СЕМНАДЦАТЬ ЛИКОВ РАЗВЕДКИ
roman_rostovcev — 29.05.2023Если вдуматься, то для руководства внешней разведки любой страны, особенно такой помешанной на плановости, канцелярской зарегулированности, стремлению к показухе, как СССР, двойной агент всегда предпочтительнее честного шпиона, хранящего верность только одному нанимателю. Начнём с того, что двойного агента, внедрённого в Вашу шпионскую сеть контрразведкой страны пребывания, гораздо легче завербовать.
Вам не нужно пролопачивать гигабайты сведений о сотрудниках интересующих Вас ведомств противника, выискивая среди них потенциальных изменников, не нужно кропотливо подбирать к ним ключики или создавать безвыходные ситуации, даже не нужно тратить деньги на подкуп интересующего Вас человека. Двойной агент находит Вас сам, с лёгкостью идёт на вербовку и не требует исполнения каких-то финансово или организационно трудных условий.
Возьмём, например, членов «Кембриджской пятерки». Сами приехали в Москву, сами предложили сотрудничество, никаких условий советской разведке не ставили и даже денег не просили. Люди просто решили посвятить свою жизнь борьбе с фашизмом. Прямо в 1934 году. Очень удобно.
Далее, работать с двойником в принципе спокойнее. Он не провалится сам, не сдаст связника. У него не будет душевных терзаний, запоев, попыток сбежать от куратора. Он не созовёт разоблачительную пресс-конференцию и не разболтает ваши с ним общие секреты в друзьям в баре или любовнице в постели. Если у двойника есть жена, она либо будет слепа и глуха к занятиям мужа, либо станет его верной помощницей или хотя бы радисткой-пианисткой.
Более того, сотрудничество с двойным агентом гораздо перспективней с точки зрения создания агентурной сети. Настоящий агент вряд ли сможет завербовать ещё кого-то: будь он сведущ в столь тонких вопросах, как вербовка, то Вы сами не смогли бы склонить его к сотрудничеству. А у двойного агента с этим никаких проблем нет: нужно завербовать шифровальщика посольства — пожалуйста. Секретаршу министра иностранных дел? Камергера королевы? Всё удаётся легко и просто. «Мессир, Вам нужно только приказать».
Информация, добываемая для Вас двойным агентом будет всегда на порядок интереснее, актуальнее и весомее сводок агента обыкновенного. Давайте вспомним «Гейне-Макса» из записок Павла Судоплатова. Этот двойной агент абвера, с подачи Павла Анатольевича и его подельника из оперативного управления Генерального штаба РККА, передал в Берлин планы и сроки проведения операции «Марс», то есть попытки наступления советских войск на Ржев и Вязьму. Подтянув резервы, вермахт отразил удар. Надо полагать, что начальники Макса из ведомства адмирала Канариса получили заслуженные награды и повышения по службе.
Правда, Макс не смог проинформировать абвер о другой советской операции, то есть о сталинградском «Сатурне». Но разве существуют всезнающие и всемогущие агенты? Настоящий сотрудник абвера, которого советская разведка не внедрила бы в собственный Генштаб, не смог бы и о «Марсе» вермахт предупредить. Тогда германские генералы пропустили бы не один советский удар, а два. Кроме того, у советских войск и помимо Ржевской операции были провалы на германском фронте, так что сколько всего планов советского Генштаба раскрыл немцам Макс мы в точности не знаем. Возможно, что и неудачная Харьковская операция РККА февраля — марта 1943 года тоже результат стратегической радиоигры с участием Гейне-Макса, Судоплатова и их верного соратника Штеменко.
Зато начальство Макса, как германское, так и советское, вполне процветало. Да, Ржевское наступление провалилось, но это неудача армейцев, надо было лучше готовиться и не зевать. А по линии разведки достигнут большой успех: двойной агент повысил свой кредит доверия у немцев, его шифровки докладывают лично фюреру, канал для передачи стратегической дезинформации показал свою полную надежность. Ведь немцы-то Максу поверили и наваляли нашим!
Стоит ли после этого удивляться, что Судоплатову на следствии по делу Берии ставили в вину всякую ерунду, типа провокационных разговоров с болгарским послом о возможности перемирия с немцами на достигнутых рубежах? А вот играми с абвером по передаче Германии подлинных планов Красной Армии его даже не попрекнули...
Поэтому, прежде чем продолжать наши исследования деятельности прототипов штандартенфюрера Штирлица, нам нужно твёрдо уяснить: абсолютно все агенты высокого класса, работавшие под прикрытием в иностранных государствах, это двойники. Иначе просто быть не может.
Полная версия моих заметок о «Семнадцати мгновения весны» здесь: https://author.today/reader/250166
|
</> |