Сатка: от чугуна до магнезита
russiantowns — 27.01.20222.
3.
4.
5.
Российский Урал всегда был уникален: вместо обычной для нашей страны равнины тут холмы, а иногда и невысокие горы, вместо сельской периферии с редкими городами-административными центрами здесь издревле - сплошные заводы с посёлками при них, которые официально стали городами в основном лишь при советской власти.
6.
Уральские заводы возникали в этих невысоких горах не только из-за богатства местных недр, но и из-за того, что единственной силой, которая могла эффективно и бесперебойно приводить в движение заводские механизмы, была проточная вода, а в уральских условия она течёт заметно лучше, чем в сан-францисских. Заводские пруды стали столь же неотъемлемой частью уральского пейзажа, как и сами заводы.
Первые заводы на Каменном поясе появились ещё в первой половине XVII века, но массовое освоение и масштабное освоение сырьевой базы этих мест, как и многое в России, впервые началось в петровское время - на рубеже XVII и XVIII веков.
7.
XVIII век стал временем расцвета Урала как основного рудного и металлургического района страны: за столетие было построено почти 150 "горных заводов" (из 260 существовавших на Урале за всё время), регион вывел Россию в мировые лидеры по производству чугуна и на одно из первых мест - по плавке меди.
8.
В 1730-е годы, когда угроза со стороны башкир и других обитателей Великой Степи стала ослабевать, началось строительство заводов и на Южном Урале.
В их числе был и Саткинский завод, давший первый чугун и железо в 1750-е годы.
9.
Горнопромышленный Урал стал приходить в упадок уже в первой половине XIX века, а уж после отмены крепостного права уральские заводы, лишившись бесплатной рабочей силы, отстали окончательно.
10.
Многие были заброшены, некоторые смогли модернизировать, но новый промышленный подъём в этих местах начался только с индустриализацией 1930-х годов, и во время войны, когда сюда были эвакуированы сотни предприятий, многие из которых пустили корни на новом месте.
11.
Сатке тут относительно повезло: старый чугунолитейный и железоделательный завод, пусть и немного усовершенствованный, так и работает на старом месте.
Он так и стоит у плотины старого Саткинского пруда.
12.
Плотина хоть давно и не выполняет своей первоначальной функции заводского движка, но обеспечивает должный уровень пруда, одного из главных украшений города, а ещё играет важнейшую транспортную роль: только по ней можно напрямую проехать из саткинского Старого города в Новый.
13.
Но сейчас город Сатка живёт прежде всего вовсе не чугуном, и не железом.
14.
15.
16.
17.
Новая жизнь пришла сюда на несколько десятилетий раньше сталинской индустриализации.
18.
В самом конце XIX века на Карагайской горе совсем рядом с городом были обнаружены залежи магнезита, прекрасного сырья для производства огнеупорных материалов.
19.
20.
21.
В итоге сейчас карьерами изрыта не только сама Карагайская гора, но и солидное пространство севернее Сатки, по площади больше самого города.
22.
Между карьерами дымят обогатительные фабрики и гудят перерабатывающие производства.
23.
24.
25.
Градообразующее предприятие так и называется - "Магнезит", и помимо головного предприятия в Сатке, в его состав входят мощности в дюжине городов России (Сибирь, Урал, Поволжье) и ещё в нескольких зарубежных странах (СНГ, Европа, Китай).
Восточнее Карагайской горы расположена Старая Сатка.
26.
Там есть немного исторической застройки, примыкающей к заводу с востока, советской многоквартирной застройки чуть дальше и частного сектора по краям.
27.
А западнее Карагайской горы - новые микрорайоны обычного советского облика, основная часть города, официально именуемая "посёлок Магнезит".
28.
29.
30.
31.
Но на западе (Карга, Тёплый) и севере (Цыганка) новой части города тоже есть кварталы частного сектора.
32.
А ещё есть Западный многоэтажный микрорайон за Пьяной горой, в паре километров от основной части Сатки.
33.
Понятно, что всё это великолепие (около 10 километров с запада на восток, более 5 километров с севера на юг) не может функционировать как единое целое без городской автобусной системы.
34.
Она вся вытянута вдоль основного для города западно-восточного направления, соединяя Западный микрорайон со Старой Саткой.
35.
36.
Хотя именно муниципальных автобусных маршрутов в городе лишь пара штук, остальная дюжина - это частные перевозчики.
37.
38.
