Северный ренессанс в центре Вены

топ 100 блогов olgina6715.02.2025 Северный ренессанс в центре Вены Dok_Bruegel_Saal_X_042019_08
Все когда-то заканчивается. Даже нескончаемый зал с полотнами Бреигеля. Нас ждет и встречает немецкий ренессанс. Не сказала бы, что выбор велик, хотелось бы больше, но жадничать нехорошо. Радуемся тому, что имеется в наличии. Могло бы и вовсе не быть. Ибо в 16 веке Габсбурги были бедны как церковные мыши хотя и носили корону священой римской империи немецкой нации. Именно в это время происходил крупный передел наследств, территорийсемейных отношений в тападной Eвропе, именно в это время шли нескончаемые войны, перемалывая княжества и герцогства и бросая их к ногам крупных игроков. Как в такое время вообще могло существовать искусство и как оно смогло выжить и сохраниться - загадка.
Это поворотный момент в истории искусства: живопись эпохи Возрождения. То, что началось в Италии, превратилось в нечто совершенно новое в Северной Европе - художники Ханс Хольбейн Старший (около 1464-1524) и Ханс Бургкмайр (1473-1531) проложили путь этому уникальному искусству. Его центром стал свободный имперский и торговый город Аугсбург, который всего за несколько десятилетий превратился в столицу немецкого и международного Ренессанса. Именно один из величайших немецких художников эпохи Возрождения, Ханс Хольбейн Младший (1497-1543), окончательно прославил это искусство на всю Европу. Следующим пунктом нашей программы и будет знаменитый Хольбаин младший с коллегами по ремеслу и современниками по кисти.
Ханс Хольбейн Младший (* 1497 или 1498, вероятно, в Аугсбурге; † 29 ноября 1543 в Лондоне) был немецким художником со швейцарским гражданством. На автопортрете, который он написал незадолго до своей смерти, он описывает себя как уроженца Базеля, получившего гильдию и гражданство города Базеля в 1519 году. Он является одним из самых значительных художников эпохи Возрождения.

В это время в Базеле жил голландский филолог и философ Эразм Роттердамский, которого Хольбейн изображал чаще всего. В Базеле Хольбейн также создал две свои знаменитые картины с мадоннами, так называемую Дармштадтскую мадонну (1525/1526, с 2012 года входит в коллекцию Вюрта в Иоганнитеркирхе, Швабиш-Холл) и Золотурнскую мадонну (1522, Художественный музей Золотурна). В 1521 году он получил заказ на роспись Гроссратсаля в ратуше Базеля. В 1523/1524 году Хольбейн отправился во Францию. Он нарисовал две статуи принцев в герцогском дворце Сент-Шапель в Бурже в Берри. Остается неясным, была ли его цель войти в придворную сферу или извлечь выгоду из покровительства короля Франциска I. В поисках новых сфер деятельности Хольбейн путешествовал по Англии с 1526 по 1528 год. В 1528 году он вернулся в Базель на четыре года уже известным и востребованным художником, где приобрел два дома. После протестантского иконоборчества 1529 года и связанного с ним запрета на религиозные изображения он получал все меньше и меньше заказов. В 1532 году он навсегда уехал из Базеля в Англию. Он устоял перед попыткой Базельского совета заманить его обратно в Базель в 1538 году с годовым жалованием в 50 гульденов. В Лондоне через Эразма он познакомился с гуманистом Томасом Мором, который обеспечил его различными заказами, а также представил королю Генриху VIII. В 1533 году он создал декорации для свадьбы короля с Анной Болейн. В 1536 году он стал придворным художником короля.  То есть - снова времена Екатерины Арагонской. На том же месте - в тот же час, что называется. И деиствующие лица и исполнители все те же. Застряла я в эпохе Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Но я же и книгу о двух королевах еще не дочитала. Вот закончу - отпустит наверное.
