Сестры Шутц и братья
olga_srb — 06.01.2024 За семьсот лет существования Кранца и почти восемьдесят – Зеленоградска в городе родилось и умерло огромное количество жителей. Я затрудняюсь сказать, в каких единицах оно исчисляется: в десятках тысяч или в сотнях.А может быть, их было еще больше?
Однако очевидно одно: имена всех стерты из памяти.
Кто жил в этих домах? Кто растапливал в них камины, пек пироги, читал детям сказки, хворал и делал первые шаги?
Теперь мы обобщенно называем их горожанами, различая лишь две основные категории: немцы и русские…
И все же история сохранила для нас несколько имен, которые здесь знает каждый.
Одно из них, ставшее единым для двух фрау – сестры Шутц.
Пожалуй, это самые загадочные жительницы Кранца.
Мрачный финал их жизни и красота их дома на Кёнигсбергштрассе, по праву считающегося одним из ярчайших образцов югендстиля – вот всё, что о них известно.
Взгляните на этот дом. Его современный адрес – Курортный проспект, 25.
Около него останавливаются все экскурсионные группы, потому что в этом чудесном здании воплощены характерные черты архитектурного стиля; например, изящный растительный орнамент, изображающий местные плоды и деревья (до модерна архитекторам не позволяли украшать фасады тем, что окружает людей в данной местности).
Дом площадью около пятисот квадратных метров был построен в начале ХХ века как доходный по заказу герра Шутца, отца сестер. Правая половина всегда принадлежала одной девушке, левая – другой.
Чтобы соблюсти все каноны модерна, одним из которых является асимметрия, на лепном узоре над окном в правом эркере изначально отсутствовали декоративные кисти. Они появились несколько лет назад в результате (творческой) реставрации.
И в наши дни второй и третий этажи остаются жилыми; всего в нем 5 квартир.
Поразительно, что при доскональной изученности судеб владельцев соседних зданий о домовладелицах по фамилии Шутц неизвестно практически ничего.
Дотошные краеведы изучили каждый сантиметр нашего городка и каждую газетную заметку, и в любое время дня и ночи охотно расскажут о том, каким был местный почтмейстер, где размещалась его служебная квартира, как выглядел его рабочий день и когда на почтовом штемпеле появился лось.
Но о сестрах, живших рядом с почтмейстером, они не скажут ничего.
Все, что известно, умещается в пару абзацев.
По разным сведениям, сестры Шутц были то ли близнецами, то ли погодками (первая версия считается более правдоподобной). Их отец занимался рыбной ловлей, и в маскароне, венчающем центральную ось фасада, воспроизведены черты его лица (опять же – предположительно).
До конца своих дней сестры (во всяком случае, одна из них) были одиноки, ежедневно ходили на местный рынок за камбалой, а зимой 1945 года утопились в Балтийском море.
Да, друзья, утопление стало их осознанным решением, которое сестры реализовали, взявшись за руки.
При приближении советских войск к населенным пунктам Восточной Пруссии мирное население массово покидало дома и направлялось на запад, но 34 жителя Кранца предпочли бегству добровольную смерть.
Двое из этих несчастных – сестры Шутц.
Вот такая печальная история…
Но недавно произошло то, что можно считать торжеством исторической справедливости.
Отсутствие сведений о людях, которые стали одной из городских достопримечательностей, компенсировано: по соседству с их домом открылось кафе «Сестры Шутц».
Естественно, оно специализируется на прусской кухне (собственно, в Зеленоградске на ней специализируется практически всё).
Теперь фамилия каждой из фрау Шутц будет ассоциироваться не с драматической развязкой, а с чем-то теплым и приятным, и их имена будут то и дело слетать с живых человеческих губ.
У входа стоят две миловидные дамы. Вероятно, так в нашем воображении должны выглядеть загадочные сестрички.
Внутри я обнаружила очень приятную атмосферу.
Уютный интерьер, кофейный аромат и расслабляющая музыка 1930-х годов располагают к тому, чтобы выпить латте или капучино.
Вопреки названию, вчера в кафе работали не сестры, а братья. Все очень приветливые и красивые.
Я в шутку поинтересовалась у бариста о причинах такого несоответствия, на что он весело ответил, что сестры устали и позвали братьев на помощь.
Прусские пироги я не пробовала, так как не хотела подвергать риску предобеденный аппетит, но впечатляющие названия вы можете рассмотреть на фотографии.
Легенда, которую владельцы кафе аккуратно воспроизвели над стойкой, приписывает сестрам изобретение строганины. Здесь же описана жизнь их котов, о которой известно даже больше, чем о жизни их хозяек.
А еще вчера у нас состоялся новогодний забег, вызвавший возбуждение среди туристов, не знающих, что для наших мест всевозможные спортивные развлечения являются нормой.
Мне показалось, что картонные сестры Шутц смотрели на бегунов свысока: в отличие от дедов морозов, согревающихся энергичным бегом, им никогда не бывает зябко…
|
</> |