Северный модерн в Санкт-Петербурге


Петербургский северный модерн является одной из визитных карточек города. Так что первоначально я думал, что в сети много информации на эту тему. Однако, оказалось, что либо нужно слушать длинную лекцию на 1.5-2 часа с длинной предысторией вопроса, которую и так можно прочитать в текстовом формате, или смотреть целый ролик про один-два дома. А какого-то цельного обзора именно с текущим состоянием дел я так и не нашёл, так что подумал, что еще одна моя версия не помешает.
Интересно, что согласно сайту citywalls, в Петербурге 1677 домов, построенных стиле модерн. Наверняка, там может что-то повторяться, то есть домов в этом стиле может быть и меньше, но цифра всё равно впечатляет. Однако, когда я погрузился в тему, то понял, что вот именно к северному модерну можно отнести буквально 25, ну может с натяжкой 30 домов. В итоге я выбрал 21 дом и один памятник в стиле северного модерна, так что обзор получился более-менее полный. Как обычно, в конце поста вас ждут ссылки на видеоролик, в котором с данными домами можно ознакомиться более подробно. Часть текста в посте позаимствована из книги Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна», 2024.
В 1809 г. Финляндия была присоединена к Российской империи, после чего начался процесс национального, культурного и языкового возрождения финского народа. Финны начали посещать финно-угорские деревни, которые ранее не принадлежали Швеции и собирать там сказки, предания, песни и т.д. Наиболее известен среди собирателей культурного наследия Элиас Лённрот (1802—1884), который таким образом в период с 1835 по 1849 гг. собрал карело-финский эпос "Калевала". Причём, тут кстати, впечатляет география путешествий Элиаса. Кроме непосредственно русской Карелии он побывал в Олонецкой губернии, Архангельской губернии, а также в Кандалакше, Коле и даже Печенге!
Возрождение коснулось и архитектуры, но позднее, ближе к концу 19го века. На тот момент начинающие финское архитекторы пытались понять, а что же такое современная финская архитектура и как в случае Калевалы, решили обратиться к своему культурному наследию. Вариантов тут было немного: можно было что-то подчерпнуть из брутальных средневековых крепостей, которые шведы строили из грубых валунов на территории Финляндии. Вот например, как сурово выглядит крепость в Савонлинне.

А вот, например, здание телефонной компании в Хельсинки (1907 г.) архитектора Ларса Сонка. Что-то похожее по настроению тут явно есть.

В общем, грубый неотделанный камень на фасаде, это один из признаков северного модерна.
Опять же, можно было обратиться на восток, на деревянную архитектуру карельских народов. Для примера приведу Дом Ошевнева из д. Ошевнево (ныне находится на о. Кижи). Однако, я в итоге так и не понял, какие элементы деревянного зодчества перекочевали в новый стиль.

Ну и наконец, еще можно было использовать всевозможных северных животных, растений (подчеркивая любовь к природе) орнаменты, а также персонажей из финских преданий. Еще пара примеров из Хельсинки.


А с учетом того, что в середине 1890-х годов появился архитектурный стиль модерн, молодые финские архитекторы представили себе архитектуру финского национального романтизма как смесь модерна с его несимметричными фасадами, разнообразными оконными проёмами и вышеуказанных особенностей. В 1900 году на всемирной выставке в Париже финский павильон выполненный в стиле национального романтизма вызвал всеобщий восторг, так что этот год можно назвать годом, когда этот архитектурный стиль и зародился.

После успеха на выставке финские архитекторы получили многочисленные заказы на проектирование домов. В результате чего в Хельсинки, Тампере, Выборге и других городах появились дома в стиле финского национального романтизма. А так как Петербург находится совсем рядом с этими городами, то петербургские архитекторы в рамках единого государства и наличия быстрого железнодорожного сообщения могли активно путешествовать к финнам. Так что неудивительно, что и в Петербурге того времени были построены дома в стиле, который (как я понял) уже советские архитекторы прозвали северным модерном. Уже в 1904 году по проекту Фёдора Лидваля был построен первый дом с элементами финского национального романтизма.
Надо отметить, что даже в самой Финляндии финский национальный романтизм продержался недолго: причудливые формы довольно быстро стали упрощать, а потом и вообще эстафету перенял функционализм. Тоже самое и в Петербурге: архитекторы легко переняли финскую идею, но практически сразу начали интерпретировать её на свой лад. Да еще и сам Петербург довольно строг по своей сути, поэтому всё стало сводиться снова к классицизму. Поэтому вот прямо аутентичный северный модерн не такой и массовый в Петербурге.
Опять же, если я в чем-то допустил неточность, то жду комментариев экспертов. Перехожу к домам.
1. Доходный дом Угрюмовых. Построен в 1907 г., арх. Николай Васильев, инж. Алексей Бубырь. Один из самобытных домов, который с одной стороны содержит все черты финского романтизма (фасад отделан грубым камнем, многочисленные животные, растения и сказочные персонажи на фасаде, невероятное количество форм оконных проёмов, несимметричность фасада), а с другой стороны, он не похож ни на один дом из тех, что есть в Финляндии.