"Его [короля] привязанность к нему доходила до слабости. Когда один лорд однажды пожаловался королю на оскорбление художника, [...] король ответил: "Знайте, что я могу сделать семь таких лордов, как вы, из семи крестьян за одну минуту, но что я не могу сделать ни одного Хольбейна из семи лордов вашего калибра" - по словам Й. Визе
Генрих - в поисках невесты - отправил Хольбейна на материк в 1539 году, чтобы тот написал Кристину Датскую и, в Клевсе, двух дочерей герцога Иоанна III. Изображение Анны Клевской ему очень понравилось, и он решил на ней жениться. Однако реальная Анна оказалась гораздо менее красивой, чем изображенная на его картине. Работы, выполненные для Штальхофа и его членов, также относятся к периоду его второго пребывания в Англии: Портреты по меньшей мере пяти купцов, в том числе знаменитый портрет Георга Гисзе 1532 года, аллегорические монументальные картины ("Триумфы богатства и бедности", 1532/1535), праздничные украшения и эскизы изделий из серебра.
Так вот - знакомимся. Кисть товарища Хольбаина.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8044
Джон Чамбер (англ. John Chambre, также Chamber и Chambers; 1470—1549) — английский священнослужитель, учёный и врач. После окончания университета получил степень Master of Arts в 1502 году. Путешествовал по Италии, изучал там медицину, окончил Падуанский университет. По возвращении в Англию Джон Чамбер стал врачом Генриха VII, сохранив эту должность и при Генрихе VIII. В 1531 году в Оксфорде получил степень доктора медицины. Когда в 1518 году был основан College of Physicians, Чамбер был назван первым в его уставе. Работал цензором этого колледжа в 1523 году. Сохранились некоторые из его рецептов и письмо, написанное им в поддержку здоровья королевы Джейн Сеймур.
В 1508 году Чамбер жил в городе Bowden графства Лестершир, с 1494 по 1509 год получил право пребенды от Линкольнского собора в местечке Codringham и в местечке Leighton Buzzard с 1509 по 1549 годы. Он был также казначеем Уэлса, графство Сомерсет, с 1510 по 1543 годы; в 1537 году — каноником в городе Wiveliscombe этого же графства; регентом Эксетера графства Девоншир в 1524—1549 годах; каноником часовни Святого Георгия в Виндзорском замке с 1509 по 1549 годы; архидиаконом города Meath с 1540 по 1542 годы; деканом часовни Святого Стефана Вестминстерского дворца.
Джейн Се́ймур (англ. Jane Seymour; 1508 — 24 октября 1537, Ричмонд-апон-Темс, Лондон) — третья жена короля Англии Генриха VIII Тюдора, мать короля Эдуарда VI. В отличие от предыдущих жён короля, Джейн получила более чем посредственное образование, достаточное лишь для того, чтобы уметь читать и писать. Основной упор в воспитании девочек из дворянских семей в XVI веке делался на традиционные женские занятия, такие как рукоделие и ведение домашнего хозяйства. Впервые она появилась при дворе в качестве фрейлины Екатерины Арагонской в середине 1520-х годов. Её старший брат, Эдуард Сеймур, к тому времени уже добился определённых успехов в карьере придворного: в детстве он служил пажом в свите «французской королевы» Марии Тюдор, а по возвращении в Англию занимал различные должности при короле и кардинале Уолси. После аннулирования брака с Екатериной и женитьбы Генриха на Анне Болейн в 1533 году, Джейн и её сестра Элизабет перешли в штат новой королевы. По признанию Генриха VIII Джейн Сеймур была его самой любимой женой. Перед смертью он завещал похоронить себя рядом с ней.
