Се Человек! - 10 лет без Солженицына


Просто копирую то, что, узнав о смерти Солженицына,
написала 10 лет тому, поздним вечером 3 августа 2008 года.
Добавлены только цитата в начале и постскриптум в конце.
*****************************************************
Печальные подруги по несчастью, Анна Ахматова и Лидия
Чуковская, боготворили его.
В своем знаменитом письме "Прорыв немоты", самоиздатом
молниеносно разнесенным по обеим столицам, Чуковская
писала:
“В наших газетах Солженицына объявили предателем. Он и в
самом деле… предал гласности историю гибели миллионов, рассказал с
конкретными фактами, свидетельствами и биографиями в руках историю,
которую обязан знать наизусть каждый, но которую власть по
непостижимым причинам изо всех сил пытается предать забвению…
Солженицын — человек-предание, человек-легенда — снова прорвал
блокаду немоты; вернул совершившемуся — реальность, множеству жертв
и судеб — имя, и главное — событиям их истинный вес и поучительный
смысл."
****************************************
3 августа 2008, Се Человек!
"Умер Солженицын" - полоснуло сегодня по
сердцу заголовками новостных каналов. Но дожил, слава тебе
Господи, до патриаршего возраста и умер в своей
постели.
Восхищаться им, подвигом его жизни, его великими книгами, почиталось в последнее время абсолютным неприличием в среде бывших российских евреев.
Одна, предсмертная его книга, перевесила в нашем обидчивом сознании все величие, жертвенность и громадность его земного пути. Эта книга затмила нам свет других его книг. Тот свет Правды и Свободы, который освящал рабски-тусклое существование миллионов в огромной, несвободной стране: три тома Архипелага, Теленок, Матренин Двор, Один День Ивана Денисовича.
Его «Письмо Советским Вождям» переписывали под копирку, его манифест «Жить не по Лжи» заучивали наизусть, как молитву. Юноша, не читавший самиздатного Солженицына, не мог рассчитывать на успех у интеллигентной (еврейской) девушки.
Он учил нас, как бороться с режимом, не выходя на площадь, а только неучастием во всеобщем обмане, на котором этот режим держался. Его Слово производило изменение в сознании миллионов. Его роль в падении «Империи Зла» - огромна.
Власти ненавидели его люто и также люто боялись. В КГБ был создан целый отдел по борьбе с Солженицыным. Несколько десятков упырей с подслушивающей аппаратурой, осведомителями, секретными инструкциями ЦК – и один, ничем, кроме правды не защищенный, пятидясителетний человек, у которого не было ни машины, ни стоящей за ним группы или организации, не было даже московской прописки. Кроме него, так ненавидели и так боялись только Герцена, чью великую традицию в жанре "страстной публицистики" довелось ему развить и продолжить в 20-ом веке.
Еженедельная передача, которую, он, вернувшись из 20-летнего изгнания, вел на московском телевидении, была отменена по причине низкого рэйтинга. Москвичам в то время как раз было не до Солженицына, они смотрели «Поле чудес» и «За стеклом».
Не будем же уподобляться неразумным соплеменникам Александра Исаевича, у которых никогда «нет пророка в своем отечестве». Забудем ему грех его последней книги. Помянем его, великого Сына Человечества, светло и благодарно, за все, что он сделал для человечества, а значит – и для нас.
ПостскриптумПомянем его сегодня так, как он хотел бы, чтобы мы его помянули. Перечитаем или прочтем впервые его манифест, его духовное завещание всем нам, ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ , независимо от того, в каком конкретном Зазеркалье мы пребываем сегодня: России, Израиле, Китае, или Америке. Ведь и в наше время Зло маскируется под Добро точно так же, как это было в Советской России 45 лет назад, когда он накуне высылки из СССР писал свой манифест. Только тогда мы знали, что нам ежесекундно врут, и власть придержащие знали, что мы знаем.
Сегодня ситуация куда безнадежней. Беспечные западные люди, чье сознание со школьных лет и до выхода из университета изувечено инквизицией политкорректности, и вправду перестали отличать добро от зла. Не подозревая о сбывшемся пророчестве, что «фашисты будущего будут называть себя антифашистами», они видят в членах Антифы, крушащих головы своих оппонентов велосипедными цепями, борцов с фашизмом (насаждаемого Трампом, разумеется).
