Сезон 1997 превью
a_simakoff — 15.10.2023
Теги: Джордан
Бенет
В 1997 году ФИА продолжила бороться с прижимной силой и скоростью
форсирования поворотов. Поэтому с обтекателя двигателя исчезли
маленькие крылышки, некогда придуманные McLaren и не сильно им
помогшие. Высота дефлекторов, размещенных перед задними
колесами, не может превышать 50 сантиметров по отношению к базовой
плоскости. Ну а детали подвески теперь не должны в ширину превышать
свою толщину более чем в 3,5 раза, что бы не
превращаться в элемент аэродинамики. Но все это мелочи в сравнении
с тем, что грянет в 1998.
FIA также озабочена возможной войной шин и поэтому ограничила
комплекты резины, на каждого пилота на уик-энд приходится 36
шин.
Есть изменение и в календаре. После 10 лет отсутствия возвращается
Австрия. Ну а Португалия, где затеяли большой ремонт, сдвинута на
конец сезона.
[email protected]?v=1656885608"
loading="lazy" />
По каким-то то своим, неведомым причинам Рон Дэннис (странный
все же он товарищ) выступил против использования имени TWR в
названии команды. Поэтому на трассы вернулось доброе, старое имя
Arrows. Тома Уолкиншоу вложил в детище 15 миллионов фунтов и
считает, что команде под силу одержать в этом году одну-две победы.
Очень верят в это и в Bridgestone. Японцы в 1988 слились с
американцами из Firestone. В 1996 они опередили по
продажам Michelin и Goodyear, но во многом за счет
американского рынка (и присутствия в Индикаре), теперь цель
покорить рынок европейский и поможет в этом команда с чемпионом за
рулем. И конечно для японцев важна цифра один на их машине.
шасси Arrows A18 двигатель Yamaha OX11C (Judd JV)
3.0 V10
шины Bridgestone топливо ELF
конструктор Frank Dernie
Совершено не понятно что ожидать от
шин Bridgestone, но и совершенно не ясно что ждать от
двигателя Ямаха. Это совсем не тот двигатель с которым мучился
дядюшка Кен Тиррелл. Джон Джадд переосмыслил концепцию. Очень
легкий и очень маленький, этот блок, однако, не полностью выполняет
свою роль несущего двигателя. А переосмысление стало сюрпризом для
Фрэнка Дёрни, которому спешно пришлось расширять заднюю часть
болида. В итоге тестов толком провести не успели, а на тех, что
успели, выяснили, что машина вышла катастрофой.
1
Дэймон Хилл 36 лет*, победитель 21-го Гран При,
чемпион 1996
возраст указан на 9 марта 1997 т.е. на первое Гран При сезона
в Австралии*
Конечно многие считали Дэймона Хилла гонщиком классом ниже
Шумахера, Сенны, Проста и прочих, великих. "Дэймона в титул привез
самовоз". Но понятно, что в плане доводки техники, работы с
инженерами, Хиллу равных не было. Для команды он был очень полезен.
Для самого Хилла же сделка с Уолкиншоу финансово очень
выгодна, ибо он конечно помнит, как ушедший отец оставил семью без
гроша.
2 Педро Динис 25 лет, два 5-х места, 15-й в
1996
Педро порой, конечно, тупил и творил
дичь, но в целом он сильно вырос, как гонщик, за рулем Лижье и даже
набрал очки. Но по прежнему его ценность это деньги и связи его
семьи с Parmalat. Семья Динисов также завлекли в команду
- производителей электроники Danka и всякой всячины для
кухни от Zepter.
На деньги Динисов ещё и в качестве тест пилота нанят чемпион Ф3000
Йорг Мюллер.
Это главные фавориты сезона, в доминирующем стиле проведшие сезон
1996. Но, скорее всего их ожидает спад, пусть и не в этом году.
Ведь уходит Рено и уходит Эдриан Ньюри.