My sweet Lady Jane
When I see you again
Your servant am I
And will humbly remain
Хольбаин пережил леди Джеин как и ее врач. В КХМе персонажи снова оказались рядом.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8046 Северный ренессанс в центре Вены IMG_8048
"Портрет молодого купца» - картина маслом на дубе, написанная в 1541 году немецким художником Xансом Xольбейном Младшим и хранящаяся в коллекции художественно-сторического музея в Вене. На картине изображен неизвестный молодой человек на серо-голубом фоне. Один из лучших портретов позднего периода творчества Гольбейна, это одна из его обычных полуфигур в натуральную величину, сидящая за столом, тело повернуто вправо, а лицо смотрит на зрителя. Его дублет из коричневого шелка, поверх него надет черный плащ с глубоким воротником и подкладкой из коричневого меха, а также черная шапочка с околышем. Воротник его белой рубашки расшит черным узором и завязан черным шнурком. В левой руке он держит серые перчатки, а правой опирается на зеленое сукно на столе, указательный палец засунут в страницы книги с золоченым обрезом, возле которой стоит чернильница с красным шнуром. На перстне на указательном пальце левой руки - инталия (разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого рельефа ). Лицо чисто выбрито, цвет лица румяный, а волосы, не закрывающие ушей, почти скрыты шапочкой. У юноши приятные черты лица, а его серо-голубые глаза «имеют дальнозоркое, проницательное выражение, которое Гольбейн передал с необычайной живостью и тонкостью рисунка». Его прямой взгляд напоминает взгляд Дерека Борна (1533). Верхняя часть фона состоит из серо-голубой стены, внизу деревянная обшивка, на уровне головы надпись золотом - ANNO-DÑI-1541- // - ETATIS - SVÆ - 28 - - год: 1541 и возраст натурщика: 28 лет. Пауль Ганц предположил, что это был немецкий купец, возможно, член лондонского «Стиларда», но это не обязательно так. Джон Роулендс и другие отмечают, что он мог быть и англичанином. На картине нет герба или купеческого знака, которые указывали бы на его личность. В этой картине Гольбейн повторяет мотивы своих ранних работ, например, «Томас Кромвель» (1532-33): деревянные панели на заднем плане, книга и стол, покрытый зеленым сукном. Правая рука натурщика удивительно похожа на руку Германа фон Ведига (1532), как и любопытно заостренное ухо, кольцо и перчатки Неизвестного джентльмена (ок. 1540).

А вот рядом с этим молодым человеком расположился другой, не менее молодой и не менее неизвестный. Но - кисти товарища Бехама.
Бартель Бехам (1502, Нюрнберг — 1540) — живописец и гравёр. Бартель Бехам родился в городе Нюрнберге в семье художника. Вместе со старшим братом Гансом Себальдом (1500—1550) учился в мастерской Альбрехта Дюрера, стиль которого серьёзно отразился на всём его творчестве. За атеистические взгляды, пропаганду революционных для XV века идей и «безбожную живопись», ученики Дюрера были преданы суду, а затем высланы из Нюрнберга. С 1527 года Б. Бехам работал для Вильгельма Баварского, которому обязан поездкой в Италию для усовершенствования художественного мастерства. Преимущественно художник воплощал сюжеты античных времён, особенно интересуясь обнаженным телом, а также создавал великолепные портреты, изображая фигуры ландскнехтов. Бартель Бехам скончался в 1540 году в Италии в городе Венеции
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8049
