Сериал "Операция Неман". Сте***ово ко Дню Победы.
p_balaev — 30.04.2023 Я даже не собирался смотреть это кино. Ждать от российского кинематографа, тем более, если это делается по заказу российского телевидения, чего-нибудь адекватного о Великой Отечественной войне, тем более, если это еще и Сталина касается, равнозначно ожиданию от историков Института истории РАН адекватных исследований о советском периоде.Но в ленте ЖЖ прочитал такой отзыв на сериал, после чего решил все-таки посмотреть, но не для того, чтобы еще раз разочароваться в нашем кинематографе, а чтобы еще раз убедиться в своем давнем подозрении, что на исторические факультеты университетов давным давно принимают вне конкурса лиц со справкой от психиатра с диагнозом «умственно недоразвитый». И даже ребят с нормальным умственным развитием там за 5 лет учебы превращают в идиотов. Если кто после истфака и выскочил в большую жизнь с неповрежденным интеллектом, то это чистая случайность.
Операция "Неман"
Посмотрел новый сериал по мотивам книги Богомолова "Момент истины" из пяти серий. Получил огромное удовольствие, рекомендую всем поклонникам романа и фильма "В августе 44-го".Свернуть
Конечно, сначала было недоверие к тому, что актерам удастся вытащить образы героев на фоне неминуемых сравнений с игрой Миронова и Галкина в фильме 2000 г. Тот фильм я пересматриваю почти каждый год, лечит от депрессий. Однако, к концу 2 серии я втянулся и перестал сравнивать актеров. На самом деле объективно Алексей Макаров сыграл роль чистильщика Таманцева более реалистично, Галкин был слишком добрый и обаятельный. Все остальные актеры тоже не подвели, великолепен Алексей Кравченко в роли Мищенко, отличные образы получились у Маковецкого, Александра Абрамовича, Александра Дуденкова, Эрики Булатой.
Чем данный сериал показался мне замечательным в сравнении с фильмом?
1)Добавлены новые сюжетные линии, что позволило посмотреть на историю глазами с той стороны и раскрыть много персонажей, проходных для книги и фильма 2000 г. Эти линии никакого отношения к книге Богомолова не имеют, но для произведения "по мотивам" они получились в тему.
2)Враги показаны ярко и убедительно, но, что важно, - не внушают ни малейшей симпатии, это настоящие враги и понятно, что таких нужно просто уничтожать безо всяких розовых соплей, присущих тому же советскому кинематографу 1970-х годов в изображении белогвардейцев и гитлеровцев. Очень актуальный для обстановки 2022-2023 гг. нюанс.
3)Это чуть ли не первый российский сериал вообще без нотки антисоветчины. В том же фильме Пташука мотив антисоветчины весьма приличный, - показана гнетущая атмосфера страха у честных вояк перед Сталиным и СМЕРШем, которой, как я уверен, как историк, не было. Здесь тема абсолютной ответственности тоже озвучена, но уже халатно что ли, - ей не веришь. И это правильно, никто не расстреливает матерых оперативников и контрразведчиков за неизбежные в их работе неудачи, пора современной интеллигенции перестать пугать себя и зрителей сталинской эпохой. Нужно вспоминать, что такое работа не за страх, а за совесть.
Некоторые недостатки в сериале тоже есть, конечно. Чтобы не сильно раскрывать сюжет, приведу один пример. В реальной ситуации на задержание Мищенко отправился бы чистильщик Таманцев, а не доходяга Алехин, а если честно, - то оба. Успех Алехина в сериале выглядит неубедительно.
В общем, смотрите сериал и получайте удовольствие. https://historian30h.livejournal.com/813576.html
Автор отзыва, как вы поняли, историк по образованию. Это про таких, как он, анекдот:
- Ашот, скажи, как ты стал владельцем шаурмичной с дипломами МГУ, МГИМО и Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте?
- Вах! Наверно, мне повезло.
Этому тоже повезло. Закончил истфак, работал в школе учителем, решил податься в бизнес, как советовал ему один авторитетный человек. Торгует резинками от трусов и подтяжками. Попутно решил с группой товарищей из «Истмата» заняться историческими исследованиями, по своей основной специальности, на тему Голодомора, собрали они деньги с читателей его блога на написание книги про то, что Сталин в Голодоморе не был виноват. Но неожиданно бизнес накрыл кризис, ларек с резинками, ремнями и подтяжками едва не прогорел, поэтому деньги, собранные на книгу, пошли на поддержку бизнеса. Книги до сих пор нет, как вы начали догадываться. И не ожидается. Про нее забыто. Ныне этот гражданин собирает средства для помощи Донбассу. Это ныне актуальней и полезней для его бизнеса, чем книга про Голодомор.