шасси Williams FW19 двигатель Renault RS9 3.0
V10
шины Goodyear топливо Castrol
конструкторы Patrick Head, Adrian Newey,
Geoffrey Willis
Эдриан Ньюри оказался недоволен
последними решениями команды по составу, посчитал, что с его
мнением не считаются и решили перейти в McLaren. Поэтому в этом
сезоне он будет заниматься садоводством. А его машину будут
доводить до ума Джефф Уиллис и Гэвин Фишер. Болид вышел
заметно уже, с большей поддержкой и улучшенным распределением веса.
Плюс Рено на прощанье выдала сверхмощный двигатель
развивающий 18 000 об/мин за счет более легких материалов.
Внутри течет топливо ELF, привычное Рено, хотя официально
поставщиком является Castrol и я помню статьи в АМС
расхваливающую эту коллаборацию.
3 Жак
Вильнев 25 лет, четыре победы, вице чемпион 96
С учетом набранного опыта Жак, конечно главный фаворит чемпионата.
Но, канадец, явно не тот человек, что сможет заполнить дыру
возникшую в работе с инженерами и обратной связи, после ухода
Хилла.
4 Хайнц-Харальд
Френтцен, 29 лет, одно 3-е место, 9-й в 1995
После трех сезон в Заубер Ха-Ха получил шанс побороться за новые
вершины и может быть даже стать вторым чемпионом мира из Германии.
Внешне он кажется очень крутым, но сможет ли он поехать в такой
команде как Williams, после тихой, почти семейной Заубер? Пилот ли
он уровня Вильнёва и Хилла? После сезона 96 в этом возникли
сомнения.
В тест пилотах верный Жан-Кристоф Буйльон.
Ну где-то в середине 96, тиффози конечно хотели Жана Тодта повесить
вниз головой, как некие лиса и кот повесили одного сказочного
персонажа с длинным носом. Ведь красные машины не могли проехать и
круга. Но ближе к концу ситуация исправилась ну а уж победа в Монце
и вовсе вселила самые радужные надежды. Три победы, второе место в
КК. В 1997 увеличится финансовая помощь от Мальборо, коим более не
надо помогать МакЛарену и разделять щедроты на две команды.
Дополнительные денежки принесли алмазный концерн Asprey и
итальянские технический гигант Telecom Italia с японцами из
Pioneer
шасси Ferrari F310B (648/2) двигатель Ferrari 046/1B
3.0 V10
шины Goodyear топливо Shell
конструкторы John Barnard, Gustav
Brunner, Willem Toet
Новый F310B, спроектированный Джоном
Барнардом, разочаровал в ходе предсезонных тестов. Эта эволюция
F310 предыдущего года на самом деле представляет собой смесь
Williams FW18 (приподнятая передняя часть), Benetton B196 в
центральной части ну и задок от Ferrari 412T2. Машина
страдает от недостаточной поворачеваемости. Одно радует, двигатель
стал мощнее на 30 лошадок. Все это ускорило прощание команды с
Барнардом и на следующий год уже наняты Росс Броун и
Рори Бирн, соавторы двух побед Шумии в Бенеттоне.
5 Михаэль
Шумахер, 28 лет, 22 победы, чемпион мира 1994, 1995
Все недостатки этого шасси должен компенсировать немецкий
гонщик, быстро завоевавший сердца фанатов красной марки.
6 Эдди Ирвайн,
31 год, два 3-х места, 10-й в 1996
Количество сходов Ирвайна в 1996, удручало. Но почти все они
были по вине техники, а сам Эдди пришелся ко двору своим
трудолюбием и пониманием своего места в иерархии команды.
1996 был конечно не катастрофой, но большим разочарованием.
