Сатка: от чугуна до магнезита

топ 100 блогов russiantowns27.01.2022 Сатка: от чугуна до магнезита



2. Сатка: от чугуна до магнезита

3. Сатка: от чугуна до магнезита

4. Сатка: от чугуна до магнезита

5. Сатка: от чугуна до магнезита

Российский Урал всегда был уникален: вместо обычной для нашей страны равнины тут холмы, а иногда и невысокие горы, вместо сельской периферии с редкими городами-административными центрами здесь издревле - сплошные заводы с посёлками при них, которые официально стали городами в основном лишь при советской власти.

6. Сатка: от чугуна до магнезита

Уральские заводы возникали в этих невысоких горах не только из-за богатства местных недр, но и из-за того, что единственной силой, которая могла эффективно и бесперебойно приводить в движение заводские механизмы, была проточная вода, а в уральских условия она течёт заметно лучше, чем в сан-францисских. Заводские пруды стали столь же неотъемлемой частью уральского пейзажа, как и сами заводы.
Первые заводы на Каменном поясе появились ещё в первой половине XVII века, но массовое освоение и масштабное освоение сырьевой базы этих мест, как и многое в России, впервые началось в петровское время - на рубеже XVII и XVIII веков.

7. Сатка: от чугуна до магнезита

XVIII век стал временем расцвета Урала как основного рудного и металлургического района страны: за столетие было построено почти 150 "горных заводов" (из 260 существовавших на Урале за всё время), регион вывел Россию в мировые лидеры по производству чугуна и на одно из первых мест - по плавке меди.

8. Сатка: от чугуна до магнезита

В 1730-е годы, когда угроза со стороны башкир и других обитателей Великой Степи стала ослабевать, началось строительство заводов и на Южном Урале.
В их числе был и Саткинский завод, давший первый чугун и железо в 1750-е годы.

9. Сатка: от чугуна до магнезита

Горнопромышленный Урал стал приходить в упадок уже в первой половине XIX века, а уж после отмены крепостного права уральские заводы, лишившись бесплатной рабочей силы, отстали окончательно.

10. Сатка: от чугуна до магнезита

Многие были заброшены, некоторые смогли модернизировать, но новый промышленный подъём в этих местах начался только с индустриализацией 1930-х годов, и во время войны, когда сюда были эвакуированы сотни предприятий, многие из которых пустили корни на новом месте.

11. Сатка: от чугуна до магнезита

Сатке тут относительно повезло: старый чугунолитейный и железоделательный завод, пусть и немного усовершенствованный, так и работает на старом месте.

Он так и стоит у плотины старого Саткинского пруда.

12. Сатка: от чугуна до магнезита

Плотина хоть давно и не выполняет своей первоначальной функции заводского движка, но обеспечивает должный уровень пруда, одного из главных украшений города, а ещё играет важнейшую транспортную роль: только по ней можно напрямую проехать из саткинского Старого города в Новый.

13. Сатка: от чугуна до магнезита

Но сейчас город Сатка живёт прежде всего вовсе не чугуном, и не железом.

14. Сатка: от чугуна до магнезита

15. Сатка: от чугуна до магнезита

16. Сатка: от чугуна до магнезита

17. Сатка: от чугуна до магнезита

Новая жизнь пришла сюда на несколько десятилетий раньше сталинской индустриализации.

18. Сатка: от чугуна до магнезита

В самом конце XIX века на Карагайской горе совсем рядом с городом были обнаружены залежи магнезита, прекрасного сырья для производства огнеупорных материалов.

19. Сатка: от чугуна до магнезита

20. Сатка: от чугуна до магнезита

21. Сатка: от чугуна до магнезита

В итоге сейчас карьерами изрыта не только сама Карагайская гора, но и солидное пространство севернее Сатки, по площади больше самого города.

22. Сатка: от чугуна до магнезита

Между карьерами дымят обогатительные фабрики и гудят перерабатывающие производства.

23. Сатка: от чугуна до магнезита

24. Сатка: от чугуна до магнезита

25. Сатка: от чугуна до магнезита

Градообразующее предприятие так и называется - "Магнезит", и помимо головного предприятия в Сатке, в его состав входят мощности в дюжине городов России (Сибирь, Урал, Поволжье) и ещё в нескольких зарубежных странах (СНГ, Европа, Китай).

