Шаблонная магическая конструкция

топ 100 блогов anairos23.01.2024 В фэнтези – особенно у начинающих авторов – раз за разом повторяются вариации одной и той же магической системы.

Магия в них – нечто вроде природной метафизической силы. У неё может быть короткое звучное название (в подражание Ци и Ки), или её просто называют «магией» или «силой». Она разлита повсюду в мире, хотя чаще всего не везде одинаково.

Маги – существа, способные чувствовать, накапливать и направлять магию. С её помощью они изменяют самих себя и окружающий мир.

При этом магия имеет какое-то отношение к душе. Душа может быть связана как с источником силы, так и с другой душой (в частности, может использовать другую душу как источник силы – сплошь и рядом в романтическом фэнтези героиня, став возлюбленной могучего мага или дракона, сама делается сильнее).

Вариации в основном сводятся к тому, кто способен управлять магией и как именно он это делает. Но фундамент таков.

Вполне возможно, вы видели подобное уже столько раз, что сейчас просто кивнули и сказали себе: ну да, стандартная фэнтезийная магия, вариант по умолчанию.

А между тем, если задуматься, не такая уж она и стандартная – и уж точно не очевидная. Эта система резко отличается от всех, что исторически бытовали в нашей с вами реальности.

  • Мир полон духов. Маг – человек, знающий правила общения с духами, и поэтому некоторые из них выполняют его просьбы и приказы.

  • Мир подчиняется особым словам и действиям. Маг – знаток этих слов и действий.

  • Мир подчиняется воле и воображению. У мага они развиты намного сильнее, чем у простого смертного, и поэтому он может творить чудеса.

  • Маги – особые существа, похожие на людей, но не люди. Магия – то, что они просто способны делать по своей природе, как птицы умеют летать, рыбы дышать водой, а осьминоги менять цвет (хотя, чтобы эффективно колдовать, им тоже могут требоваться знания, умения и опыт).

Согласитесь, тоже ведь знакомые системы. Общеизвестные, распространённые, подходящие для создания интересных историй. Почему ни один из них не стал вариантом по умолчанию?


На самом деле ответ достаточно прост.

Хороший автор выбирает мир под историю. Если он пишет фэнтези – значит, его история именно в фэнтезийном антураже будет звучать лучше всего.

Поэтому и магия у него – не просто средство создания сказочной атмосферы и инструмент, которым пользуются персонажи. Это всегда ещё и метафора для чего-то такого, что читатель сможет примерить на себя.

В «Гарри Поттере» магия – метафора желаний. Не тех, которые want, а тех, которые wish – заветных и несбыточных. Практически с каждым персонажем ассоциирована особая магия – отражение того, чего он больше всего хочет, но не может получить.

В «Дозорах» (по крайней мере, в первой книге) это метафора свободы – вернее, безнаказанности. Представь, что ты можешь делать, что хочешь, и тебе за это ничего не будет. Что ты начнёшь творить тогда? Как справишься с последствиями своих действий – ведь теперь все эти последствия только твои, за них некого больше винить?

У Толкина это метафора власти – точнее, отношения к миру. Или ты пытаешься прогнуть мир, подчинить себе, переделать по своему вкусу. Или ты принимаешь его как есть, живёшь по его законам и в пределах этих законов творишь своё.

Можно было бы продолжать и дальше, но это уже тема для отдельного разговора.

Неопытный же автор пишет фэнтези, потому что ему нравится антураж с драконами и волшебниками. Магия нужна ему только затем, чтобы была.

То есть, когда он приступает к работе над историей, у него в голове самый простой замысел: «Я должен дать своим персонажам силу, которой они могли бы пользоваться».

И это автоматически приводит его к той системе, с которой мы начали. Ведь она – простейшая из всех возможных. По сути, вся она сводится к единственному тезису: магическая сила существует, и люди могут ею пользоваться. Дальше осталось придумать правила, кто и как может это делать.

К ней редко прибегают хорошие авторы. Очень уж такая магия получается неопределённой. Она годится как инструмент для персонажей, но вот для авторского замысла почти бесполезна.

Чтобы извлечь из неё хоть что-нибудь, приходится что-то добавлять. Например, пусть магия будет токсичной, загрязняющей природу и вызывающей мутации. Или пусть она будет ограниченным ресурсом, и маги будут воевать за доступ к ней. Или ещё что-нибудь.

Но если ты хочешь «просто написать фэнтези», и у тебя нет желания – да и надобности – сочинять собственную магическую систему, это вариант как раз для тебя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мои бабушки всегда жили далеко от меня, в другой стране и за тыщи километров. Между нами были только письма и редкие звонки на телеграфе. Все это было в прошлом веке, сейчас совсем другое время. Но когда я уехала далеко от собственной мамы, меня опять настигло дежавю. Писем правда уже ...
Я так хочу скорей услышать В ближайший утренний рассвет Простую фразу, без излишеств, ВОЙНЫ В ДОНБАССЕ БОЛЬШЕ НЕТ. Луганское граффити от 17.08.2014 Вчера с утра наконец прошел дождик и я решил прогуляться по городу. «Гуманитарная катастрофа». За этим гладеньким политкоррект ...
... не пережившей вчерашнюю ...
Поговори со мной, антисемит! Не отводи презрительного глаза. Теперь, когда лежит в руинах Газа И в сердце раной ненависть саднит. Сейчас поговори со мной, сейчас, Когда дрожат от взрывов катакомбы, Куда зарылся твой дружок ХАМАС, Хоть знает, что и там достанут бомбы. Поговори со мной, ...
* * * Светлый праздник бездомности, тихий свет без огня. Ощущенье бездонности августовского дня. Ощущенье бессменности пребыванья в тиши и почти что бессмертности своей грешной души. Вот и кончено полностью, вот и кончено с ней, с этой маленькой повестью наших судеб и дней, наших ...