Впервые с 1988 года команда осталась без побед, хоть и была к ним
близка. Семья модников жаждет реванша и уходящих в Феррари Броуна
и Бирна (которых Бриаторе назвал использованными мозгами)
приходят Пэтом Саймондс и Ник Вирт. Бюджет остается
стабильным: появление Korean Air и FedEx наполнило казну
шасси Benetton B197 двигатель Renault RS9 3.0
V10
шины Goodyear топливо Agip
конструкторы Pat Symonds, Nick Wirth, Jean-Claude
Migeot
Более низкий центр тяжести благодаря
уменьшенному Renault V10. Новое распределение масс и новая
трансмиссия должны сделать все это более устойчивым. Шумахер очень
любил нервные машины, поэтому оставшийся от Миши Бенеттон 96 года
не подошел Алези и Бергеру. Задача Саймондса и Вирта сделать болид
более предсказуемым и кажется с этой задачей справились.
7
Жан Алези, 32 года, победитель одного
Гран При, 4-й в 1996
Его в прошлом году и ругали и уже почти уволили, но кажется он
все же нашел общий язык с Флавио и снова позиционирует себя как
главного претендента на титул в 97.
8
Герхард Бергер, 37лет, победитель 9
Гран При, 3-й в 1988 и 1994 годах
Бергер снова предлагает свои талант доводчика и даже заявляет о
своём прогрессе как гонщика. Но есть ли у него мотивация?
Поскольку Винченцо Соспири перешел в Lola, место тест пилота
занял 23-х летний Александр Вюрц, гонщик DTM и победитель 24 часов
Ле-Мана.
Уже три года команда не выигрывает Гран При. Рон Дэннис на
грани отчаянья, а Мерседес недовольно топчет ножкой. Поэтому в
команду зовут Эдриана Ньюри, но к работе он приступит лишь по
окончании сезона, таковы теперь требования. Представив новую
машину, команда приятно удивила красивым оранжевым цветом, как дань
традиции и первым болидам. Очень, помню, мне тогда эта расцветка
понравилась. Но потом все сменили цвета новых спонсоров, тоже,
конечно, ставших со временем легендарными.
McLaren MP4-12 двигатель Mercedes FO110E 3.0
V10
шины Goodyear топливо Mobil
конструкторы Neil Oatley, Henri Durand
Нил Оутли создал очень легкий болид
(он легче нормы если взвешивать его без пилота), оснащенный
пониженным центром тяжести, приподнятыми боковыми подвесками и
опущенным носом для ограничения недостаточной поворачиваемости.
Марио Илмар предложил новую систему впуска и двигатель получился
более гибким и более мощным ь (720 лошадиных сил при 15
700 об/мин)
9 Мика
Хаккинен, 28 лет, три 2-х места, 4-й в 1994
Мика кажется окончательно отошел от своей аварии в Аделаиде 95
года и готов к первым победам.
10 Дэвид
Култхард 25 лет, одна победа, бронзовый призер 1995 года
Сезон Дэвида очень разочаровал Рона Дэнниса, не смог парень
приноровится к такому падению уровня техники, после перехода из
Williams. Поэтому сезон 97 будет важен для шотландца.
В тест пилотах Яна Магнунсена сменил пилот из немецкой Ф3,
спонсируемый спортивной программой West немец Ник
Хайдфельд
Увы после двух лет взлета у Джордан началась в 96 году
стагнация. Нужно приложить немалые усилия, что бы догнать команды
из большой четверки, что бы сохранить неплохой движок
Пежо. Benson & Hedges продолжили финансирование но
сменили цвета машины с золотистого на ярко-желтый, как лучше
смотрящийся на экранах тогдашних телевизоров.
Команда также реконструировала базу и внесла улучшения в
аэро-трубу и вдвое увеличила штат.
