Santa Lucia di Napoli
olgina67 — 28.12.2023Каждый неапольский день будет безразмерен и количество часов и километров в этом городе можно смело мысленно умножать на два - по интенсивности гуляния. Каждый неапольский день будет неповторим - красоты и интересности можно нанизывать на цепочку в любом порядке и с любой продолжительностью. Каждый неапольский день способен подарить южную летнюю сказку, наполненную солнцем и морем, свежим ветром и яркими красками, неповторимым шумом и плеском волн, убаюкивающую и расслабляющую.
Пьяцца Триесте-э-Тренто получила свое нынешнее название в 1919 году в честь победы Италии в Первой мировой войне, а на ее нынешней планировке отразились городские преобразования, происходившие до конца XIX века. Неправильной формы, по ее краям расположены театр Сан-Карло, Королевский дворец, дворец кардинала Запато, дворец Д'Алессандро ди Песколанчано и церковь Сан-Фердинандо XVII века, вписанная в тот же участок, что и Галерея Умберто I. В центре площади находится фонтан "Артишок", созданный по заказу Акилле Лауро в 1956 году.
На западной стороне, на первом этаже Палаццо делле Префеттура, находится знаменитое кафе Гамбринус, где до сих пор сохранилось оформление, созданное несколькими известными художниками конца XIX - начала XX века; кафе может похвастаться такими известными меценатами, как Габриэле Д'Аннунцио и Филиппо Томмазо Маринетти. Во дворце кардинала Запатта (№ 48) находится музей "Джузеппе Каравита Принсипе ди Сириньяно", посвященный неаполитанским художникам XIX и XX веков.
Следующим номером нашей программы была конечно же галерея Умберто, младшая сестра галереи Умберто в Миланe. Даже если я и знала о ее существовании, то успела забыть напрочь. И, уже стоя у входа, пыталась справиться с ощущением дежавю. Несколько побитое молью и пооблупившееся.
Галерея Умберто I (итал. Galleria Umberto I) — публичная торговая галерея (пассаж) в Неаполе, названная в честь короля Италии Умберто I. Находится через дорогу от оперного театра Сан-Карло. Здание было построено в 1887—1891 годы, и является отправной точкой в многолетней реконструкции Неаполя, которая называлась risanamento (букв. «делать здоровым снова») и продолжалась до Первой мировой войны. Галерея была спроектирована Эмануэле Рокко, и напоминает галерею Витторио Эмануэле II в Милане. Галерея была призвана создать общественное пространство в центре Неаполя, объединяющее бизнес, магазины и предприятия питания.
.
Район, на котором расположена галерея, был интенсивно урбанизирован уже в XVI веке и характеризовался переплетением параллельных улиц, соединенных короткими переулками, которые вели от улицы Толедо к Кастель Нуово. Эти переулки пользовались дурной славой, так как здесь находились таверны (печально известная таверна Кальянтезе или Кальянтеза), дома дурного тона и совершались всевозможные преступления. Слава, которую этот район приобрел на протяжении веков, уже известная Джамбаттисте Базиле, который увековечил местных женщин дурного тона в своем произведении "Неаполитанские музы", сохранялась на протяжении почти всего XIX века.
В 1880-х годах деградация района достигла крайних пределов: в переулках стояли шестиэтажные дома, гигиеническая ситуация была очень плохой, и неудивительно, что в период с 1835 по 1884 год в районе произошло не менее девяти эпидемий холеры. Под давлением общественного мнения после эпидемии 1884 года стали рассматривать возможность государственного вмешательства.
В 1885 году был принят закон о мелиорации Неаполя (этот период был известен как "дель рисанаменто"), благодаря которому район Санта-Бригида получил новое территориальное определение. Были представлены различные предложения, победил проект инженера Эммануэле Рокко, который позже был принят Антонио Курри и расширен Эрнесто ди Мауро.
Этот проект предусматривал четырехстороннюю галерею, пересекающуюся в восьмиугольном кресте, покрытом куполом. Снос ранее существовавших зданий (за исключением дворца Капоне) начался 1 мая 1887 года, а первый камень в фундамент здания был заложен 5 ноября того же года. Через три года, а именно 19 ноября 1890 года, новая галерея была торжественно открыта.
Днем 5 июля 2014 года возле входа на улицу Толедо обрушилась часть карниза ростового окна галереи: тринадцатилетний мальчик Сальваторе Джордано (Марано ди Наполи, 13 ноября 2000 - Неаполь, 9 июля 2014) получил серьезные травмы в результате обрушения и умер в больнице Лорето Маре после четырех дней мучений.