Многие из которых (по крайней мере, по состоянию на весну 2017 года) использовали автобусы малой вместимости отечественного производства:
39.
40.
41.
42.
43.
Не меньше было и автобусов средней вместимости - старых добрых "ПАЗиков":
44.
Впрочем, и междугородние и особенно пригородные перевозки, как и много где в России, на тот момент держались на "ПАЗиках":
45.
Ландшафт окрестностей Сатки типичен для Южного Урала.
46.
Средней высоты хребты, покрытые смешанным и хвойным лесом, неожиданно живописные для своего размера.
47.
48.
49.
Кое-где из пологих гор выступают старые, раскрошенные временем скалы:
50.
51.
Город находится в котловине, в долине реки Большая Сатка:
52.
53.
На востоке виднеются более высокие горы Уральского водораздела (хребет Уреньга).
54.
В конце апреля наверху, на высоте чуть больше километра над уровнем моря ещё лежит снег:
55.
Не меньше бросаются в глаза горы рукотворные - отвалы магнезитовых карьеров:
56.
57.
При этом в Сатке гораздо меньше того тяжёлого старопромышленного духа, которого хватает даже в относительно успешных и больших уральских городах - таких, как Магнитогорск или Нижний Тагил.
Впрочем, атмосфера очень различается в расположенной на востоке города Старой Сатке и расположенных западнее новых кварталах и микрорайонах.
58.
Старая Сатка, исторический центр города гораздо больше похожа на типичную уральскую провинцию, пусть и с работающим производством, и живописную, но мрачноватую и немного депрессивную:
59.
А новая часть города - это гораздо более оживлённое, цивильное, благоустроенное и чистое место, где можно подумать, что ты находишься не в 40-тысячной Сатке, а в более крупном городе, может даже в региональном центре.
Саткинский "Магнезит" - успешная компания, занимающая заметное место на мировом рынке огнеупоров.
Города, где расположены крупные предприятия таких компаний (да и просто успешные промышленные предприятия) обычно выглядят хорошо: неплохой асфальт, довольно чисто, всякие дополнительные социальные объекты.
Но в Сатке это проявляется на гораздо более глубоком уровне: "Магнезит" всерьёз занимается социально-экономическими проблемами моногорода.
Дело в том, что даже при успешном градообразующем предприятии в ходе технического прогресса неизбежно происходит сокращение рабочих мест просто за счёт внедрения в производство новых технологий.
В небольшом городе потерявшим работу сотрудникам довольно сложно будет найти новые предложения, и есть разные способы решения этой проблемы.
Первое, что приходит в голову - это создание новых рабочих мест в других отраслях экономики.
Но есть и более косвенные меры, которые приводят к повышению инвестиционной привлекательности города.
Такие, казалось бы, несерьёзные занятия, как создание городской среды, городского дизайна и благоустройство городского пространства улучшают привлекательность города, что ведёт и к улучшению социальной обстановки, и к привлечению туристов, которые в наше время никогда не бывают лишними.
60.
Чем-то таким в определённый момент в Сатке и занялся "Магнезит", через созданный в 2013 году фонд "Собрание", стимулирующий разнообразные культурные и социальные проекты в городе.
61.
62.
Архитектурный фестиваль "Моя Сатка", участники которого проектируют и строят в городе малые архитектурные формы (что-то вроде "АрхСтояния"), городской стрит-арт фестиваль, периодически проходящая в городе Уральская биеннале современного искусства, общественное пространство "Арт-Сатка", проводимые в этом уральском городке Дни французской и итальянской культуры - и это ещё не всё, что проводится и/или проводилось в этом небольшом уральском городе.
63.
64.
65.
66.
Внезапно - интерактивный филиал петербургского Русского музея:
67.
Это делает Сатку необычным (в хорошем смысле) местом, даже в наши богатые на проекты городского благоустройства и развитие городской среды времена.
68.
Впрочем, и до "Собрания" были в Сатке оригинальные городские объекты - взять хотя бы парк развлечений "Сонькина Лагуна":
69.
А есть и остатки советского благоустройства:
70.
Впрочем, ни успешная городская экономика, ни культурные инициативы не способны избавить Сатку от обычной для такого города депопуляции: в год саткинцев становится меньше примерно на 1%.
71.
72.
73.
74.
А всего в городе сейчас чуть больше 40 тысяч жителей.
75.
76.
77.
По сравнению с 50 тысячами накануне распада Советского Союза.
78.
79.
80.
|
</> |