"Семья и школа" - о счастье...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
http://wombatik.livejournal.com/4281762.html?#cutid1
Я прочитала и задумалась - задумалась .... про двух своих последних мужиков и про их большие семьи, и про американские школы, и вспомнила какую зависть я чувствовала в колледже к ВОСПам и почему. Они целиком освоили эти англичанами тут полушутливо предложенные "десять рекоммендаций для счастья"...
Сама я была продукт европейской школы, причем очень даже хорошей. европейской - потому что не только в России была эта "школьная моделЬ". А именно - в школе ..... ах, ах, пытались детей чему-то учить! предметам! и даже удачно учили. но другому не учили. "Совок" т.е. социализм я винить не могу - потому что вижу точно такие же продукты английского или бельгийского образования - они хорошо решают задачки, но счастливыми и сбалансированными людьми не являются. А многие американцы, очень-очень многие - являются.
Провинциальная американская школа послевоенной модели (типа тех в которых учились Змий, в Северной Калифорнии, и Дубль, в Восточной Монтане, в маленьких городках) - задачу "обучить предметам" себе не ставила как главную. И отчетов в успешном обучении не требовалось, и бюрократия была минимальная. То есть, та школа учила тех, кто легко и охотно учился - и З. и Д. были из отличников и гиков, хотя один был еще и квотербэк и трэк а другой трэк и рестлинг.. А вот старший брат З. и средний брат Д. "учиться предметам" абсолютно не хотели, и школу кончили с грехом пополам. При этом все они - очень успешные, полноценные, и счастливые люди. И это не только работа семьи и генов. Это и школа.
Я была конечно аспергер, но "воспы в колледже" сильно отличались и от нормальных неаутичных европейцев. Они были какие-то "сбалансированные", что ли. как личности. Они все имели какие-то хобби/занятия помимо учебы, в которых достигли некоторого совершенства или даже профессионализма - пианино, спорт, театр, языки, роботика, хэм-радио, иногда все вместе. Они все имели отношение к тому что называется "сивикс" - были членами всяких организаций, клубов, участвовали в благотворительности или волонтерстве или и то и то, и главное - они без исключений почти были СПОКОЙНЫЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ не дерганые люди без очевидных комплексов и с ПОЗИТИВНЫМ и разумным отношением к миру и к себе в этом мире.
Дерганые закомплексованные и фрагментарные были мы, "этники" - японцы, китайцы, европейцы в первом поколении эмиграции - второе-то поколение ничем не отличалось от воспов, или скажем, МАЛО чем отличалось.
Я тихо завидовала, и не понимала почему я такая недоделанная по сравнению с этими ребятами. Так и не поняла пока мои собственные дети не пошли в школу ... я-то в америке в школе не была, не закончив московскую пошла сразу в колледж - по "знаням" мне додали, а вот другое..
Оказалось, что уже с 4х-5ти лет детей учат не читать и писать и считать, а ... уважать себя и других, и одновременно узнавать про себя и про мир разные интересные факты, абсолютно не путем дидактической зубрежки, а в процессе игры... Крайний пример этого подхода - школы Mонтессори, но у всех школ этот элемент есть, кроме несчастных и немногочисленных иннер-сити гетто-школ, где детей "передерживают", а не учат и не воспитывают.
Потом, при переходе из "элементарной" школы в "среднюю" (7й класс - у детей уже сложилась их как бы общественная персона, и они плавно втекают в следующую стадию воспитания - где сосуществуют самые разные степени формального дидактического обучения. В миддл скул русские родители помню чуть не плакали от программы скажем "науки" - сегодня делали порох, месяц соревновались в постройке моделей мостов, потом изучали каждый по органу тела и делали постеры на "научную выставку" куда несчастные родители вынуждены были тащиться после рабочего дня, а пропустить - твой ребенок будет единственным сиротинкой в толпе соккерных мам и галстучных пап. -Где формулы? - вопил русский родитель-матшкольник, и был прав - формул не было, они будут потом, в хайскуле.. и не то что для всех.
К хайскулу ребенок уже более-менее устоялся в том, чего он хочет от жизни и как, он уже член неких стойких социальных групп, и чаще всего он или абсолютно доволен и стабилен, или его проблемы - социальные, психологические, личные - уже "схвачены" и адресованы.
Такого у нас не было. ничего похожего. Не то что не было гармоничных детей - были - но односторонних, зажатых - было намного больше, и "гармоничность" была вся от семьи, целиком.
Именно этот аспект американского раннего образования, воспитание успешного и человечного члена общества, сейчас кажется стал заменяться европейско-корейской моделью, т.е. кормлением фактами и предметами через зонд всех без разбору независимо от способностей, и поощрением гонки и соревнования. Одновременно наблюдается и другая тенденция - безумно-бюрократическая, где здравый смысл задушен циркулярами, а дурных или ленивых учителей нельзя ни прогнать ни наказать.
Очень жаль если старая система, давным давно заложенная и основанная на протестантско-квакерских ценностях, совсем пропадет.
Она эта система была доступна всем. Змий из бедной рабочей семьи - стал известным ученым, Дубля из среднего класса - тоже знаете ли не последний человек в своей специальности по всему миру известный.... Брат Змия - "селф-мэйд, богатый бизнесмен, колледж вообще пропустивший. И так далее.
Тут Вольф-Китцес такой есть, в ЖЖ, он ученый, кажется биолог, и кажется социалист или коммунист. Ему почему-то ОЧЕНЬ хочется верить, что хорошее образование в Америке недоступно бедным. Так вот - еще как доступно. Но Китцес читает "Развитие Ребенка", в котором автор года рождения 1939 справедливо отметила, что в бедности ребенок хуже развивается - а он делает обобщения а ля Толстая со свеклой.
Но авторша и соавторша пишут (я не поленилась, посмотрела!) - про исключительную бедность, включающую голод - которой у нас теперь мало, разве там где самое-самое дно, бездомные и наркоманы - а не про рабочих автомастерской или работников Уолмарта, или про моих очень бедных соседей на даче - которых Китцес не знает и никогда не узнает. Детям которых доступно прекрасное и бесплатное образование.
Прекрасное в моем понимании, конечно, а не в Китцесовом и не в русском или корейском.
Наверное не стоит спорить с социалистом - я считаю, что у него между ушами антизападная пропаганда и более ничего, а он - что я "слишком патриотично отношусь к своей новой родине", как-то так. И мы не договоримся, потому что он там у себя уже все понял и разобрался с помощью гугла и книжки левой профессорши, в 9й раз переведенной на русский, в 12й на английский, книжка полезная, учебник - но он читает только то что хочет в ней прочесть, типа "Autopsies show that infants born to malnourished mothers have smaller brains, with fewer and smaller brain cells than normal, А доказывать ему а где у нас "malnourished mothers", и сколько их статистически среди бедных - мне лень. Потому что чую - ну потрачу я полсубботы, найду ему четкие цифры и уважаемую социальную статистику - фик он мне поверит, это расходится с его картиной мира, доступное и хорошее образование. для бедных америкосов
Хотела ему написать про "социальную катастрофу" в Америке, и про кризис образования, который все же наступает, но по другим причинам чем бедность - и раздумала. Вообще надо умнеть как Лапоть и Киса, которые берегут и цветы и селезенку от жежейных споров.
![](http://www.bigsauron.ru/valid974_h1a6b4fc6589a8496a381e95c81ec8a16.jpg)
|
</> |