шасси Jordan 197 двигатель Peugeot A14 3.0
V10
шины Goodyear топливо Total
конструкторы Gary Anderson, Tim Holloway, Seamus
Mullarkey
Гэри
Андерсон представляет радикально новую модель 197,
вдохновленную Williams FW18. Двигатель Пежо предлагает большую
мощность (750 лошадиных сил при 15 500 об/мин) при одновременном
снижении расхода топлива. Обе стороны хорошо поработали над
надёжностью коробки
11
Ральф Шумахер, 21 год
Прогресс Рубенса Баррикелло застопорился и его отпустили в
Стюарт. Новым Баррикелло и лидером команды видят младшего брата
Михаэля, когда-то тоже дебютировавшего в Jordan. Ральф доминировал
в японской Ф 3000 (Ф-Нипон), прекрасно провел тесты и его хотели
видеть в McLaren, но в качестве тест пилота с возможностью стать
основным в 1998. Но Шумахер предпочёл гонятся здесь и сейчас и
принес с собой деньги от пива Bitburger. Многие журналисты
смотрят на него скептически.
12
Джанкарло Физикелла, 24 года,
Хотели они сохранить и Мартина Брандла и даже какое-то время
машину тестировал Мэнселл, но пузатый сорокалетний, усатый мужчина
оказался слишком медленным. В результате Джордан взял в аренду, у
Бриаторе, Физикеллу, Джанкарло планируется пилотом в Бенеттон в
1998 и нуждается в практике.
Бранд, предпочётший роль консультанта в TWR и гонки
прототипов, считается такой дуэт двух молодых львов слишком
опасным.
В начале 1997 года Ален Прост (не без помощи правительства
Франции) купил команду, где все было готово к началу сезона,
за 5,25 миллиона фунтов стерлингов. Пока Ален никак повлиять
и все поломать не успел. И все его усилия направлены на 1998 год и
союз с Пежо.
шасси Prost JS45 двигатель Mugen-Honda
MF-301HB 3.0 V10
шины Bridgestone топливо ELF
конструктор Loic Bigois, George Ryton
Молодой Люк Бигуа создал машину и
похожую на последний Лижье и не похожую. Более узкий
нос, трехпланное заднее крыло. Также стоит отметить, что Прост
(Лижье) самая крупная команда, выбравшая
шины Bridgestone.
Конечно Прост менее доволен наличием в команде японца Наканы,
которого Бриаторе посадил в кокпит в обмен на скидки на
двигатели Mugen-Honda. Он выступал в японской Ф3 и в Ф-Нипон,
но нигде особо не блистал но он тест пилот Хонды.
Питер Заубер провел предыдущий год в поисках нового поставщика
двигателей, чтобы компенсировать запланированный уход Форда. После
провала переговоров с Yamaha он обратился к Ferrari через Жана
Тодта, своего бывшего соперника и приятеля по эпохе
спорт-протипов. Sauber привлекли к переговорам своего
спонсора - малазийскую нефтяную компанию Petronas, которая
предложила Джанни Аньелли помочь создать сети автосалонов Fiat в
Юго-Восточной Азии, в обмен на движки, что будут называть в честь
спонсора Petronas. Это двигатели Феррари 96 года,
обслуживаемые инжинером Осаму Гото.
шасси Sauber C16 двигатель Petronas SPE 01 (Ferrari
046) 3.0 V10
шины Goodyear топливо Petronas
конструкторы Leo Ress, Rene Hilhorst
Лео Рисс в очень короткие сроки создал
под новый двигатель машину, компактную, с приплюснутой
мордой. но это по сути очень плохенький Заубер С15 96 года но с
новым движком.
16
Джонни Херберт, 32 года, две победы, 4 место в
1995 году
Джонни очень плохо начал сезон 96, но потихоньку догонял
Френтцена, показал технические знания и Питер Заубер продлил с ним
контракт на два года сделав его первым пилотом.