Входная группа с интересными торчащими балками и двумя своеобразными воронами.

Еще птички.

Смесь ёжика и солнца. Если присмотреться, то всевозможные звери присутствует на всех этажах.


2. Дом М. А. Савицкой, 1905 г., арх. Николай Васильев.


Так как в здании размещается поликлиника, то можно зайти внутрь и полюбоваться на красивый фонарь-грибок на лестнице.

3. Торговые ряды "Новый пассаж", 1913 г., арх. Николай Васильев. К 1913 году от финского романтизма уже почти ничего не осталось, только лишь грубый камень на фасаде и узор на арке. Уже и здание симметричное, и животных нет. В ту же сторону менялся стиль и у финнов. В качестве примера можно привести ж.д. вокзал в Хельсинки (1914 г.). Мне же больше всего нравится портал пассажа.

Николай Васильев является автором Соборной мечети на Кронверкском проспекте, единственным подобным сооружением в стиле северного модерна. Но про мечеть нужно писать отдельно. После революции Васильев эмигрировал, жил в Сербии, во Франции. В 1928 году переехал в США, где несколько лет работал в фирме «Уоррен и Уэтмор». Умер Николай Васильев в Нью-Йорке в 1958 году...
4. Дом Протасовых, 1910 г., арх. Сима Минаш. Единственный дом в этом стиле на Невском проспекте. При этом фасад уже симметричный, на верхних этажах уже видны не характерные венки и т.д.

А вот грубый камень, совы и прочие персонажи присутствуют внизу на первых двух этажах. Кстати, если славяне сову воспринимают, как символ мудрости, то для финнов сова это символ зла (так как они охотятся ночью и издают неприятные крики).


5. Доходный дом К. И. Волькенштейн, 1910 г., арх. Сима Минаш. Похожий по духу на предыдущий.

6. Доходный дом Барсовой, 1912 г., арх. Евгений Морозов. Нижний этаж опять же тяжеловесный, особенно центральная арка сделана так, как будто весь дом сдавливает нижние два этажа. Ну и низ облицован гранитными глыбами и богат разнообразными сказочными персонажами, а вот верхние этажи уже выглядят "полегче". Опять же, впечатляет разнообразие оконных форм.

Наверху есть маленькие колонны, как насмешка над классицизмом:)

7. Доходный дом И. Б. Лидваль, 1904 г., арх. Фёдор Лидваль. Как раз таки первая работа одного из самых известных архитекторов Петербурга выполнена с элементами финского романтизма.

Впечатляющий балкон с пауком в центре паутины и подсолнухами.

Грибы, ящерицы и растительность.

И еще одна особенность, это фонари на ограде дома. Они как будто живые, лапами вцепились в каменные основания.

8. Впрочем, немного прервусь, поскольку самые аутентичные фонари в стиле северного модерна входят в композицию памятника миноносцу "Стерегущему", 1911 г., арх. А.И. фон Гоген.

Фонари стоят на необработанных каменных столбах. Создаётся впечатление, что они тут сами выросли:)

9. Дом Ю. П. Коллана, 1905г., арх. Фёдор Лидваль. Здесь архитектор причудливым образом размещает башни-эркеры так, что крайние из них как бы упираются в крышу.

Ну и орнамент тут тоже явная отсылка к северному модерну.

10. Доходный дом Н. А. Мельцера, 1905 г., арх. Фёдор Лидваль.

Здесь самая любопытная часть находится слева на последнем этаже. Колонны напоминают какие-то мохнатые лапы мифического животного. Или это только мне так показалось? Ну и конечно, башня с шлемовидным завершением тут очень удачно получилась.

11. Доходный дом Циммермана, 1907 г., арх. Фёдор Лидваль. Здесь уже видим, что архитектор уходит от канонов северного модерна. Тут пожалуй можно только выделить более двадцати видов оконных проёмов.

Фонари уже тоже не выглядят "живыми", а больше похожи на роботов.

После революции архитекторам пришлось не сладко, так как довольно долгое время на строительство новых домов не было ресурсов. В итоге в 1918 году Фёдор Лидваль уехал на родину предков в Швецию, где спроектировал 16 домов только в Стокгольме. Причем, один из домов даже попал в список культурного наследия Швеции.
12. Доходный дом К. И. Капустина, 1912 г., инж. Алексей Бубырь. Здесь уже нет никакого наружного декора в виде растений и зверей. Зато сама форма здания весьма разнообразна своими эркерами, крышей замысловатой формы, а также редкой для Петербурга черепицей. Издалека можно подумать, что верх дома это голова какого-то своеобразного циклопа или лешего, т.е. что-то такое мифическое тут ощущается точно, но не мелким декором, а формой в целом. Поэтому этот дом имеет смысл рассматривать издалека.

Грубый камень присутствует, но лишь в самом низу.