Портреты и арифметика в Баварии XVI века: расшифровка калькулятора Бартеля Бехама. На портрете неизвестного мужчины (Вена, 1529) Бартель Бехам изобразил его в момент паузы, когда тот решает математическую задачу. Как было установлено, цифры и символы относятся к лексике числовых вычислений. В связи с этим возникает вопрос, зачем меценату понадобилось изображать на портрете вычисления с помощью арабских цифр. В 1529 году числовые вычисления были коммерческим инструментом, а не областью с гуманистическим/социальным престижем, как, например, геометрия. Кроме того, изображенное вычисление не имеет смысла: символы и числа расположены в форме задачи, не являясь таковой на самом деле. Однако патрон либо не заметил этого, либо ему было все равно. В данной статье утверждается, что неполное вычисление не только отражает современный статус математики с использованием арабских цифр, но и позволяет понять, как картина функционировала в качестве портрета в социальной среде мюнхенского двора XVI века. <...................> Цифры заинтересовали и меня тоже. Бокал с вином, виноград и попугай добавлены как бы в натюрморт, а неподвижный взгляд человека, пишущего цифры мелом на столе, указывает на внутренний процесс вычислений. Этот портрет намеренно минимизирует границы между натурщиком и зрителем. В отличие от большинства портретируемых, этот господин изображен активным. Бехам, который обучался в Нюрнберге, прежде чем переехать к баварскому двору в Мюнхене, представил его анфас, внимательно наблюдающим за чем-то или кем-то на стороне зрителя в плоскости картины. Он пишет мелом цифры на деревянном столе, возможно, подсчитывая меняющиеся счета в идущей игре. В левом нижнем углу картины указана дата. Бехам выбрал фронтальную позу, которая, однако, создает глубину благодаря диагональному движению. Художник работал над созданием реалистичного и очень осязаемого пространства. В отражении глаз, в отблеске света на рукоятке меча и в прозрачности бокала с вином Бехам зафиксировал присутствие окна позади зрителя. Осознанное манипулирование Бехамом фигурой и пространством предвосхищает Яна Вермеера, Карела Фабрициуса и других мастеров барокко. Есть , правда, варианты, что это не математик ни разу. Встречаются обозначения полотна как «Портрет судьи, записывающего очки во время стрельбы из лука или игры в мяч».
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8051
Неподалеку у нас обнаружились весьма интересные портреты. Портрет мужчины.1525 г. Портрет женщины.1525 г. Вот просто зарисовки с натуры.
Христоф Амбергер (нем. Christoph Amberger, ок. 1500 — 1561 либо 1562, Аугсбург) — немецкий живописец эпохи Возрождения. Амбергер считается выдающимся художником поколения, следующего за Дюрером и Бургкмайром. В 1530 году Амбергер получил звание мастера, необходимое в Средние века для того, чтобы стать гражданином Аугсбурга и пользоваться всеми гражданскими правами. Перед этим он несколько лет работал в Венеции и на севере Италии. Главным жанром в творчестве Амбергера был портрет. Сохранился целый ряд изображений его известных и уважаемых современников. Так Амбергер написал многочисленные портреты патрициев Аугсбурга и их жён, портреты Карла V, заложившие основу успеха художника, а также портреты Георга фон Фрундсберга, Конрада Пейтингера, Фуггеров и Вельзеров, известный портрет космографа Себастиана Мюнстера. Амбергер был знаком с Тицианом и, по сообщению Й. фон Зандрарта, был ассистентом великого венецианца, когда тот писал портрет императора Карла (1547—1548). Самым значительным произведением Амбергера считается алтарь аугсбургского кафедрального собора, созданный в 1554 году после того, как иконоборцами был уничтожен алтарь работы Ганса Гольбейна Старшего. В творчестве художника объединились традиции венецианской и аугсбургской живописных школ. В эпоху, когда знаменитые немецкие мастера (Дюрер, Нитхардт, Альтдорфер) сошли со сцены, Амбергер оставался национальным художником, итальянский опыт которого оказал благоприятное воздействие на его развитие. Считается последним немецким художником Ренессанса.