17 Николо
Ларини, 31 год, одно второе место, 14-й в 1994
году
Никола уже пять лет выступает тест пилотом Феррари и отличное
знает этот двигатель, что должно помочь команде
В тест пилотах аргентинец Норберто Фонтана
Четырех-летние сотрудничество Тиррелл и Ямахи закончилось с
результатами не оправдавшими ожидания. Следом за Ямахой команду
покинул Укиё Катаяма прихвативший с собой Mild Seven. Зато в
качестве консультанта пришел экс пилот команды Сатура Накадзима,
приведший PIAA, производителя фар, спонсировавших команды
Накадзимы в Ф3 и Ф3000.
шасси Tyrrell 025 двигатель Ford Cosworth ED4 3.0
V8
шины Goodyear топливо ELF
конструкторы Harvey Postlethwaite, Mike
Gascoyne,
Тут заметным отличием от прошлогодней
машины является нос, как и у многих машин 97 года. Слабое звено
этого болида фордовский движок V8, которому не хватало
мощности в прошлом году и Форд уже заявил, что не будет его
улучшать, сконцентрировавшись на Zetec-R V10.
18 Йос Ферстаппен,
25 лет, два 3-х места, 10-й в 1994
Йос отлично начал сезон 96, но потом
как-то сдулся. Во многом из-за того, что машину перестали
развивать. Ну и плюс, как ни странно, то был первый полный сезон
голландца в Ф1 и возможно сил на весь год не хватило. В общем
репутация оказалась несколько подмочена и надо было её
исправлять.
19 Мика Сало, 30 лет,
четыре 5-х места, 13-й в 1996 году
Многие считали, что Сало давно заслужил место в команде получше.
Тем интересней было бы посмотреть, как он поедет на фоне
Ферстапена, после двух лет избиения бедолаги Катаямы.
Ну а PIAA на место тест пилота усадила японца Тору Такаги.
В прошлом сезоне стало понятно, что команде Джанкарло Минарди не
выжить, обсуждались различные варианты. В итоге 70% команды
купил Габриэле Руми, бывший владелец
команды Fondmetal-Osella, Габриэле небольшую часть акций
выпустил в продажу и так в акционерах команды оказались Флавио
Бритаторе и Алессандро Наннини. Оставшиеся 30% были поделены между
Беппе Лукки (экс владельцем BMS) и самим Минарди. Плюс в команду в
качестве пилота пришел Катаяма и привел спонсора Mild Seven.
Появились деньги на новый болид и новый двигатель и на пилотов не
типа Лаваджи. Появилась надежда.
шасси Minardi M17 двигатель Hart 830 3.0
V8
шины Bridgestone топливо Mobil
конструктор Gabriele Tredozi, Mauro
Gennari, Mariano Alperin
Красивая и элегантная машина вышла у
Габриэле Тредоци. Увы двигатель Hart V8 слишком хрупкий, хоть
и более мощный чем Ford Cosworth.
20
Укиё Катаяма, 33 года, два 5-х места, 17-й в
1994
К сожалению, два последних года в партнерстве с Сало, стали для
японца кошмаром. Но была надежда, что смена обстановки поможет и
Укиё вернется к кондициям прекрасного 94 года.
21 Ярно
Трулли, 22 года
Когда стало ясно, что Физикеллу в команде не удержать, Минарди
хотели усадит за руль Тарсо Маркеша, хорошо себя показавшего в
южно-американских гонках прошлого года. Но акционер Бритаторе
уговорил усадить за руль Ярно Трулли, асса картинга и чемпиона
немецкой Формулы 3.
Маркеш остался в тест-пилотах, но ему обещают место на следующий
сезон.
Восемь лет команда Джеки Стюарта и его сына Пола штурмовала
младшие Формулы, год готовилась к штурму Формулы 1 и вот он
состоялся. Причем целью было именно начать с нуля а не купить
готовую команду, как это сделал Ален Прост. В
Милтон-Кейнсе был построен новый завод, значительная поддержка была
получена от банка HSBC и правительства Малайзии (проталкивающего
проведение Гран При в своей стране), Texaco и Sanyo. Джеки носился
со спонсорами (поиски, встречи), Пол руководил. Стюарт старший
договорился с Фордом о новейшем двигателе Zetec-R V10 и с
шинами Bridgestone, полагая, что те, как сами новички, с
пониманием отнесутся к их проблемам как новичков.