Главный вход, выходящий на улицу Сан-Карло, состоит из фасада экседры, в нижней части которого находится архитравный портик, поддерживаемый травертиновыми колоннами, и две глухие арки, одна из которых открывает доступ в галерею, а другая - в амбулаторию. За ним следует ряд серлианских окон, разделенных парами пилястр с композитными капителями, и второй этаж с многоугольными окнами и пилястрами, аналогичными предыдущим. Мансарда имеет пары квадратных окон и пилястры с тосканскими капителями, последние между окнами рифленые.
.
На правой арке на колоннах слева направо изображены Зима, Весна, Лето и Осень - традиционные сюжеты, представляющие течение времени, с которым связаны человеческая деятельность, труд и гений науки. На фронтоне - Торговля и Промышленность, полулежащие по обе стороны от Богатства, мифов буржуазного общества.
В левой арке на колоннах изображены четыре континента - Европа, Азия, Африка и Америка. В нишах слева изображены Физика, а справа - Химия. На фронтоне, лежа, изображены Телеграф (справа) и Пар (слева), фланкирующие фигуру Изобилия. Таким образом, представлен позитивный образ науки и прогресса, способных объединить разные части света. Потолок портика украшает серия хороводов с классическими богами. Среди изображенных богов - Диана, Хронос, Венера, Юпитер, Меркурий и Юнона.
Интерьер галереи состоит из двух ортогонально пересекающихся улиц, перекрытых конструкцией из железа и стекла. Их окаймляют несколько зданий, четыре из которых имеют выход из центрального восьмиугольника. Их фасады повторяют главный: нижний этаж разделен большими гладкими пилястрами из искусственного мрамора, которые обрамляют входы в магазины и мезонины над ними. За ними на первом этаже следуют серлианы, на втором - муллионированные окна, а в мансарде - квадратные окна.
На барабане купола, украшенном полукруглыми окнами, видна Звезда Давида, повторяющаяся во всех четырех окнах. Причина ее присутствия связана с тем, что Галерея Умберто I является исторической резиденцией неаполитанского масонства, в частности масонской ложи Grande Oriente d'Italia. Звезда Давида в данном случае - помимо того, что она сама по себе - образована двумя перевернутыми треугольниками, представляет собой символ масонства.
В полу под куполом находятся мозаики с ветрами и знаками зодиака, подписанные венецианской компанией Padoan, которая сделала их в 1952 году взамен оригиналов, поврежденных топтанием и войной. В результате бомбардировок были разрушены все стеклянные переплеты. У входов установлены бюсты и мемориальные доски в память об ушедших и тех, кто принимал участие в реализации работ.
На части галереи, ведущей к Виа Верди, есть надпись, напоминающая о трактире Морикони, в котором в 1787 году останавливался Гете. Если же войти со стороны театра Сан-Карло, то можно наткнуться на мемориальную доску, посвященную Паоло Бубе. Под галереей находится еще один, меньший по размеру, круиз с центральной частью театра эпохи Блеска - Салоном Маргериты, который более двадцати лет был главным местом ночных развлечений неаполитанцев, принимая у себя таких важных национальных деятелей, как: Матильда Серао, Сальваторе Ди Джакомо, Габриэле Д'Аннунцио, Роберто Бракко, Фердинандо Руссо, Эдуардо Скарфольо и Франческо Криспи.
Спроектированная с намерением стать монументальным произведением, как и другие окружающие ее здания (Маскио Анджоино, Реальный театр Сан-Карло, Палаццо Реале, базилика Сан-Франческо ди Паола), Галерея Умберто I с момента своего строительства сразу же стала одним из основных коммерческих центров Неаполя, благодаря своему расположению в окружении улиц "struscio" (центральной улицы), таких как Виа Толедо, Виа Санта Бригида и не слишком удаленная Виа Медина.
Благодаря близости к важным культурным и политическим местам, Галерея вскоре стала общественным центром города, настолько, что в 1896 году она была выбрана в качестве места для первого городского кинотеатра, а также одного из первых в Италии, по заказу Марио Реканати из Падуи, где были показаны первые фильмы братьев Люмьер.
Более 50 лет здесь размещались городские чистильщики обуви. Натирать туфли в галерее было традицией шикарных мужчин Неаполя. Сегодня этот «ритуал» исчез, последний «ветеран» шоу, Антонио Веспа, известный как Зи Тонино, умер в 2018 году.
Внутри галереи есть входы в четыре здания, состоящие из пяти этажей, из которых первые два используются почти исключительно для коммерческой деятельности, присутствующей в галерее (в основном магазины модной одежды и одежды, рестораны, кафе и фаст-фуд), а три верхних этажа предназначены для офисов, некоторых частных домов и гостиниц.