Lucas_Cranach_d._Ä._063 Северный ренессанс в центре Вены Duerer-cranach-1524
На противоположной стене нас ожидает встреча с еще одним столпом немецкого ренессанса - Лукасом Кранахом. Лукас Кранах Старший (* предположительно около 4 октября 1472 года в Кронахе, Верхняя Франкония; † 16 октября 1553 года в Веймаре) - немецкий живописец, график и книгопечатник эпохи Возрождения. С 1505 года он был придворным художником при дворе курфюрста Саксонского при Фридрихе Мудром, Иоанне Твердом и Иоанне Фридрихе Великодушном. Помимо многочисленных алтарных и аллегорических картин, он и его мастерская создали большое количество портретов своих покровителей и реформаторов Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Мастерскую Кранаха, которая была одной из самых значительных мастерских своего времени и, как считается, оставила после себя около 5 000 картин, продолжил его сын Лукас Кранах Младший, родившийся 4 октября 1515 года. У Кранаха было по меньшей мере шесть сестер и два брата. После получения начального художественного образования Лукас, вероятно, отправился путешествовать в качестве подмастерья. В 1502 г.он приехал в Вену и оставался там до 1504 г. Вена считалась культурным центром того времени благодаря императорскому двору Максимилиана I, который также предлагал контакты с многочисленными князьями в качестве потенциальных клиентов и работодателей. В его картинах этого периода прослеживается явное влияние Дунайской школы. В Вене он завязал первые контакты с ведущими гуманистами. Во время пребывания в Вене Кранах начал подписывать свои картины Lucas Cranach ("Лукас [из] Кронаха"). В 1505 году он был назначен придворным художником курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в Виттенберге. Он возглавил мастерскую живописца в Виттенбергском замке, которой ранее руководил Якопо де Барбари и в задачи которой входило не только украшение церквей и замков живописью, но и изготовление книжных украшений, а также тривиальная роспись, золочение и эскизы праздничных украшений и орнаментов. Впечатляющим свидетельством зарождения медальерного искусства в Германии являются, например, так называемые Locumtenenstaler с изображением Фридриха Мудрого, для которых он разработал дизайн. Многочисленные сохранившиеся свидетельства дают представление о характере и масштабах его деятельности. Как придворный художник, Кранах создал множество портретов своего брата, первый из которых был написан для доминиканской церкви в Нюрнберге в 1507 году.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8053Северный ренессанс в центре Вены IMG_8057
Миф для Кранаха был не важен (потому что любой художник эпохи Возрождения смотрит именно в свой мир и в свою реальность) - он изображал элегантных современных (для той эпохи) женщин. В них воплощен краноховский образ идеальной красоты, утонченности и изящества. Именно поэтому девушки так похожи (есть мнения, что прототип многих женских образов Кранаха - это герцогиня Сидония фон Саксен или Сибилла Саксонская). К слову, головы Иоанна Крестителя и Олоферна так же имеют у него схожие черты лица.
Картина "Юдифь с головой Олоферна и служанкой" Лукаса Кранаха старшего относится к 1537-1540 гг. Она находится в коллекции Кунсторического музея и имеет размеры 0,51 м × 0,752 м. На картине изображены две женщины, вероятно, Юдифь и ее служанка, стоящие над отрубленной головой Олоферна. Юдифь слева богато одета в красное платье с искусными золотыми украшениями. На ней прозрачная вуаль и несколько ожерелий. Выражение ее лица стоическое, почти бесстрастное, правой рукой она держит отрубленную голову за волосы. Ее левая рука лежит на рукояти меча, вероятно, того самого, которым был обезглавлен Олоферн. Служанка, одетая в простое зеленое платье, стоит немного позади Юдифи. Ее голова опущена, и выражение лица мрачное, когда она смотрит на отрубленную голову. Фон картины темный, что добавляет драматизма сцене. - Hу, пусть будет так, хотя мне лично видится на губах служанки улыбка.
Рядом - совершенно другая Юдифь. И кажется мне, что служанку с первой картины тоже писали с принцессы Сибиллы.
