Счастливая жизнь без новостей
ykarapetyan — 23.01.2022В нашем мире сегодня быть счастливым можно только в том случае, если не читаешь и не смотришь новости.
Почему популярные социальные сети повторяю информационную повестку официальных СМИ? СМИ существуют за счет определенного класса рекламодателей, которые и определяют топ-тем для освещения. Говорю я это как человек, проработавший около 10 лет в СМИ совершенно разного типа и масштаба — от независимого новостного портала до новостной службы на Первом национальном.
При этом социальные сети, Web 2.0 с самого начала своего существования декларировали независимость и свободу слова. Но свобода слова должна означать и свободу повестки.
Считается, что люди интересуются СМИ в той мере, в которой они помогают аудитории подкреплять их индивидуальность и укрепляют их убежденность в правильности их картины мира. Это говорят теоретики.
Лингвист Роман Якобстон выделил 6 функций языка, но мы можем дополнить эти 6 функций седьмой — интенциональной, говорящий имеет намерение модифицировать поведение адресата, т.е, передать ему свою интенцию, намерение в отношении его поведения. Практически любой акт коммуникации направлен на модификацию поведения адресата. Эта модификация не обязательно требует от адресата конкретного поступка в качестве реакции на сообщение, модификация может быть направлена на трансформацию картины мира или ценностного массива адресата.
Это не теория заговора, это чистая прагматика. Содержание традиционных СМИ обходится спонсорам в огромные суммы, очевидно, что если они тратят такие большие деньги, значит они извлекают из этого равноценную выгоду.
В современном мире человек может считать себя свободным лишь в той мере, в которой он сам определяет свою информационную повестку. И у него для этого сегодня есть множество возможностей и инструментов, он может выбирать инфлюенсеров, наиболее созвучных своему мировоззрению, подписываться на независимые блоги, не транслирующие повестку официальных СМИ.
В теории СМИ есть такая вещь, как усталость аудитории от определённой темы. Считается, что если вы слишком часто ретранслируете сообщения по темам, от которых аудитория устала, вы будете терять свой рейтинг, и саму аудиторию. Но поскольку передовые темы (от которых аудитория устала) одни и те же во всех СМИ, аудитории просто некуда деваться. В России даже такие площадки как Медуза и Дождь всё равно работают в пуле тем, которые заданы Первым каналом и каналом Россия, с небольшими вариациями. Они как бы дают альтернативную точку зрения на те же самые события, хотя с коммуникационной точки зрения, эффективнее было бы предложить совершенно новую повестку.
Отсюда мы походим к восьмой функции языка, которая так же не была описана Романом Якобсоном — абстракционная функция. Абстракция на латыни буквально означает «отвлечение». Говоря на одну тему, вы отвлекаете адресата от других тем, которые вытесняются из поля его внимания. Абстракционная функция языка является ключевой и критичной как для политического, так и для коммерческого пиара. Если вы тратите много денег на дорогую одежду, у вас будет меньше денег на покупку современного смартфона, вот почему выступая со своими презентациями Стив Джобс всегда одевался довольно скромно — джинсы и самый простой одноцветный гольф, один из тех, что рядовой потребитель мог не глядя вытянуть из какой-нибудь кучи в «Банана репаблик».
Официальные СМИ довольно часто и умело используют потенциал абстракционной функции языка, например, сейчас раздувая истерию вокруг войны между Украиной и Россией официальные власти отвлекают аудиторию от энергетического кризиса и роста тарифов на энергоносители, что стало прямым следствием бездарной и антинародной политики правительства.
|
</> |