шасси Stewart SF1 двигатель Ford Cosworth JD
'Zetec-R' 3.0 V10
шины Bridgestone топливо Havoline
конструкторы Alan Jenkins, Andy le
Flemming, Eghbal Hamidy
Опытнейший Алан Дженкинс создал
классический болид, выделяющий расцветкой под шлем Джеки Стюарта и
двигателем Ford Cosworth JD 'Zetec-R, который основательно
доработали.
22
Рубенс Баррикелло, 24 года, одно 2-е место, 6-й
в 1994
Вышедшему из под опеки Эдди Джордана Рубенсу надо что-то делать что
бы избавиться от репутации человека не оправдавшего надежд.
Тут как с Катаямой, может быть поможет смена обстановки.
23 Ян
Магнуссен, 23 года,
В 1994 году Ян побил все рекорды в британской Ф3, а потом на два
года засел в тест пилотах McLaren (проведя одну гонку) и в
чемпионате ITC. Маки хотели его оставить и на третий год, но уже
сам Ян взвыл. Джеки Стюарт считает его будущим чемпионом мира.
Компания Эрика Бродли в последний раз засветилась в Ф1 в 1993,
когда создала неудачный болид для BMS. Но были у них и радостные
дни и даже поул с Джо Сёртисом в 60-х, или неплохие выступления с
Джонсом, Тамбэ, Сузуки, Бернаром в 80-х начале 90-х. Поэтому
хотелось в Ф1 вернутся, тем более что в других категориях у Лолы
все шло весьма удачно. В 1996 каким-то чудом судьба свела Бродли с
компанией MasterCard, решившей дать много денег. Бродли
задумал штурм на 1998, но в MasterCard совсем не понимали, что
такое Ф1, они потребовали команду здесь и сейчас и Эрик спешно
побежал собирать болид, состав и прочее.
шасси Lola T97/30 двигатель Ford Cosworth ECA
'Zetec-R' 3.0 V8
шины Bridgestone топливо Penzoil
конструкторы Eric Broadley
Эта машина была собрана так быстро, что её даже не обкатывали
в аэродинамической трубе. Никаких тестов само собой тоже не было.
Двигатель Форд Zetec-R., это не тот, что стоит у Стюартов это
двигатель оставшийся от Forti, но в 1994 он стоял на машине
Шумахера и это лучше, чем то, что стоит у Тиррелла. И Эрик Бродли
уверен, что команда поборется за очки.
24 Риккардо
Россет, 28 лет
Риккардо неудачно провел дебютный сезон в Arrows, но не
сказать, что бы опозорился. Знание трасс и деньги от Lycra,
должны помочь
25 Винченцо
Соспири,33 года
Тест пилот Бенеттона, чуть не оказался в Simtek в 1994,
выиграл чемпионат Ф3000 в 1995, когда как раз был напарником
Россета (команда Super Nova). В общем человек очень большого опыта,
но без опыта в Ф1.
В тест пилотах у них непотопляемый Андреа Монтермини.
А ещё был проект Dome который в то время был очень на
слуху. За не имением логотипа команды, будем считать что он был
таким.
Dome это японцы, команда хорошо выступавшая в японской Ф3 и
Ф-Нипон.
Dome F105 с двигателем V10 Mugen-Honda, весь 1996 год его
тестировали Шинидзи Накано и Наоки Хаттори, потом Накано
сменил Марко Апичелла. Но увы, особых скоростей болид не показывал,
спонсоров найти не удалось, ибо японский бум на автоспорт спал и
проект до Ф1 не добрался.
На этом все, в следующей серии Гран При Австралии.