"Принцесса любила позировать. Но не любому художнику, а только Лукасу Кранаху. Она прибегала в его мастерскую, усаживалась в уютное кресло на­против мольберта, и наступал тот волшебный миг, ради которого она, собст­венно, здесь и появлялась: принцесса погружалась взглядом в его глаза и слушала захватывающие рассказы Кранаха... В этот раз он решил написать картину на библейский сюжет — Юдифь с го­ловой Олоферна. В правую руку принцессы он вложил меч, подставив для опо­ры небольшой инкрустированный столик, а под левую руку пристроил округ­лый валик (потом на картине это будет мужская голова), сам распустил прическу принцессы и живописно разложил по плечам пряди роскошных каш­тановых волос. На ее голову прикрепил специально приготовленную велико­лепную бархатную шляпку, а шею несколько раз обернул золотой цепочкой. Затем отошел к мольбергу. Теперь можно было приступать к рассказу ради которого и пришла принцесса. «Однажды, — рассказывал Кранах, смешивая краски на палитре, — на иудей­ский город Ветилуя напало войско царя Навуходоносора под командованием Олоферна. Двенадцать дней продолжалась осада города. Кончилась вода, и толпы людей, плача и стеная, бродили по улицам. Юдифь, богатая и красивая вдова, надела праздничное платье, украсила себя драгоценностями и отправи­лась в неприятельский лагерь. Красота Юдифи покорила Олоферна. Юдифь рассказала ему, что бежала от своего народа, чтобы исполнить волю богов и сообщить Олоферну о его скорой победе. Довольный Олоферн поместил Юдифь в удобный шатер и три дня пировал с нею. На четвертую ночь, когда Олоферн уснул, Юдифь отсекла ему голову его же собственным мечом и поспе­шила в Ветилую, чтобы показать согражданам голову захватчика. Под утро, узнав, что Олоферна больше нет, ассирийцы впали в панику и бросились наутек, ос­тавив все награбленное в Иудее. А защитники города сколько могли преследовали их».
Принцесса слушала Кранаха с восторгом. Кранах быстро наносил на холст выражение ее лица. Позируя Кранаху, принцесса Сибилла Клевская вспоминала тот день, когда они встретились впервые. Ей только-только исполнилось 14 лет. Во дворец ее отца, курфюрста Иоанна III Миротворца, герцога Юлиха, Клеве и Берга, прибыло пышное посольство саксонского двора сватать ее за наследника престола принца Иоганна Фридриха. Во главе посольства — высокий красивый дворянин с изысканными манерами и тонким умом: воспитатель принца и знаменитый художник — Лукас Кранах. Тогда же он написал портрет принцессы Сибиллы Клевской в свадебном платье. Стоя перед первым в своей жизни парадным портретом, принцесса пришла в полный восторг. Неужели эта роскошная дама с широко распахнутыми сияющими глазами она, маленькая Сибилла?
В 1530 году из-под его кисти рождаются бесконечные Венеры, Юдифи, Далилы, Лукреции, у которых было одно чуть скуластое лицо с маленьким подбородком, и тонко очерченными бровями. Лицо маленькой принцессы. Он придумывал для нее роскошные наряды, и картины Кранаха стали в Саксонии своего рода демонстрацией мод: дамы шили себе новые платья, следуя этим изысканным образцам.
Конечно, обожание Кранаха имело свои пределы. Муж Сибиллы был не только его воспитанником, но и правителем Саксонии. Поэтому в картине «Юдифь» осторожный Кранах изменил первоначальный замысел: вместо своей головы он изобразил голову Иоганна Фридриха. Словно это не он потерял голову от любви к принцессе, а ее собственный муж...
