Сегодня в Дивеево
diak-kuraev — 01.08.2016 Не очень понятно, зачем было нужно в наши дни построить еще один огромный собор, если в нем даже в престольный праздник не служили. Алтарь вынесли на улицу, а сам собор использовался только как ризница. Приток же паломников в остальные дни вмещал и "старый" собор.Из 33 служащих епископов с чашей к народу вышел лишь один - и то он причащал только монахинь. Остальные из уличного алтаря ушли на это время в прохладу собора.
Очередной раз неприятное впечатление оставляет экономия патриаршего времени. Причастие мирян далеко не закончилось, когда архиереи литургию завершили.
Но особенно эта экономия была заметна при архиерейской хиротонии. И тут у нее уже появляются богословски-экклезиологические проекции.
Литургически все наши епископы равночестны. Все они равно со-участвуют в хиротонии своего нового собрата. Поэтому "По окончании чтения молитв на новопоставленного архиерея возлагают саккос, омофор, крест, панагию и митру. На каждый из этих предметов новопоставленный получает благословение у всех присутствующих архиереев"
http://pravoslavie.by/page_book/rukopolozhenie-vo-episkopa-2
Но сегодня ставленник брал благословение только у патриарха и двух ближайше-стоящих митрополитов.
Один их них - находящийся на покое митрополит Валентин. Возможность для епископа без кафедры совершать епископскую хиротонию - это тоже вопрос богословского уровня. Независимо от прецедентов я бы дал на него отрицательный ответ.
Среди сонма карьерно преуспевших монахов странно звучат древние слова архиерейского посвящения: "... и великую мзду приимет, юже уготовал еси пострадавшим за проповедь Евангелия твоего". А если он проживет без гонений, в почете и мирно кончит дни как дядя Евгения Онегина (что более чем вероятно для поколения ныне живущих "преемников") - то он все равно гарантированно, "по должности", возьмет чужую награду?
***
В проповеди Святейший, вспоминая перенесение мощей преп. Серафима 25 лет назад из Лениниграда в Дивеево, многократно сказал "шествие". На самом деле это было перевезение на микроавтобусе - мощей, и архиереев - в автобусах. Несли мощи пешком только метров за триста до той или иной остановки с молебном.
Интерес к процессии, конечно, был. Но это было не мгновенное "духовное воскресение" от вида позолоченного ящика, а просто любопытство к ранее невиданному зрелищу. Увы, Святейший, верный своему любимому оккультному тезису о том, что однажды
***
Из радостного: когда-то именно в Дивеево патриарх Кирилл провел эксперимент со множеством освящаемых чаш. Раздавшийся (поначалу именно в этом блоге) протестный писк все же был услышан и эта подробность Литургии вернулась к традиционной форме - несмотря на то, что митр. Иларион в ЖМП успел опубликовать апологетическую статью.
***
Со светлым праздником всех!
|
</> |