СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ АПРЕЛЯ АДМИРАЛА КАНАРИСА
roman_rostovcev — 07.06.20239 апреля 1945 года, после скорого, но правого Народного суда, в баварском концлагере Флоссенберг, чуть-чуть не дождавшись прихода западных союзников, был повешен адмирал Вильгельм Канарис. Многие двойные агенты играли решающую роль в исторических событиях прошлого и настоящего. Но именно Канариса удобнее всего использовать в качестве эталона, по которому мы сможем сверять жизнь и деятельность других агентов-двойников, поскольку поняв Канариса, мы поймём про разведку всё.
Канарис родился 1 января 1887 года в прусском городе Дортмунде (Рейнская область Прусского королевства) и с детства считал себя родственником другого адмирала — Константина Канариса, греческого борца за независимость. Понятно, что это была семейная легенда, которую поведал мальчику отец, один из богатейших промышленников Рура. Все эти обстоятельства сыграют в жизни Адмирала существенную роль.
Мальчик с детства тянулся к морю, окончил Морской кадетский корпус в Киле, служил на судах германского Кригсмарине, а Первую мировую войну встретил на лёгком крейсере «Дрезден». Крейсер входил в состав эскадры адмирала фон Шпеее, курсировавшей у американских берегов. Канарис участвовал в Колонельском и Фолклендсокм сражениях с британским флотом, а после гибели «Дрездена» в 1915-м году в сражении у острова Мас-а-Тьерра был интернирован властями Чили.
Считается, что именно в Чили Канарис и был завербован британской секретной службой, и эта служба устроила ему побег в Германию через Анды, Аргентину и Атлантику. Возможно такое?
Вполне возможно. Канарис был врагом нацистского режима и участвовал в заговоре против фюрера с 1938 года. Мировая война ещё не началась, более того, Германия осуществляет свои действия по воссоединению с немецкими меньшинствами Австрии и Чехословакии мирным, дипломатическим путём. Даже если Гитлер толкает Германию к локальному конфликту в Европе, то что с того? Канарис ведь не священник, а офицер, он выбрал военную профессию совершенно сознательно. Сознательно он пошёл и на тесное сотрудничество с нацизмом: начальником военной разведки Канарис назначен 1 января 1935 года. Иными словами, Канарис не достался Гитлеру по наследству от Веймарской республики, как Мюллер, а сам пришёл на службу фюреру и новой Германии. И пришёл уже после «Ночи длинных ножей», смерти Гинденбурга и провозглашения Гитлера фюрером германской нации.
До назначения руководителем абвера Канарис к разведке, по крайней мере официально, не имел никакого отношения. Что же его побудило сначала завоевать доверие Гитлера, а затем начать его предавать? Очевидно, что Канарис был последователен и пробился в руководители военной разведки с целью вредить нацистам как можно больше.
Так что вполне возможно, он связался с британской разведкой ещё тогда, в Чили. Вернее сказать, если британская разведка работала с интернированными, то к Канарису вербовщик должен был придти в первую очередь. Ибо о чём английский агент мог говорить с обычным, среднестатистическим немецким офицером в 1915 году? «Вильгельм капут»? Ещё рано. «После победы Германии мы спрячем тебя от трибунала в джунглях Амазонки?» Звучит неубедительно.
А с Канарисом можно было строить интеллектуальную беседу двух образцовых джентльменов, движимых лишь высокими побуждениями.
— Ваш знаменитый предок в союзе с Англией отвоевал Элладе свободу от турецких варваров. Вы ведь помните о лорде Байроне, лучшем друге Греции, сражавшимся плечом к плечу с Константином Канарисом? Вспомните бессмертные строки нашего великого английского поэта: «Он был не в ярко-красном в ущелье Фермопил, сражался за Элладу, которую любил»? В одном из своих частных писем лорд восторженно отзывался и о Вашем выдающемся предке, вместе с которым не раз сходился на пистолетный выстрел с турецкими галерами и галеонами. И сегодня турецкие головорезы точат ятаганы на прекрасную Грецию. Неужели Канарисы теперь на стороне зла и тьмы? Или мы защитим родину цивилизации вместе, как тогда, в старые славные деньки Тенедоса и Самоса?
Понимаете, какой красивый рапорт ушёл бы о такой вербовке в Лондон? С цитатами из Байрона и генеалогическим древом греко-немецкого аристократа, филигранно склоненного к сотрудничеству разведчиком-интеллектуалом?
Так что, думаю, гипотеза эта вполне рабочая. Но это лишь начало нашей истории.