В 1547 году наступил конец мирной жизни и Иоганн Фридрих впал в немилость к императору Карлу 5. Императорские войска осадили город и захватили в плен мужа Сибиллы. Приговор для него был суров... Но вовремя подоспел сам художник Кранах и при чем не с пустыми руками, а взял с собой ту самую пророческую картину Юдифь с головой Олоферна и подарил её Карлу. Кранах умоляет императора сохранить Иоганну Фридриху жизнь. Карл V не может отказать Кранаху, но оставляет курфюрпринца в плену. Через три года несчастный Иоганн Фридрих передает Кранаху, самому близкому ему человеку, просьбу о том, чтобы тот приехал к нему и разделил его плен. Не колеблясь ни минуты, Кранах раздает имущество наследникам и отправляется в темницу к своему воспитаннику. Он делит с ним заточение, морально поддерживает его, развлекает своими картинами, которые он пишет не переставая. В 1551 году Карл, смягчившись, освобождает Иоганна Фридриха из заточения — опять ради Кранаха, но отправляет в изгнание. Кранах следует за ним. Вместе они скитаются, пока не оказываются в Веймаре, где к ним присоединяется истосковавшаяся по близким Сибилла. Веймар и стал последним пунктом их горестного странствия. Сначала в октябре 1553 года уходит к проотцам Кранах, затем одновременно на следующий год — Иоганн Фридрих и Сибилла. В день когда Кранаха не стало в некрологе прозвучало: «Все немцы остаются позади тебя...» Подаренная императору Карлу V картина «Юдифь» в наши дни является одним из украшений Венского музея истории искусств, где хранятся сокровища, собранные Габсбургами на протяжении многих столетий. Картина, цена которой — человеческая жизнь..." <...............................>
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8059 Северный ренессанс в центре Вены IMG_8066
Прощание Христа с матерью. Только в сочинениях позднего Средневековья сообщается о «прощании Христа с матерью», которое является прелюдией к Страстям. Считается, что Христос в последний раз перед Страстями встретился со своей матерью, а также с Марией Магдалиной, Марией Клеофа и Марией Саломеей перед домом Лазаря. На панно Кранаха он обращен к страдающим женщинам с утешительным жестом на фоне обширного пейзажа. Композиция существует в нескольких версиях, из которых венская версия считается самой ранней и качественной.

Первая человеческая пара изображена монументально на двух отдельных панелях на черном фоне. Пространственный контекст задает «древо познания», в ветвях которого обвился змей. Он выполнил свою работу по соблазнению, так как Ева уже откусила от яблока. Эти две панели, вероятно, были крыльями алтаря, так как Мария и Христос изображены на спине, но Кранах использовал библейскую тему, чтобы показать всю изысканность своей живописи обнаженной натуры.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8075
Охота на оленя курфюрста Фридриха Мудрого, 1529 г. Одной из задач Кранаха как саксонского придворного художника было запечатлеть важные сцены придворной жизни. С высоты птичьего полета мы видим большую охоту, для которой оленей загнали в излучину реки. Напротив места, где единственный выход - бежать в воду, расположились знатные охотники с арбалетами. Мы можем узнать курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого, императора Максимилиана I и курфюрста Иоанна Стойкого.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8076
Это тот самый главный Габсбург, благодаря которому семейство достигло своего могущества. Максимилиа́н I (22 марта 1459, замок Нойштадт — 12 января 1519, Вельс) — король Германии (римский король) с 16 февраля 1486 года, император Священной Римской империи с 4 февраля 1508 года, эрцгерцог Австрийский с 19 августа 1493 года, реформатор государственных систем Германии и Австрии и один из архитекторов многонациональной державы Габсбургов, распространившейся не только на половину Европы, но и на заморские колонии.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8078
Так как в 1529 году участники охоты были уже мертвы, картину, по всей видимости, через много лет после охоты в память о событии заказал Йон Верный. Картина была в императорской коллекции в Праге до 1621 года; с 1894 года хранится в коллекции Музея истории искусств.