И еще он нашел у меня мелкобуржуазное сознание, а себя называет сталинистом. Ну ладно, посмотрим кино, которое расхвалил «сталинист», написавший, что там ничего плохого про Сталина и НКВД нет.
Что сразу бросается с первых кадров в глаза? Физиономии актеров. Такое впечатление, что съемочная группа, прочитав сценарий по знаменитому роману Богомолова «Момент истины», поняла, в какой блудняк их втравили и стала откровенно прикалываться над этим «шедевром». Над сценарием, я имею ввиду, а не над романом.
Режиссерам и актерам жить на что-то надо, чем-то на жизнь зарабатывать. Пролетариат. Хоть и творческих профессий. Но стыдно же! Такое играть стыдно. Поэтому они глумились над сценарием. Мстили автору за свой стыд. Сполна отомстили. Наверняка после каждой отснятой сцены еще и ржали всей съемочной группой над тем, что у них получилось. Во всяком случае, в фильме у них всех такие морды, на которых прямо светилось: «И как я только удержался, чтобы в кадре не гоготать?!».
Про стандартный сценарный ход о методе проверки верности Рейху завербованных агентов можно пропустить. Скучно это. Из одного шпионского боевика в другой. Оскомину набило.
Сцена – Абакумов с генералом Егоровым, главные контрразведчики, у Сталина. Сталин им говорит:
- Не поймаете немецких шпионов, сорвете наступательную операцию, всем вам – песец.
И трубкой так выразительно, как стволом нагана, прямо в сердце генерала Егорова.
Это понятно и правильно. Так Победа и ковалась. Вдохновлять военных, тем более контрразведчиков, на борьбу с врагом любовью к Родине, ненавистью к захватчикам, воинским долгом может только глупец. На Родину, ненависть и долг генералы могут наплевать, а вот на трубку, которая грозит стать настоящим наганом по приговору трибунала, не наплюют.
Так Победа и ковалась. Сталин генералу армии грозил расстрелом. Генерал армии – генерал-полковникам, генерал-полковники – генерал-лейтенантам, генерал-лейтенанты – генерал-майорам… капитаны – лейтенантам, лейтенанты – сержантам, сержанты – рядовым. Победа выкована.
Все главные герои сериала услышали в свой адрес: «Если что – под трибунал пойдешь!». И все натурально изобразили, что от страха обосрались и сейчас за трибунал всех фашистов на куски порвут. И никакой антисоветчины, никакой дискредитации подвига, разумеется. Просто обосрались от страха перед трибуналом.
И как же без погони!? И какая погоня на «Виллисах», если нет железнодорожного переезда, снесенного шлагбаума перед поездом машиной бандитов и растерянных чекистов, мечущихся перед проходящим составом?! Зря что ли Жеглов в «Место встречи изменить нельзя» так метался? Чего пропадать такой сценарной находке?
Немецкие диверсанты славянской национальности. Главный – Мищенко. Мстит за своих родителей, которых красные Блюхера порвали конями на куски. Его подручный мстит за папу-комкора, служившего у Блюхера и расстрелянного в 37-м году. Всё, как положено, никакой антисоветчины… Блевотина какая-то.
Смотреть совершенно не на что было бы, если бы не некоторые моменты. Например, любовница немецкого диверсанта, батрачка на хуторе. Красавица… Вроде в Европе уже передохли знаменитые модельеры, всякие Раббаны и Габаны, явно с наклонностями педофилов, поэтому сделавшие эталоном женской красоты фигуру женщины-подростка. Чтобы плоская, как доска. Теперь в моде боди-позитив. Т.е., женщины нормального вида, даже с перехлестом.
У нас же, судя по всему, еще и в кинематографе режиссеров с наклонностями педофилов каждый первый. Поэтому наших кинематографических красавиц хочется от жалости подкормить бутербродом с салом.
Значит, едет эта истощенная героиня в кабине грузовика в город Лиду со шпионским заданием, а шоферу приходит в голову до нее подомогаться. Ручки у красавицы тоненькие-тоненькие, ножки тоненькие, коленки остренькие, личико, как у птички – клювик и ушки. И шофер ей делает комплимент:
- Какая ты справная!..
Морда у шофера при этом… Думаю, там дублей было – десятки. По лицу актера-шофера видно, что он после слов: «Какая ты справная», - вываливался из кабины и корчился от смеха под колесом машины. Справная! Прямо из Бухенвальда откормленная.
После этой сцены я уже решил сериал… досмотреть до конца. Когда понимаешь, что это не про войну, а про то, как съемочная группа стебалась над этим сценарием, антисоветским высером, смотреть можно. И даже удовольствие от этого стебалова получаешь. Игра актеров – нормальный гротеск. Получилось. Молодцы. Зачет.
А ты, Хисториан, как и вся ваша братва из «Истмата» - гротеск на сталинистов. Шоу историков-уродов.
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582
|
</> |