Ну и фишка дома находится во дворе в арке. Тут это либо гриб, либо вообще фаллос - кому как нравится.

13. Доходный дом Е. А. Рыбиной, 1908 г., арх. Александр Лишневский. Здесь опять же, как и в предыдущем случае дом впечатляет асимметрией и разнообразием форм.

Настоящее буйство фантазии.

Здесь можно увидеть разнообразные окна, да еще некоторые в единственном экземпляре.

14. Доходный дом Л. А. Конради и А. А. Рейнеке, 1910 г., арх. Николай Алексеев. Это один из примеров отсылки к национальному романтизму, но уже не финскому, а латышскому.

Насколько я понимаю, в рижском романтизме место шведских суровых крепостей заняли отсылки к средневековым немецким городам. Конкретно в этом доме выделяется несимметрично расположенный эркер, который как бы накладывается на фронтон. У меня это вызывает ассоциацию средневекового замка, в котором в перспективе одна башня накладывается на другую.
Наверное, Николай Алексеев вдохновлялся домами вроде этого творения в Риге, 1903 г., арх. К. Пекшенс.

15. Доходный дом Н. И. Алексеева, 1913 г., арх. Николай Алексеев. Ну и для себя архитектор также построил доходный дом с отсылкой к рижскому северному модерну.

Возможно, его вдохновил рижский доходный дом на улице Бривибас, 1908 г., арх. Э. Лаубе.

Кроме всего прочего, доходный дом Алексеева выделяется редкими для Петербурга черепичными подоконниками.

16. Дом А. Н. Штальман - Доходный дом Мусиных-Пушкиных, 1907 г., арх. Иосиф Мошинский.

Портал в виде мордочки кота явно заслуживает того, чтобы включить этот дом в этот обзор:)

17. Доходный дом К. В. Маркова, 1909 г., арх. Константин Марков. Здесь уже вам и асимметрия эркеров...

и узоры и забавная полуколонна.

Нижние этажи облицованы грубым камнем. Угловой вход устроен почти как вход в пещеру, или это скала, а может вообще всё это вместе с окнами образует морду какого-то чудища...

Портал с приплюснутыми колоннами, которые украшены узором.

Солнце и звёзды под эркером.

18. Доходный дом Путиловой, 1907 г., арх. Ипполит Претро. Один из моих любимых домов в Петербурге. С одной из боковых сторон эркер выполнен практически как башня в суровом средневековом замке. Впечатляет разнообразие оконных форм, асимметрия эркеров.

А с этого ракурса здание наоборот предстаёт более романтичным из-за скругленной формы и двух балкончиков. Башня, к сожалению, была разрушена во время блокады, и затем не была восстановлена (как и на многих зданиях выше). Поэтому верх смотрится немного странно.

Один из упомянутых балкончиков покрупнее с гордым орлом над ним.

В народе дом известен как «Дом с совами» по вот этим двум совам на главном портале.

Первые этажи отделаны грубым камнем. А на главном портале есть колонны, но они такие сдавленные и грубоватой формы.

Вид из парадной.

Боковой портал, если присмотреться, напоминает морду недовольного привидения.

19. Доходный дом И. Л. Львова, 1913 г., арх. Ипполит Претро. Здесь элементов северного модерна уже заметно меньше. Остались только окна разнообразной формы.

20. Доходный дом К. Т. Дидвига, 1911 г., арх. Ипполит Претро. Очень изящный дом на Петроградской стороне. Здесь сохраняется ассметрия и разнообразие оконных форм.

Однако, главный портал выполнен в форме кокошника, то есть и тут уже скорее намечается переход уже к русскому романтизму.

В отличие от Васильева и Лидваля, И. Претро после революции никуда не уехал, а продолжил работать архитектором. Он является автором проектов различных зданий и комплексов в Ленинграде, Перми, Харькове, Новосибирске и Запорожье. В Ленинграде он спроектировал несколько зданий в стиле конструктивизма и сталинского неоклассицизма. Арестован 10 октября 1937 года. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 11 декабря 1937 года приговорён по статье 58-6-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 20 декабря 1937 года в числе ста обвиняемых по так называемому «делу РОВС». Вот такая вот грустная история.
21. Доходный дом страхового общества "Россия", 1907 г., арх. Александр Гимпель и Василий Ильяшев.

Главной изюминкой дома являются фрески Николая Рериха, на которых отражены средневековые сюжеты и быт народов крайнего севера.

22. Здание технической школы при Обуховском заводе, 1915 г., арх. Фёдор Лумберг.

Портал явно отсылает нас к дому Путиловой. Дом спроектирован как будто с опозданием, так как к 1915 году северный модерн в Петербурге уже вышел из моды.

Таким образом, эпоха северного модерна в Петербурге длилась менее десяти лет, но сохранила после себя необычайно яркие памятники архитектуры.
А вот и обещанный рассказ об северном модерне, но уже в видеоформате на моём YouTube канале:
и еще одна версия, но на моём RuTube канале:
|
</> |