Как нам не хватает сегодня пророчески-бескопромиссного, страстного его голоса. Он всегда говорил миру правду, и когда жил в "Империи Зла", и на Ассамблее выпускников Гарварда, куда в июне 1978-го был приглашен в качестве главного спикера. Не убоялся он тогда, на пике мировой своей славы потерять поклонение "прогресивной западной общественности", не перед сном будет помянута. Александр Исаевич нелицеприятно бросил ей вызыв тогда, 40 лет, высказав в глаза то, что на полном основании, не меняя ни единой запятой, можно и нужно повторить летом 2018-го.
Увы, сегодня в Гарварде не повторили бы этой ошибки. Там теперь другие Актовые речи озвучиваются записными, с фальшивыми званиями демагогами, которые ничем, кроме трескучей псевдо-либеральной риторики с западным юношеством поделиться не могут, в то время, как Актовая Речь Солженицына безошибочно изобличает в нем истинного "гения века". Вот, читайте эту речь целиком, или хотя бы в избранных (мною) отрывках:
"Широчайшей свободой естественно пользуется и пресса (я употребляю дальше это слово, включая всю media). Но — как? Опять: лишь бы не перешагнуть юридические рамки, но безо всякой подлинной нравственной ответственности за искажение, за смещение пропорций. Какая у журналиста и газеты ответственность перед читающей публикой или перед историей? Если они неверной информацией или неверными заключениями повели общественное мнение по неверному пути, даже способствовали государственным ошибкам, — известны ли случаи публичного потом раскаяния этого журналиста или этой газеты? Нет, это подорвало бы продажу. На подобном случае может потерять государство, но журналист всегда выходит сух. Скорее всего он будет теперь с новым апломбом писать противоположное прежнему. Необходимость дать мгновенную авторитетную информацию заставляет заполнять пустоты догадками, собирая слухи и предположения, которые потом никогда не опровергнутся, но осядут в памяти масс. Сколько поспешных, опрометчивых, незрелых, заблудительных суждений высказывается ежедневно, заморочивает мозги читателей — и так застывает! (Апл.) Пресса имеет возможность и симулировать общественное мнение и воспитать его извращённо. То создаётся геростратова слава террористам, то раскрываются даже оборонные тайны своей страны, то беззастенчиво вмешиваются в личную жизнь известных лиц под лозунгом: «все имеют право всё знать». (Апл.) (Ложный лозунг ложного века: много выше утерянное право людей не знать, не забивать своей божественной души — сплетнями, суесловием, праздной чепухой. (Апл.) Люди истинного труда и содержательной жизни совсем не нуждаются в этом избыточном отягощающем потоке информации.)"
"Что же говорить о тёмных просторах прямой преступности? Широта юридических рамок (особенно американских) поощряет не только свободу личности, но и некоторые преступления её, даёт преступнику возможность остаться безнаказанным или получить незаслуженное снисхождение — при поддержке тысячи общественных защитников. Если где власти берутся строго искоренять терроризм, то общественность тут же обвиняет их, что они нарушили гражданские права бандитов. (Апл.) Немало подобных примеров".
"Но самый жестокий промах произошёл с непониманием
вьетнамской войны. Одни искренне хотели, чтоб только скорей
прекратилась всякая война, другие мнили, что надо дать простор
национальному или коммунистическому самоопределению Вьетнама (или,
как особенно наглядно видно сегодня, — Камбоджи). А на самом деле
участники американского антивоенного движения оказались
соучастниками предательства дальневосточных народов — того геноцида
и страданий, которые сегодня там сотрясают 30 миллионов человек. Но
эти стоны — слышат ли теперь принципиальные пацифисты?
(апл.),.."
"В сегодняшнем западном обществе открылось неравновесие между свободой для добрых дел и свободой для дел худых. И государственный деятель, который хочет для своей страны провести крупное созидательное дело, вынужден двигаться осмотрительными, даже робкими шагами, он всё время облеплен тысячами поспешливых (и безответственных) критиков, его всё время одёргивает пресса и парламент. Ему нужно доказать высокую безупречность и оправданность каждого шага. По сути, человек выдающийся, великий, с необычными неожиданными мерами, проявиться вообще не может — ему в самом начале подставят десять подножек. Так под видом демократического ограничения торжествует посредственность. Подрыв административной власти повсюду доступен и свободен, и все власти западных стран резко ослабли. Защита прав личности доведена до той крайности, что уже становится беззащитным само общество (апл.)... от иных личностей, — и на Западе приспела пора отстаивать уже не столько права людей, сколько их обязанности. (Апл.) Напротив, свобода разрушительная, свобода безответственная получила самые широкие просторы. Общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством, вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной (апл.): все они попали в область свободы и теоретически уравновешиваются свободой юношества их не воспринимать. Так юридическая жизнь оказалась не способна защитить себя от разъедающего зла."
|
</> |