Сериалы и социальные стереотипы

топ 100 блогов nikab20.10.2025

Мы есть то, что мы едим. И к потреблению пищи интеллектуальной это тоже относится. «Из всех искусств важнейшим для нас является кино» писал Ленин. Если бы он жил сейчас, то сказал бы «сериалы». Потому что кино остается в кинотеатрах, а длинные, растянутые на годы истории, входят в наши дома, жужжат фоном, пока мы готовим еду, моем полы, возимся с малышами, отдыхаем – и подсознательно впитываем информацию, поданную на блюдечке. «Окно Овертона» расширяется постепенно, словно кость, растягиваемая аппаратом Илизарова. Кажется, что создатели сериалов потворствуют вкусам массовой публики… или форматируют вкусы аудитории под социальный заказ. Что это значит?

Сериал, за редкими исключениями – эталонный набор стереотипов и штампов. Его задача – охватить максимально широкую аудиторию и удержать ее у экранов максимально долго. Для этого используются стандартные приемы вроде клиффхэнгеров (обрывов действия на драматичном моменте), череда коллизий, запутанные истории, интриги, тщательно выстроенный музыкальный ряд. Интрига сериала, сюжетное наполнение, персонажи и их драмы – все это должно быть понятно и доступно ЦА, вызывать сильные эмоции, вовлекать в происходящее. А чтобы время, проведенное у голубых экранов, не пропадало зря, в головы зрителей вкладываются нужные воззрения, мысли и социальные нормы.

Вы удивитесь, но «мыльные оперы» (soap opera ) оказывали подобное воздействие на аудиторию еще с тех времен, когда звучали по радио, а массового телевещания в помине не было. В 30е годы в США на радио начали выходить драматические сериалы для домохозяек, повествующие о домохозяйках и их проблемах – отношениях с мужьями, детьми, соседями. Именно о них писал Брэдбери в «451 по Фаренгейту», в гениальности своей прогнозируя будущее. Спонсировали сериалы производители бытовых товаров – стирального порошка, мыла, зубной пасты; они же размещали рекламу, попадая точно в ЦА. Сюжеты опер разворачивались годами и десятилетиями, сценаристы вывязывали эмоциональные петли любовных отношений, предательств, разлук, конфликтов, измен, рождения детей, потери памяти и так далее. Поколения взрослели вместе с героями сериалов.

Так вот – уже в 30е мыльные оперы начали исподволь пропагандировать феминизм. Сильные и независимые домохозяйки вырывались из плена корыт и пеленок, устраивались на работу и устраивали свою жизнь. Пропаганда эта побуждала затюканных Мэри и Кэт мечтать о счастливом будущем – и как нельзя кстати пришлась в 41м, когда женщинам пришлось вставать к станку и работать, замещая ушедших в армию мужчин. А эффективность метода оценили.

В Латинской Америке мыльные оперы начали рекламировать женщинам из нищих кварталов путь Золушек селф-мейд, образование, независимость и контроль над рождаемостью – и это сработало, женщины пошли в школы и начали пить таблетки. В США и Великобритании получилось еще интереснее – теория о том, что к написанию сценариев прилагали руку политтехнологи, социологи и психологи, имеет право на существование.

Я продолжу рассуждение, опираясь на зарубежные медицинские сериалы, которые смотрю последние двадцать с небольшим лет. Если изучить их в ретроспективе, начиная, скажем, с 70х, то можно воочию увидеть, как менялось отношение общества к тем или иным социальным вопросам, этическим нормам и отклонениям от норм.

Где-то до начала 2000х пропагандировались здравые тенденции, которые и нашим бы сериалам не помешали. В особенности отношение к родительству. Во всех медсериалах, где есть семьи врачей, по сей день показываются ответственные отцы, всемерно участвующие в воспитании детей, в позитивном ключе подаются приемные дети и усыновление, идет поддержка беременностей и родов, показывается процесс и результат ЭКО, контроль рождаемости, контрацепция для подростков.

Много внимания уделялось и уделяется социальным проблемам – неравенству бедных и богатых, равенству полов, проблемам людей с отсутствием медстраховки, безумным счетам за лечение. Открыто обсуждаются неизлечимые заболевания, эвтаназия, деменция, медицинские ошибки, отношения между интернами и их наставниками, выматывающие условия работы для медсестер и врачей.

