Сегодня в авиации
vikond65 — 24.08.202095 лет назад, 24 августа 1925 года, впервые поднялся в воздух английский гоночный гидроплан "Супермарин" S.4, который очень сильно отличался от распространеных в те времена "летающих этажерок". Хорошо закапотированный мощный мотор, обтекаемый фюзеляж и свободнонесущее крыло без расчалок и подкосов обеспечили ему прекрасную аэродинамику, несмотря на два огромных поплавка.
Благодаря этому S.4 вскоре установил абсолютный мировой рекорд скорости - 362 км/ч, а в одном из полетов, проходивших без международных наблюдателей, он разогнался еще сильнее - до 385 км/ч. Для сравнения, тогдашние истребители летали в полтора раза медленнее, со скоростями 220-250 км/ч. S.4 стал предтечей стремительных монопланов будущего десятилетия.
24 августа 1942 года состоялось воздушно-морское сражение у Соломоновых островов, в котором американцам удалось потопить "Рюдзе" - первый японский авианосец специальной постройки, вступивший в строй в 1933 году. Для этого им хватило трех 500-фунтовых (227 кг) бомб.
Японские пикировщики также поразили тремя бомбами примерно такого же калибра американский авианосец "Энтерпрайз", однако, он не утонул, несмотря на серьезные повреждения и гибель 70 моряков. Возникший пожар удалось потушить, дыры в палубе закрыли временным настилом и уже через несколько часов "Энтерпрайз" вновь обрел способность запускать и принимать самолеты. Правда, полный ремонт занял несколько месяцев.
Еще одной тяжелой потерей японцев в этом сражении стала гибель 62 опытных пилотов и штурманов с многолетней довоенной подготовкой. Выпускать равноценные летные кадры во время войны они уже не могли, на это просто не было времени. Американцы потеряли 25 самолетов, но лишь шестерых пилотов, а остальные спаслись на парашютах либо - выжили после вынужденных посадок на воду. Кроме того, у японцев был потоплен эсминец и транспортный корабль, а всего погибло 290 человек. В общем, полный облом.
Авианосец "Энтерпрайз".
Слева - уникальный кадр кинохроники - взрыв японской бомбы на летной палубе "Энтерпрайза", который проделал в ней трехметровую дыру. Справа - сгоревшая при пожаре зенитная батарея авианосца.
Авианосец "Рюдзё".
Истребитель "Зеро" из авиагруппы "Рюдзё".
Наконец, утром 24 августа 1943 года над Москвой в течение часа спокойно кружил немецкий стратосферный фоторазведчик "Юнкерс" Ju.86P. На его перехват взлетело 15 истребителей всех типов, имевшихся в Московской зоне ПВО, но ни один из них не смог достичь высоты 12000 метров, на который летел гитлеровский воздушный шпион.
Выше всех - на 11500 метров сумел подняться импортный английский "Спитфайр". Пилот пытался стрелять с кабрирования, то есть - задирая нос машины вверх, но дистанция была слишком велика и он не попал. Остальные самолетым не удалось даже этого: Як-9 поднялись на 11000 метров, МиГ-3 - на 10800, Як-1 - на 9500, а "Кобры" - на 9000.
На следующий день начштаба ПВО генерал Громадин уныло констатировал в своем докладе: "Имеющиеся у нас истребители не могут набирать высоту, необходимую для боя с высотными разведчиками. Несмотря на то, что противник уже более года ведет безнаказанную разведку г. Москвы, вопрос о высотных истребителях советской промышленностью до сих пор не решен".
Высотный стратегический фоторазведчик "Юнкерс" Ju.86Р - частый гость Москвы в 1942-43 годах. Всякий раз его появление вызывало воздушные тревоги и надолго выбивало из колеи жизнь города.
Слева - раскапотированный дизельный двигатель "Юнкерса", справа - пилот залезает в люк гермокабины.
|
</> |