Секс в Венеции. Зачем подал в отставку отец Марко
dolboeb — 13.09.2016 В минувшее воскресенье дон Марко Скарпа, 49-летний священник венецианского прихода Сан Панталон, попросил у прихожан прощения за своё поведение и объявил им, что «берёт паузу» в церковном служении, чтобы задуматься о своей дальнейшей жизни. Решение было заранее согласовано с венецианским патриархом Франческо Моральей, который уже назначил клирику замену из соседнего (театинского) прихода.Венеция — деревня маленькая, а Сан Панталон — самый малочисленный из её приходов, так что объяснять прихожанам причину решения священника не требовалось. Все и так давно знали, что дон Марко нашёл счастье в личной жизни, несовместимое с обетами католического пастыря. Судя по комментариям к прощальной записи в его Фейсбуке (плох тот венецианский священник, который не использует этого канала связи с прихожанами), паства восприняла уход дона Марко с пониманием и проводила его пожеланиями удач и счастья. Если кто-то и счёл уместным бросить в спину уходящему священнику камень, обвинив в лицемерии (ipocrisia), то этот кто-то был предсказуемо рождён в СССР. Где, как мы помним, секса не было, зато были партсобрания, где считалось уместным лезть в чужую личную жизнь и публично давать ей моральные оценки.
В связи с отставкой венецианского священника вспоминаются труды его американского коллеги Аквината Уолтера Ричарда Сайпа, расстриги-бенедиктинца из Миннесоты, который после 18 лет служения сложил с себя церковные обеты, чтобы жениться на бывшей монахине, создать с ней семью и завести детей. Ричард Сайп, до и после служения профессионально занимавшийся медицинской реабилитацией священников-педофилов, 25 лет проводил статистическое исследование этой проблемы, результаты которого он впервые обнародовал в 1990 году. Из них всё очень хорошо понятно о корнях того самого лицемерия.
По данным исследований Сайпа, не менее 40% католических священников, давших обет безбрачия (целибата), сознательно и систематически его нарушают. В покрывательстве греха замешаны 65% клира. Если где-то и имеет смысл поискать корень безобразия, то не в отдельных нарушителях, а в самой клятве, заведомо для многих неисполнимой. По мнению Сайпа, с её помощью в католической церкви всю дорогу цементируется пресловутая вертикаль власти. Когда у тебя 40% аппарата ходят заведомо в нарушителях — их проще контролировать. Интуитивно понятно, что право нарушать формальный закон (будь то целибат или деофшоризация) покупается политической лояльностью к тому начальству, от которого зависит твоя судьба. Казалось бы, при чём тут яхты и самолёты Игоря Ивановича Сечина, но механизм в точности тот же самый. Когда Начальство решит, что Игорь Иванович Ему надоел, те же самые частные яхты и самолёты, о которых сегодня запрещено рассказывать Первому каналу и «Российской газете», будут транслироваться из каждого утюга как неоспоримые доказательства вины отставленного олигарха.
В Талмуде (עבודה זרה לו, א) про такие запреты сказано с предельной определённостью:
אין גוזרין גזירה על הצבור אא"כ רוב צבור יכולין לעמוד בה
Буквально: нельзя издавать постановление, которого большинство не сможет исполнять.
Требование целибата, в итоге давшего каждому человеку на свете моральное право сказать католику «ваши священники — педофилы», именно это талмудическое правило и нарушило.
А хорошая новость из исследований Сайпа состоит в том, что педофилией страдают не более 6% католического клира. То есть из 7 человек, нарушивших целибат, только один сделал это с детьми. Остальные 6 выбрали взрослого партнёра. Так что стигма «педофилии» тут очень обманчива. Реальных педофилов, в соответствии с МКБ-10, среди католических священников не больше, чем среди депутатов Госдумы, процентов 6 (то есть в случае текущего Госдумы — 26 депутатов-педофилов). А основная масса — просто нормальные люди со своими естественными физиологическими потребностями, как дон Марко Скарпа из прихода Сан Панталон.