Сделано в ЦАГИ: Буран

35 лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома «Байконур» успешно стартовала многоразовая космическая система «Энергия-Буран». ⠀

Впервые в истории человечества был запущен в космос беспилотный космический аппарат, который полностью в автоматическом режиме совершил полет вокруг Земли и посадку в заданной точке. Многоразовый космический корабль «Буран» сделал два витка вокруг Земли. Полет, с момента запуска и до приземления, продолжался 205 минут. ⠀
Практически вся промышленность Советского Союза была задействована в создании программы «Энергия-Буран». Созданию одного из самых наукоемких и тяжелых в производстве проектов предшествовали десятилетия напряженной работы более чем миллиона сотрудников 1300 предприятий СССР.
Так, летом 1983 года в научно-производственное объединение «Энергия» был доставлен планер орбитального корабля для дооснащения и развертывания на его основе постоянно действующего комплексного стенда. Электрические испытания проекта начались в марте 1984 года.
Большая роль в создании и отработке различных систем корабля принадлежала ученым Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
Каждый существенный шаг при создании системы «Буран—Энергия» рассматривался в ЦАГИ и подтверждался специальными решениями и заключениями. В исследованиях по отработке компоновки «Бурана» было задействовано более 20 экспериментальных установок ЦАГИ, на которых проведено свыше 50 тысяч испытаний.

Большой объем исследований по орбитальному аппарату связан с именем В.Я. Нейланда — известного в нашей стране и за рубежом ученого ЦАГИ в области механики жидкости и газа, автора большого числа научных работ и изобретений. Переход к натурным условиям от результатов, полученных в трубах, при помощи разработанных под его руководством теоретических методов учета реальных свойств газа при высоких температурах, возникающих в процессе движения, позволил уточнить целый ряд важных аэродинамических характеристик. Многократные испытания моделей «Бурана» в аэродинамических трубах давали оценку их разброса, а учет влияния изменения центровки, деформации конструкций, влияния двигателей стабилизации и других факторов давал возможность определить диапазон их отклонений. В результате совместных работ ЦАГИ и ОКБ был создан атлас характеристик для орбитального самолета «Буран» (Г.С. Бюшгенс, А.П. Базжин, Н.А. Благовещенский, И.Ф. Белов, Е.А. Самсонов, В.Я. Нейланд, В.И. Кобзев,). Проблемы аэродинамического нагревания исследовались Г.И. Майкопаром, А.Я. Юшиным и др.
Специально для проекта были сконструированы теплопрочностная вакуумная камера, акустическая реверберационная камера и др. Ученые института проводили комплексные исследования по аэродинамике, прочности, разработке рекомендаций по геометрии аппаратов, расчетам тепловых режимов. Остро вставала задача определения аэродинамических нагрузок системы «Буран-Энергия» на участке выведения, с учетом работающих двигателей, масштабного эффекта и деформаций конструкции. Отработка динамики управления, особенно на режиме снижения и посадки, также проводилась в ЦАГИ на специальном пилотажном стенде для орбитального самолета и его аналога.

Пуск, осуществленный в беспилотном варианте, включая автоматическую посадку на заданный аэродром после орбитального полета, прошел с уникальной точностью. Проект по праву считается огромным достижением человеческой мысли и творчества его разработчиков.
«Буран» стал огромным технологическим прорывом, на котором были отработаны десятки новых технологий и материалов. Научные результаты, использовавшиеся при создании космического корабля, применяются в российской и зарубежной авиационной-космической технике и в настоящее время.