В 2000е начинается опять же на первый взгляд здравая тенденция толерантности к людям иной расы, с физическими или ментальными ограничениями, показывается их интеграция в общество, вскрываются проблемы расовой нетерпимости, разного отношения к «белым» и «цветным» пациентам. Афрохирурги в «Скорой помощи» и «Анатомии Грей» изображались бойцами и ниспровергателями традиций. А затем пошли перегибы.

С 80х в штатовских медсериалах стартует популяризация внебрачных отношений – сперва целомудренная, затем во всех видах и позах. Усиливается феминизация, женщины показываются лидерами и руководителями. А следом – да-да, шаг за шагом популяризуется именно то, о чём вы подумали. Причём в 80е над нетрадиционными персонажами в основном подтрунивали, более или менее жестко. К началу 2000х эти персонажи стали драматическими героями, затем начали бурно легализовывать свою ориентацию и отношения, целоваться и прочее в кадре, совершать камингауты и вступать в брак. А к 2025му году на подобных историях уже не делается акцента, они норма, вроде операции или родов на экране. На протяжении нескольких лет было обязательно участие в сезоне одного-двух персонажей с серьезными физическими отклонениями. Сейчас есть ощущение, что маятник понемногу начал сдвигаться в обратную сторону, но вряд ли в этом сезоне смена стереотипов станет явной. Даже любопытно, как и когда производители сериалов обыграют неизбежную тенденцию «камингин».

Забавно, что британский сериал «Вызовите акушерку», ориентированный на более консервативную английскую публику, интереснейшим образом расставляет акценты, чтобы и рыбку съесть и аудиторию не потерять. Там основной акцент – судьбы женщин из бедных кварталов Поплара, развитие системы контрацепции – от полного запрета до эффективного планирования семьи, развитие толерантности к детям и взрослым с ОВЗ и ментальными расстройствами, развитие толерантности к людям иных рас и национальностей, вопросы религии, усыновление, ветераны войны... Нетрадиционная тема бесспорно присутствует, но она подается так скромно и в большинстве эпизодов завуалированно, что семейную аудиторию это не раздражает. Видимо после 1-2 ярких сцен продюсеры решили «не заходит» и акцентироваться не стали.

С российскими сериалами все еще интереснее. Жесткой идеологией с аккуратными фигушками в карманчиках их пичкали до конца 80х. Дальше начался период хаоса и безвластия, уголовной романтики, дам низкой социальной ответственности, своеобычных представителей власти и криминала, невыносимо фальшивящих актеров и прочей пены дней. Смотреть то, что снималось в 90е, да и в начале 2000х катастрофически невозможно. Потом понемногу встрепенулись, стали учиться снимать и играть у спецов старой школы. А там и идеологию подвезли. Причем до последнего времени она была аморфной, зависящей от конкретного заказчика конкретного кинопродукта.

В почти легендарной «Ликвидации» Урсуляка 2007 года мы видим разрушение и гибель многонациональной дружной одесской семьи бандитов, их родичей и друзей – сперва постарались гитлеровцы, затем советская власть жестко приструнила мазуриков, перебив всех, кто подчиняться не пожелал. И никакие старания благородного еврейского рыцаря Гоцмана не помогли и сам он уцелел чудом. Но даже тени межнациональных конфликтов там нет – все одесситы, все братья-сестры.

Впечатляющий, местами великолепный «Вертинский» 2021 года в свою очередь четко ориентирован на западную аудиторию. Это видно и по веществам, засилье которых нарочито преувеличено и акцентировано, и по тщательно развернутой драме второстепенного персонажа нетрадиционной ориентации, и по некой неуловимой нотке мелодраматичности, приправленной политической ангажированностью… Не удивлюсь, если его вскоре запретят, причем отнюдь не за пропаганду. В нем удивительно много нежности, доброты, беззащитности чувства – и за этим туманным флером скрывается стальная бескомпромиссность артиста, способного бросить в толпу «кто послал их на смерть недрожащей рукой»?

И «Три дня лейтенанта Кравцова» — сериал местами спорный, но незабываемый, тоже подчеркивает интернационализм советских людей. Среди главных героев и грузин, и еврей и прибалт и украинец.