Внутри зданий недавно были проведены реставрационные работы, которые вернули многочисленным декоративным скульптурам, внушительным бюстам и характерным украшениям в стиле модерн обратно их первоначальный вид. Реставрационные работы еще не завершены, но постепенно продвигаются вперед, чтобы вернуть этому великолепному сооружению былую славу.
На втором этаже главного фасада находится музей кораллов, занимающий большую его часть; с балконов музея почти «в пределах досягаемости» лепные рельефы фасада театра Сан-Карло, а также знаменитые мраморные скульптуры Карло Николи, жестко поддерживающие большие окна главных залов.
.
Под арками снаружи - бомжатник и совершенно дикие запахи. Даже если визуально никого под сводами не было. Хотела сказать, что для цебтра города закое - странно, но поняла, что ярко выраженного центра города я в Неаполе так и не нашла. Прямо напротив галереи - театр. Ах, как мне хотелось попасть вовнутрь, но подходящих спектаклей не нашлось, а экскурсии в эти пару дней не проводились.
«Сан-Ка́рло» — оперный театр в Неаполе, старейший оперный театр Европы. Театр был построен по приказу короля Карла III для замены обветшавшего театра «Сан-Бартоломео» (1621). Новый театр возводил в 1737 году архитектор и военный инженер Дж. А. Медрано. Театр был открыт 4 ноября 1737 года постановкой оперы неаполитанского композитора Доменико Сарро на либретто Пьетро Метастазио «Ахилл на Скиросе». В XVIII веке «Сан-Карло» был самым большим театром Европы (3285 мест). 13 февраля 1816 года в театре случился пожар. Здание восстанавливал архитектор Антонио Никколини, впоследствии занявший пост театрального художника «Сан-Карло». Здание подвергалось обновлению в 1845 и 1854 годах, а также после бомбардировок 1943 года. В результате реконструкций XIX и XX веков его масштабы сильно уменьшились. В настоящее время театр вмещает 1386 зрителей. В 1815—1822 годах театром Сан Карло заведовал Джоаккино Россини, а в 1822—1838 годах — Гаэтано Доницетти.
Главными дирижёрами оркестра (и музыкальными руководителями театра) были Габриэлли ди Кверчита (1840), Никола Бокса (1844—1845), Сальваторе Аккардо (1993—1995), Габриеле Ферро (1999—2004), Джефри Тэйт (2005—2010), Никола Луизотти (с 2012). На сцене «Сан-Карло» пели практически все выдающиеся певцы Италии, в том числе Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Изабелла Кольбран, Франко Корелли, Мария Малибран, Марио дель Монако, Джудитта Паста, Джованни Батиста Рубини. "Вот и великий день открытия «Сан-Карло»: всеобщее безумство, толпы народа, ослепительный блеск зала. Приходится основательно поработать кулаками и локтями. Я дал себе слово не выходить из себя и сдержал его, но потерял обе фалды фрака… Решительно можно сказать, что для неаполитанцев «Сан-Карло» — это кровное дело: здесь обретает прибежище национальная гордость…"— Стендаль
Ну - раз нет, значит нет. Мы пойдем к морю. Все остальное - потом, сейчас - море, мы уже успели соскучиться.
Мы находимся на набережной Санта-Люсии на улице под названием «Виа Н. Сауро», которая возникла в результате наводнения, уничтожившего Санта-Люсию и Чиатамоне.
В конце улицыс 1910 года находится статуя короля Умберто. В 1869 году начались работы над морской насыпью, которая простиралась от Виа Санта-Лючия до окрестностей Кастель-дель-Ово. После насыпи в 1882 году был построен целый квартал и построены престижные отели, такие как Хасслер, значение которых позже затмил новый Гранд Альберго Везувио, построенный по заказу Оскара Дю Мениля, к которому вскоре присоединились самые известные имена прекрасного города.
К ним добавились отели Santa Lucia (построенные в 1900 году) и Excelsior (чуть позже), которые вместе с более поздними Royal и Continental сегодня составляют группу самых престижных отелей Неаполя.
Вместе с отелями на улицах Виа Партенопе и Виа Н. Сауро сегодня расположены различные рестораны и клубы.В 1928 году был построен Высший институт экономических и коммерческих наук, который через несколько лет превратился в факультет экономики и коммерции «Федерико II». Университет.», сегодня в здании располагается Конференц-центр того же Университета.
Мы провели на набережной ленивый и размеренный почти час. Сидя на скамеечке с видом на море и попивая лимонад. Было ветрено и морские брызги долетали до террасы. Множество чаек с криками носилось над нашими головами. Уходить не хотелось.
|
</> |