Восточнее Карагайской горы расположена Старая Сатка.

26. Сатка: от чугуна до магнезита

Там есть немного исторической застройки, примыкающей к заводу с востока, советской многоквартирной застройки чуть дальше и частного сектора по краям.

27. Сатка: от чугуна до магнезита

А западнее Карагайской горы - новые микрорайоны обычного советского облика, основная часть города, официально именуемая "посёлок Магнезит".

28. Сатка: от чугуна до магнезита

29. Сатка: от чугуна до магнезита

30. Сатка: от чугуна до магнезита


31. Сатка: от чугуна до магнезита

Но на западе (Карга, Тёплый) и севере (Цыганка) новой части города тоже есть кварталы частного сектора.

32. Сатка: от чугуна до магнезита

А ещё есть Западный многоэтажный микрорайон за Пьяной горой, в паре километров от основной части Сатки.

33. Сатка: от чугуна до магнезита

Понятно, что всё это великолепие (около 10 километров с запада на восток, более 5 километров с севера на юг) не может функционировать как единое целое без городской автобусной системы.

34. Сатка: от чугуна до магнезита

Она вся вытянута вдоль основного для города западно-восточного направления, соединяя Западный микрорайон со Старой Саткой.

35. Сатка: от чугуна до магнезита

36. Сатка: от чугуна до магнезита

Хотя именно муниципальных автобусных маршрутов в городе лишь пара штук, остальная дюжина - это частные перевозчики.

37. Сатка: от чугуна до магнезита

38. Сатка: от чугуна до магнезита

Многие из которых (по крайней мере, по состоянию на весну 2017 года) использовали автобусы малой вместимости отечественного производства:

39. Сатка: от чугуна до магнезита

40. Сатка: от чугуна до магнезита

41. Сатка: от чугуна до магнезита

42. Сатка: от чугуна до магнезита

43. Сатка: от чугуна до магнезита

Не меньше было и автобусов средней вместимости - старых добрых "ПАЗиков":

44. Сатка: от чугуна до магнезита

Впрочем, и междугородние и особенно пригородные перевозки, как и много где в России, на тот момент держались на "ПАЗиках":

45. Сатка: от чугуна до магнезита

Ландшафт окрестностей Сатки типичен для Южного Урала.

46. Сатка: от чугуна до магнезита

Средней высоты хребты, покрытые смешанным и хвойным лесом, неожиданно живописные для своего размера.

47. Сатка: от чугуна до магнезита

48. Сатка: от чугуна до магнезита

49. Сатка: от чугуна до магнезита

Кое-где из пологих гор выступают старые, раскрошенные временем скалы:

50. Сатка: от чугуна до магнезита

51. Сатка: от чугуна до магнезита

Город находится в котловине, в долине реки Большая Сатка:

52. Сатка: от чугуна до магнезита


53. Сатка: от чугуна до магнезита

На востоке виднеются более высокие горы Уральского водораздела (хребет Уреньга).

54. Сатка: от чугуна до магнезита

В конце апреля наверху, на высоте чуть больше километра над уровнем моря ещё лежит снег:

55. Сатка: от чугуна до магнезита

Не меньше бросаются в глаза горы рукотворные - отвалы магнезитовых карьеров:

56. Сатка: от чугуна до магнезита

57. Сатка: от чугуна до магнезита

При этом в Сатке гораздо меньше того тяжёлого старопромышленного духа, которого хватает даже в относительно успешных и больших уральских городах - таких, как Магнитогорск или Нижний Тагил.
Впрочем, атмосфера очень различается в расположенной на востоке города Старой Сатке и расположенных западнее новых кварталах и микрорайонах.

58. Сатка: от чугуна до магнезита

Старая Сатка, исторический центр города гораздо больше похожа на типичную уральскую провинцию, пусть и с работающим производством, и живописную, но мрачноватую и немного депрессивную:

59. Сатка: от чугуна до магнезита

А новая часть города - это гораздо более оживлённое, цивильное, благоустроенное и чистое место, где можно подумать, что ты находишься не в 40-тысячной Сатке, а в более крупном городе, может даже в региональном центре.