В мире существует несколько картин художника с подобным сюжетом. Одна из них находится в Государственном музее искусств в Копенгагене, Дания. Считается, что это самая старая из сохранившихся картин серии «Охота», написанных Кранахом и его мастерской.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8077
Сцены охоты отличаются схематичным и наивным изображением, которое даже в то время не считалось реалистичным. Однако это было сделано намеренно, и работы в первую очередь предназначались для того, чтобы стать памятниками о грандиозных охотах, которые были важными социальными событиями в жизни аристократии. Как художник Кранах был искусен и в портретах, и в пейзажах (в молодости он принадлежал к Дунайской школе).  Снимала части картины с увеличением - надеялась идентифицировать хоть что-нибудь, но увы.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8061
Очень похожий сюжет обнаружился и у Лукаса Кранаха младшего. Лу́кас Кра́нах Младший (4 октября 1515, Виттенберг — 25 января 1586, Виттенберг) — немецкий рисовальщик, живописец и гравёр, эпохи Северного Возрождения и маньеризма. Сын, ученик и помощник Лукаса Кранаха Старшего. Представления о незначительной роли Кранаха Младшего в искусстве своей эпохи считаются устаревшими. Как представитель нового поколения, Лукас Кранах Младший предпочитал сложные, насыщенные фигурами изображения, а красочная трактовка его картин богаче, чем в работах отца. Его гравюры на дереве имели важное значение в распространении идей Реформации и связанных с ней событий. В конце 2013 года власти города Виттенберга учредили международную премию имени Кранаха Младшего под названием Cranach 2.0.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8062
И на картине младшего Кранаха мне кажется, узнаваем Замок Хартенфельс в Торгау, главная резиденция Фридриха Мудрого. Фри́дрих III Му́дрый (нем. Friedrich der Weise; 17 января 1463, замок Хартенфельс в Торгау — 5 мая 1525, Лохау) — курфюрст Саксонский с 26 августа 1486 по 5 мая 1525 года по прозванию «Фридрих Мудрый».
Северный ренессанс в центре Вены Schloss Hartenfels
Благодаря хорошему воспитанию, усердному чтению и общению с учёными, отличался редким знанием произведений древних писателей. Пользовался большим уважением императора Максимилиана I и у всех имперских князей. В имперских делах он принял сторону той партии, которая с курфюрстом Бертольдом Майнцским во главе требовала реформы государственных учреждений, и председательствовал в учреждённом в 1500 году по предложению этой партии имперском управлении (нем. Reichsregiment).
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8063
В 1502 году он основал Виттенбергский университет, о развитии которого много заботился. Из этого университета, в котором одно время профессорами были Лютер и Меланхтон, разлилась потом по всей Германии волна Реформации. Фридрих стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8064
В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты предложили Фридриху императорскую корону, но, чувствуя себя недостаточно сильным для этого, он отклонил их выбор и способствовал избранию внука Максимилиана, Карла Испанского, отплатившего ему потом неблагодарностью.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8068
И снова - Кранах старший. Парадиз. Отдельные сцены истории сотворения мира и грехопадения человека представлены здесь в свободной последовательности. На первом плане - запрет Бога Адаму и Еве вкушать от древа познания. Затем справа налево следуют сотворение Адама, грехопадение человека, сотворение Евы, обнаружение грехопадения и изгнание из рая.
Северный ренессанс в центре Вены IMG_8072
В течение своей карьеры Лукас Кранах создал множество картин, посвященных райскому повествованию, особенно этюды Адама и Евы. Наряду с изображениями Венеры и Лукреции, «Грехопадение» б

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел вот такой вот подкаст - кстати рекомендую, очень интересный выпуск. Один из выводов коего, сделанных мной по окончании пира мысли и чувства, звучит как "не существует единого взгляда на причины формирования двуногости у наших предков". Но я не об этом - хотя как раз об ...
Участники Алатырской районной спартакиады ...
С сегодняшнего дня Россия живет в Евразийском Экономическом Союзе ...
фото из группы авиакотиков Очень нужен репост, друзья, особенно по Москве. Пожалуйста. Новогодняя сказка для замерзающих авиакотиков! Срочный сбор! Кто такие авиакотики? Это обычные кошки и коты, живущие на территории ныне закрытого авиастроительного завода МиГ (Москва). После ...
Причин несколько. Но я здесь предлагаю рассмотреть только одну. Как наиболее важную. Крым - это люди. Причём не просто люди, а что для обсуждаемой ситуации принципиально важно, это люди, которые, как и на Донбассе, не желают быть вместе с незаконной нацистской Киевской властью и ...