В последнее десятилетие модными сделались сериалы, пропагандирующие сытую, шикарную и успешную жизнь при СССР с гастрономами, театрами, выставками, курортами, отдельными квартирами и прочими благами вымершей цивилизации. Что интересно – до последнего времени тема национальных конфликтов там тоже обходилась очень мягко и деликатно, а вот разнонаправленные кукиши кое-где явно прятались. Прошлись по всем, до кого дотянулись – по политикам, певцам, артистам, спортсменам, жуликам, фарцовщикам, дамам низкой социальной ответственности и даже казанским отморозкам. О достоверности картинки как правило заботились, о реконструкции реальных событий можно было даже не помышлять – штампы, мифы, склейка и монтаж реальности в угоду режиссеру. Не всегда, кто бы спорил, но зачастую.

В этом плане интересен кошмарный «Чернобыль» - с одной стороны Нетфликс Нетфликсом и снят чуждыми элементами, с другой – атмосфера СССР воссоздана безупречно. Пережали конечно же, мелодрамы добавили сверх меры – здесь чем проще работать, тем страшней выйдет. И с фактами налажали, кто б спорил. Но получилось – рейтинг у сериала почти девятка, и в память он въедается как ожог.

Интересным феноменом оказались два странненьких сериала – «Эпидемия» 2019 года и «Закрытый сезон» 20го, снятые аккурат перед пандемией. «Сценарист, да ты цыган» хочется сказать, пересмотрев эти истории, особенно «Закрытый сезон» - прямое сходство с коронавирусом просто напрашивается.

Из общего ряда бесспорно выделяется «Кибердеревня» - пародия на всё и вся, безумная, юморная и не от мира сего во всех смыслах. Яблони на Марсе, простой работяга и подлый бизнесмен, изобретения, любовь и роботы. Впрочем, по ощущениям второй сезон проиграет первому.

И конечно же не стоит забывать, что государство наконец-то взялось за формирование образа будущего, продвижение нужных стране ценностей и простройку идеологии. Как это скажется на содержимом голубых экранов, что попробуют вложить в головы населению – пока что непредсказуемо. Но пронаблюдать тенденции и попробовать расшифровать месседж – интересная задача для внимательных и неленивых.

Можно бесконечно плеваться в сторону бездарных ура-патриотических кадавров. Но существует ведь документальная, страшная и правдивая документальная тетралогия «У края бездны» о взятии Мариуполя. Существует пугающий, но местами правдивый до дрожи «Про людей и про войну». И проводятся исследования, конкурсы, питчинги, в индустрию вкладывают не только деньги, но и человеческие ресурсы. Возможно появятся сериалы, прославляющие науку и труд, педагогику и медицину, заботливых отцов, верных супругов, порядочных людей и достойные поступки.  Хочется верить в лучшее…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
19.10.2025 ​***
19.10.2025 И ага
18.10.2025 ​***
18.10.2025 И эта рыба
17.10.2025 Внезапно
14.10.2025 ​***
Архив записей в блогах:
У вас бывало такое, что, к примеру, увидишь какую-то фотографию - а она вызывает за собой длинный ассоциативный ряд, причём совершено неожиданный? Вот у меня, на днях, такое же приключилось :) Копаясь в старых фотках, залитых на Яндекс-диск, наткнулся на вот эту, сделанную 31 августа 2008 ...
У Вильянова очень познавательно о том, что такое "быстрый кредит за полчаса" и как это работает. http://www.exler.ru/blog/item/13080/ ...
⚡️По указу Реджепа Эрдогана граждане Таджикистана теперь не могут въехать на территорию Турции без визы. Эрдрган посмотрел, подумал, и решил, что терроризм не имеет национальности, а вот у тероористов она вполне себе есть. Тимати теперь руки Эрдогану не подаст. ...
Очередное днище. Примечательно как наличие в Днепропетровске "хитроплановцев" с идеями про освобождение всей Украины, так и совершенно невменяемая реакция Ганопольского. И все это выдают в прямой эфир. ...
Первое, что нужно сделать - надеть термобельё. Почему это нужно делать, если, конечно, как принц Гарри , дорожишь своим достоинством? Темометр может показывать минус 10. А когда ты выйдешь на берег реки Св. Лаврентия, там задует такой ветер, что температура будет ощущаться ...