Саткинский "Магнезит" - успешная компания, занимающая заметное место на мировом рынке огнеупоров.
Города, где расположены крупные предприятия таких компаний (да и просто успешные промышленные предприятия) обычно выглядят хорошо: неплохой асфальт, довольно чисто, всякие дополнительные социальные объекты.

Но в Сатке это проявляется на гораздо более глубоком уровне: "Магнезит" всерьёз занимается социально-экономическими проблемами моногорода.

Дело в том, что даже при успешном градообразующем предприятии в ходе технического прогресса неизбежно происходит сокращение рабочих мест просто за счёт внедрения в производство новых технологий.

В небольшом городе потерявшим работу сотрудникам довольно сложно будет найти новые предложения, и есть разные способы решения этой проблемы.

Первое, что приходит в голову - это создание новых рабочих мест в других отраслях экономики.
Но есть и более косвенные меры, которые приводят к повышению инвестиционной привлекательности города.

Такие, казалось бы, несерьёзные занятия, как создание городской среды, городского дизайна и благоустройство городского пространства улучшают привлекательность города, что ведёт и к улучшению социальной обстановки, и к привлечению туристов, которые в наше время никогда не бывают лишними.

60. Сатка: от чугуна до магнезита

Чем-то таким в определённый момент в Сатке и занялся "Магнезит", через созданный в 2013 году фонд "Собрание", стимулирующий разнообразные культурные и социальные проекты в городе.

61. Сатка: от чугуна до магнезита


62. Сатка: от чугуна до магнезита

Архитектурный фестиваль "Моя Сатка", участники которого проектируют и строят в городе малые архитектурные формы (что-то вроде "АрхСтояния"), городской стрит-арт фестиваль, периодически проходящая в городе Уральская биеннале современного искусства, общественное пространство "Арт-Сатка", проводимые в этом уральском городке Дни французской и итальянской культуры - и это ещё не всё, что проводится и/или проводилось в этом небольшом уральском городе.

63. Сатка: от чугуна до магнезита

64. Сатка: от чугуна до магнезита

65. Сатка: от чугуна до магнезита

66. Сатка: от чугуна до магнезита

Внезапно - интерактивный филиал петербургского Русского музея:

67. Сатка: от чугуна до магнезита

Это делает Сатку необычным (в хорошем смысле) местом, даже в наши богатые на проекты городского благоустройства и развитие городской среды времена.

68. Сатка: от чугуна до магнезита

Впрочем, и до "Собрания" были в Сатке оригинальные городские объекты - взять хотя бы парк развлечений "Сонькина Лагуна":

69. Сатка: от чугуна до магнезита


А есть и остатки советского благоустройства:

70. Сатка: от чугуна до магнезита

Впрочем, ни успешная городская экономика, ни культурные инициативы не способны избавить Сатку от обычной для такого города депопуляции: в год саткинцев становится меньше примерно на 1%.

71. Сатка: от чугуна до магнезита

72. Сатка: от чугуна до магнезита

73. Сатка: от чугуна до магнезита

74. Сатка: от чугуна до магнезита

А всего в городе сейчас чуть больше 40 тысяч жителей.

75. Сатка: от чугуна до магнезита

76. Сатка: от чугуна до магнезита

77. Сатка: от чугуна до магнезита

По сравнению с 50 тысячами накануне распада Советского Союза.

78. Сатка: от чугуна до магнезита

79. Сатка: от чугуна до магнезита

80. Сатка: от чугуна до магнезита

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько дней назад новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что 6 мая полиция не использовала спецсредства, а полицейские максимально толерантно работали в экстремальных условиях для того, чтобы обеспечить безопасность ...
до чего же рвет жопу эта масонская гнида говнищенко – страну развалили, образование развалили, оборонку развалили, медицину развалили, ресурсы продали, теперь хотят и детей превратить не только в моральных уродов, воспитанных на ...
Пишет мне сегодня брат с Севера - Здоров! Кагдила?! Чокаво?! Готовишь уже торжественную встречу нас?! Тут немного поясню, выпало нам в одну сторонку лететь через пару дней. Так вот, магаданцы изволят интриги и куртуазности по прилету, ибо я прибуду в локацию в начале дня, а они - поздно ...
( Read more ... ...
...