СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ. ПОТЕШНЫЕ КАЗАКИ

топ 100 блогов roman_rostovcev12.04.2025

Русская элита складывалась не только из старых княжеских и боярских родов и выслужившихся представителей служилого дворянства. Если говорить именно о родовой, в нескольких поколениях российской знати, в ней можно выделить ещё несколько устойчивых социальных групп, в числе которых я бы назвал «потешных». Она сложилась из  потомков сподвижников Петра Первого, ядром которых были солдаты и офицеры его первых гвардейских полков, Преображенского и Семёновского. 

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ. ПОТЕШНЫЕ КАЗАКИ

К этим сподвижникам детства и юности Петрова примыкали и другие его соратники, вышедшие из не благородных слоёв общества, а то и вовсе неизвестно откуда. Ярчайшим примером Петровской потешной элиты был, например, полудержавный властелин Александр Меньшиков. «Не торговал мой дед блинами, не ваксил царских сапогов, не пел с церковными дьячками, в князья не прыгал из хохлов». Блинами (по иным сведениям — пирогами с зайчатиной) торговал по малолетству именно Меньшиков, остальные прототипы этого стихотворения А.С. Пушкина тоже хорошо известны. 

Не все они были соратниками Петра, но в широком смысле их тоже можно отнести к потешной элите в её широком смысле. Как, впрочем, и самого Пушкина, чьего знаменитого чернокожего предка сербский негоциант и по совместительству российский дипломат Савва Рагузинский (это не фамилия, а место жительства) привёз в Москву в 1704 году .

Пётр Первый мог бы, как это сделал позднее Наполеон, сказать о своей новой знати, в противовес представителям старых княжеских и боярских фамилий: «Разница между вами в том, что вы — потомки, а они — предки». Потешная знать Петра Великого, как и маршальский корпус Наполеона, были хотя и разнородной и разноязыкой, но внутренне сплоченной социальной группой. Разумеется, конфликты между представителями этой группировки тоже были не редкостью. Ярким примером одного из таких конфликтов было низвержение главы этой корпорации, то есть Меньшикова. 

Организовали свержение Александра Даниловича тоже былые соратники Петра Великого — сын вестфальского пастора вице-канцлер Остерман, сын литовского органиста генерал-прокурор Ягужинский, сын  еврейского лавочника из Голландии генерал-полицмейстер Девиер. Уже из перечня врагов Меньшикова внутри потешной корпорации можно сделать определенные выводы о суб-группировках внутри неё. Немцы, то есть выходцы из Западной Европы и её окрестностей, группировались внутри потешного сословия отдельно от русских. 

Ещё одной потешной группировкой были упомянутые Солнцем русской поэзии «хохлы». Один из них, граф Разумовский в юности пел с церковными дьячками, другой, канцлер Безбородько прыгнул в князи из хохлов. Считается, что предки Милорадовича были выписаны Петром Великим из Сербии, но дело это тёмное и глубоко прошлое. В любом случае осели Милорадовичи на русской земле именно в качестве украинских полковников, то есть одновременно и административных, и военных руководителей пресловутого Войска Запорожского, называемого также Гетманщиной, а то и просто Украиной. 

Основатель рода, Михайло Милорадович был пожалован Петром в гадяцкие полковники в 1715 году.  Он оставался полковником 11 лет, возбуждая постоянные жалобы полчан, которых он теснил и мучил, вымогая от них подарки и земельные уступки. Жалобы полчан ни к чему не вели, так как местные власти ничего не могли поделать  с полковником, которого назначил сам царь. Такими же насилиями отличалась и жена Милорадовича, дочь генерального есаула Войска Запорожского Степана Бутовича, позволявшая себе ужасные жестокости над прислугой.

Бутовичи, из рода которых взял себе жену полковник  Милорадович, несмотря на схожесть фамилий, уж и вовсе никакими сербами не были, а происходили из казачьей старшины времен ещё блаженной памяти Богдана Хмельницкого, учредившего в составе государства Российского эту странную автономию — Войско Запорожское, в которое не входила Запорожская Сечь. 

Ещё одной из влиятельнейших малороссийских фамилий, с которой  породнились Милорадовичи, были потомки наказного атамана Войска Запорожского Павла Леонтьевича Полуботка.   Сам Михайло Милорадович был одним из сподвижников Полуботка, участвовал в каких-то интригах атамана и вместе с ним попал в Петропавловку, откуда вышел только после смерти Петра. Его потомки неизменно служили государству Российскому на Украине, где имели огромные родовые поместья. В частности, именно за правнучкой Полуботка внук Михайла Милорадовича  взял в приданное огромные земельные угодия.

История рода Милорадовичей интересна нам в совершенно определенном контексте. Для современного горожанина определяющим фактором его гражданского мировоззрения, его коллективной самоидентификации является история страны, история государства, к которому он принадлежит.  В сущности, ничего кроме государства у горожанина нет на этой Земле, оно начинается сразу за порогом его маленькой квартиры в безликом многоэтажном доме типового спального района современного промышленного города. В большинстве случаев деды и прадеды этого горожанина родились и прожили свою жизнь совершенно в другом месте, да и самого этого дома, района, и иногда даже и города в их времена ещё даже не было построено. 

Для землевладельца же история это совершенно другая область знания. Это история его рода, выраженая через историю фамильных земельных владений.  Определяющую роль в этой истории играет предок, первый из представителей рода, получивший родовое поместье, родовые земельные угодья. Именно биография этого предка и является малым фамильным Священным писанием, из которого черпают примеры и назидательные рассказы, и которые передаются из поколения в поколение. 

Все представители потешной элиты Российской империи  имели в основе своего благосостояния, чести и славы именно смелость, ум и удачливость своих первопредков, которые сумели проявить себя на крутых исторических  поворотах и тем самым вырвались из мрака небытия, из числа миллионов безвестных представителей несовершенного рода людского. Это тот урок, который усваивал любой из Милорадовичей, как только его начинали посвящать историю его рода. 

Нельзя сбрасывать со счетов и представительниц женской линии этого славного семейства. Бутовичи и Полуботки отвоевали своё будущее саблей, они служили самому неукротимому Богдану Хмелю, рубили головы заносчивой шляхте и делили между собой землю Украины по праву победителей. И это не абстракция. По этой земле маленький мальчик, будущий граф и генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович делал свои первые неуверенные шажки. И шагал он довольно широко, а это значит, что продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
* Как-то столкнулась с интересным мнением. Незнакомый мне мужчина (только слегка виртуально, читал мой ЖЖ) в достаточно жесткой форме высказался, когда я сделала пост с рожицей. Ну, то есть эстетикой, красотой, очарованием там, по его мнению, и не пахло. Конечно, ибо это была шутка. Я ...
В июне 1965 года 27-летний мужчина по имени Ангус Барбьери обратился за помощью в больницу Мэрифилд в Данди, Шотландия. Он пожаловался на «чрезмерное ожирение»: его вес составлял ...
Никак сети не могут опомниться от неожиданной и нежданной смерти А.Б. Носика, одного из первопроходцев социальных сетей в России и одного из крёстных отцов...Живого Журнала. Даже запись вышла в топ. Мол Носик кушал горькую и дошёл до запоя.Потом резко завязал и...сердце не ...
С разных рассеянских аккаунтов понеслись советы русским людям стойко терпеть новое ордынское нашествие —  ввиду малой рождаемости в русских семьях. Из государственно-патриотических соображений.  А то завтра работать вовсе некому будет. Такое впечатление, что креативные ...
Вторник) Как-то так )) Всем доброго утра и отличного дня! ...