Семья из Бызовой
russkij_sever — 14.09.2011 В июле нынешнего года, побывав в деревне Бызовая, что находится в республике Коми близ города Печора, нам совершенно случайно удалось познакомиться с очень интересными людьми и даже погостить почти сутки в их доме.Люди эти – настоящая находка для любого журналиста, блоггера или литератора, т.к. положительных информационных поводов нашим СМИ не хватает, а тут вдруг такая замечательная и оригинальная семья, ну как удержаться и не рассказать о ней. Тем более, что люди эти совершенно не против такой популярности, а даже некоторым образом подогревают ее. В итоге о них написано немало статей, пишется книга и вроде как даже снята пара передач. Они участвуют в различных конкурсах и имеют множество разных грамот и наград.
Итак, что особенного все находят в этой семье?
А интересны эти люди тем, что они не только живут в деревне Бызовая у реки Печора, содержат значительное хозяйство и воспитывают внуков (кого сейчас этим удивишь), но и самое главное - тем, что на их участке расположен настоящий музей, посвященный их семье и культуре народности Коми, а во дворе создана инсталляция, имитирующая быт местных жителей. Здесь можно увидеть настоящий чум, нарты, лодку, рыбацкие сети и даже оленя.
Разумеется, все это имеет явный налет искусственности, однако, если говорить об изучении, поддержании и популяризации национальной культуры коми, то вклад этой семьи достаточно высок.
Живет эта семья почти у самой реки. У них очень хорошее хозяйство, два дома, баня. Они содержат козу, кроликов, кур, имеют собаку и пару кошек. У них совершенно замечательные и самое главное – очень умелые, общительные и самостоятельные внуки. Ну и конечно, у них есть музей, который располагается в одном из жилых домов.
Разумеется, музей не появился просто так, единовременно, к этому семья шла постепенно. В 2006 году Апанасенко-Шаховы на традиционном конкурсе «Семья года» получили титул «Самая творческая семья Печоры». После победы в конкурсе они отправили материалы на грантовый конкурс в Финляндию и стали участниками финского проекта, где их бизнес-план об открытии семейной творческой студии стал одним из лучших. После стажировки в Финляндии они решили перенять заграничный опыт и начали принимать туристов из Финляндии, Германии, России и т.п. Зимой гостей вывозят на охоту, летом — на рыбалку, поесть шашлыки, и попариться в бане. Также, гости могут заняться лепкой из глины или соленого теста. А если люди не хотят долго гостить, то можно просто заплатить 100 рублей и пофотографироваться с нартами или оленем.
В гостях у Апанасенко-Шаховых мы оказались случайно, приехав туда с общими друзьями, поэтому в развлекательных программах по понятным причинам не участвовали, однако нас провели по музею и рассказали про некоторые особо интересные экспонаты.
Генеалогическое древо их семьи.
Нечто вроде «фирменного знака» семьи - олень, чум и название деревни, он же сувенир.
Книга отзывов.
Стена с фотографиями детей и членов семьи в национальных костюмах, изображающие небольшие сценки из жизни. А также различные грамоты и награды.
Всяческая мелочь – одежда, инструменты, бытовая техника и т.п.
Детская игрушка – утиная голова и лапки.
Берестяные туески.
Хозяйственные приспособления.
Что-то вроде оберега. Говорят, что если на этой кукле нарисовать хотя бы глазки или бровки, то она заберет душу своего хозяина, поэтому этого ни за что нельзя делать.
Кукла в национальной одежде коми. Черная лента защищает ее хозяйку от сглаза.
Чучело дятла
Малица и прочие атрибуты теплой одежды.
Фотография и небольшая история из жизни одного из предков семьи. Написано здесь буквально следующее:
В далеком прошлом Мартын Кузьмич (отец Кругловой Анны Мартыновны) как и все ижемцы занимался оленеводством, имел свое небольшое стадо оленей. Старожилы в деревне Бызовой рассказывали невероятные истории о его смелости и решительности при самозащите. Однажды остяки (народность западной Сибири) украли у него и стали угонять за Урал стадо оленей, он в ярости и злобе догнал этих остяков-угонщиков, обрезал все лямки оленьих упряжек и этим остановил движение и спас свое стадо. Завязалась драка между несколькими остяками и Мартыном и он, увернувшись, откусил одному из остяков нос, хлынула кровь, остяки испугались и убежали. С тех пор Мартына прозвали по-коми «Ныр сёись Мартын», что по-русски означает «Нос, откусивший Мартын».
Также рассказывали, что однажды в целях спасения оленей от волков, Мартын догнал и вынужденно снял на ходу шкуру с живого оленя и отпустил его, олень побежал, а волки напали на окровавленного оленя и отвлеклись добычей, а Мартын Кузьмич в это время смог увести стадо в безопасное место. Говорят, он был очень сильным, находчивым и мастеровым.
Череп мамонта, переданный в дом-музей на хранение.
А эту кость мамонта Апанасенко-Шаховы нашли сами.
Разумеется, нельзя сказать что все предметы в этом доме-музее относятся к коми-культуре. Настоящих экспонатов тут очень мало. Однако большинство этих предметов все-таки дает некое общее представление о деревенской жизни коми, либо просто о семье Апанасенко-Шаховых.
После знакомства с музеем младшие члены семьи также показали всех своих питомцев, которые, ясное дело, гораздо интереснее, чем черепа мамонтов и глиняные игрушки :) Тем более что дети активно помогают дедушке и бабушке и можно с уверенностью утверждать, что часть хозяйства лежит на их плечах. Одним туризмом вряд ли можно прокормиться, поэтому приходится вертеться и зарабатывать всеми возможными способами.
Тем не менее, эта семья может быть отличным примером того, что если много работать и мало пить, то даже в далекой северной деревне можно жить и не тужить, имея деньги и общаясь с интересными людьми. Почему таких «Апанасенко-Шаховых» нет в каждой Российской деревне – не очень понятно, но если местные жители начали бы внимательней относиться к своей культуре и развивать туризм, то в интернете стало бы гораздо меньше фотографий полузабытых деревень, разваливающихся изб и нищих стариков. Тем более что культура, язык и образ жизни малых северных народов сейчас как никогда раньше нуждаются в поддержке.
|
</> |