СБОРЩИК
elshanec — 26.05.2017 Чего я только в детстве не коллекционировал: этикетки от спичечных коробков и жевательной резинки, конфетные фантики и металлические пробки от бутылок. Иногда на них попадались очень интересные рисунки или даже тиснение. Старые купюры и монеты. Коллекция сувенирных машинок была предметом моей гордости. Открытки и марки тоже собирал. Никакой системы в этом собирательстве не было. Это были мои сокровища.24 июля 1978 года мама купила открытки с изображением достопримечательностей Саратова и несколько блоков марок с портретом Н.Г. Чернышевского. Нашему знаменитому земляку в тот год со дня рождения стукнуло 150 лет. Мама никогда не была почитательницей таланта писателя-разночинца, но терпеливо отстояла длинную очередь на главпочтамте.
В тот юбилейный день филателистам, филокартистам и просто всем желающим гасили марки и открытки с изображением Николая Гавриловича. Что значит «гасили»? Ставили штемпель с датой на марку или открытку.
Знающие люди рассказали родительнице о том, что погашенная марка или открытка ценится среди коллекционеров гораздо больше. А со временем может здорово вырасти в цене. И мама решила провести эксперимент во времени.
Марка с Чернышевским стоила 4 коп.
Открытка с видами Саратова – три.
Такая же, но с доставкой авиапочтой – тоже 4 коп.
Н.Г. Чернышевский меня интересовал мало. Мягко говоря. Открытки с видами Саратова?.. К тому времени я 11-ть лет прожил в этом городе и все достопримечательности узнавал и без открыток. Короче говоря, прохладно отнёсся я к маминому эксперименту.
В ту пору меня влекли марки Республики Бурундия. На них были африканские маски, диковинные птицы, разноцветные рыбки и даже космические корабли! Не тянул Чернышевский против космических кораблей. Писатель-революционер из учебника? Скучно.
К тому же купить такую марку можно было в любом ларьке Союзпечати, а это было неспортивно.
Я обожал бродить по городу и просто так. А когда искал марки обожал ещё больше. На главпочтамте вкусно пахло сургучом. Тётеньки-почтальонши плавили красные и коричневые сургучные палочки в жестянках. Потом пахучая капля падала на посылку или конверт с важным письмом, а потом делался оттиск печати. Как в книжках про богатырей и рыцарей! И никакой машины времени – обычная сургучная печать.
Но самый любимый магазин с марками находился рядом с парком Липки в здании издательства «Слово». В небольшом помещении всегда был большой выбор марок и… кубинских сигар! Сигары продавались поштучно в очень красивых металлических гильзах и по десять штук в красивейших деревянных коробочках. Пахли сигары очень здорово. Лучше дедушкиной «Примы». Стоило это кубинское чудо по рублю за штуку.
Ничего не понимаю в сигарах, но их запах люблю до сих пор.
А по выходным дням, раз в месяц я ходил на сборища филателистов. Бродишь между взрослыми дядьками, у которых в пухлых кляссерах спрятаны настоящие сокровища! И эту марку хочется, и ту, и вон те тоже очень хочется… А денег в обрез. Купишь одну-две или недорогой набор и до следующего раза чахнешь над приобретениями.
А чтобы чахнуть было интереснее, кладёшь рядом атлас мира, энциклопедию (господи, как мы жили без интернета?!) и начинаешь путешествовать по разным континентам и странам. А куда с этой открыткой можно было путешествовать? На площадь Революции? Так она же в десяти минутах ходьбы от дома. И из развлечений на ней только памятник Ленину и вечный огонь в скверике неподалёку.
Но мама не унывала. Убрала марки и открытки с Чернышевским до лучших времён. А в мой кляссер со следующей зарплаты добавила марки с картинами Рембрандта. Они были очень хороши. Но вкладыши от жвачки с комиксами про Дональда Дака и Микки Мауса были красивее. И я выменял их на Рембрандта у соседского пацана.
Он не торговался даже, поменял один к одному.
- А где Рембрандт? – через неделю спросила мама.
Результаты моего обмена её расстроили. И мама совершила обратный обмен, но уже с родителями того предприимчивого пацана.
А я до сих пор считаю, что те вкладыши были круче Рембрандта. Да кто такой этот Рембрандт? А марка с Чернышевским сейчас стоит 15-ть рублей.
|
</> |