
Вариации в основном сводятся к тому, кто способен управлять магией и как именно он это делает. Но фундамент таков.
Вполне возможно, вы видели подобное уже столько раз, что сейчас просто кивнули и сказали себе: ну да, стандартная фэнтезийная магия, вариант по умолчанию.
А между тем, если задуматься, не такая уж она и стандартная – и уж точно не очевидная. Эта система резко отличается от всех, что исторически бытовали в нашей с вами реальности.
- Мир полон духов. Маг – человек, знающий правила общения с духами, и поэтому некоторые из них выполняют его просьбы и приказы.
- Мир подчиняется особым словам и действиям. Маг – знаток этих слов и действий.
- Мир подчиняется воле и воображению. У мага они развиты намного сильнее, чем у простого смертного, и поэтому он может творить чудеса.
- Маги – особые существа, похожие на людей, но не люди. Магия – то, что они просто способны делать по своей природе, как птицы умеют летать, рыбы дышать водой, а осьминоги менять цвет (хотя, чтобы эффективно колдовать, им тоже могут требоваться знания, умения и опыт).
На самом деле ответ достаточно прост.
Хороший автор выбирает мир под историю. Если он пишет фэнтези – значит, его история именно в фэнтезийном антураже будет звучать лучше всего.
Поэтому и магия у него – не просто средство создания сказочной атмосферы и инструмент, которым пользуются персонажи. Это всегда ещё и метафора для чего-то такого, что читатель сможет примерить на себя.
В «Гарри Поттере» магия – метафора желаний. Не тех, которые want, а тех, которые wish – заветных и несбыточных. Практически с каждым персонажем ассоциирована особая магия – отражение того, чего он больше всего хочет, но не может получить.
В «Дозорах» (по крайней мере, в первой книге) это метафора свободы – вернее, безнаказанности. Представь, что ты можешь делать, что хочешь, и тебе за это ничего не будет. Что ты начнёшь творить тогда? Как справишься с последствиями своих действий – ведь теперь все эти последствия только твои, за них некого больше винить?
У Толкина это метафора власти – точнее, отношения к миру. Или ты пытаешься прогнуть мир, подчинить себе, переделать по своему вкусу. Или ты принимаешь его как есть, живёшь по его законам и в пределах этих законов творишь своё.
Можно было бы продолжать и дальше, но это уже тема для отдельного разговора.
Неопытный же автор пишет фэнтези, потому что ему нравится антураж с драконами и волшебниками. Магия нужна ему только затем, чтобы была.
То есть, когда он приступает к работе над историей, у него в голове самый простой замысел: «Я должен дать своим персонажам силу, которой они могли бы пользоваться».
И это автоматически приводит его к той системе, с которой мы начали. Ведь она – простейшая из всех возможных. По сути, вся она сводится к единственному тезису: магическая сила существует, и люди могут ею пользоваться. Дальше осталось придумать правила, кто и как может это делать.
К ней редко прибегают хорошие авторы. Очень уж такая магия получается неопределённой. Она годится как инструмент для персонажей, но вот для авторского замысла почти бесполезна.
Чтобы извлечь из неё хоть что-нибудь, приходится что-то добавлять. Например, пусть магия будет токсичной, загрязняющей природу и вызывающей мутации. Или пусть она будет ограниченным ресурсом, и маги будут воевать за доступ к ней. Или ещё что-нибудь.
Но если ты хочешь «просто написать фэнтези», и у тебя нет желания – да и надобности – сочинять собственную магическую систему, это вариант как раз для тебя.
|
</> |