Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

топ 100 блогов cand_orel08.06.2024

8 июня 1832 года напротив здания Академии художеств в Санкт-Петербурге были установлены древнеегипетские сфинксы из Фив.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

В конце XVIII – начале XIX веков  Европа переживала период романтизма, который с определенного момента стал тесно связан с египтоманией. Одной из причин новой тенденции стал Египетский поход Наполеона 1798-1801 годов. Древние артефакты произвели столь мощное впечатление на европейцев, что стали основой зарождения неоегипетского стиля в искусстве. Этот стиль получил свое развитие и в России.

В 1826 году в Петербурге был открыт Египетский мост, а в 1830 году в Царском селе – Египетские ворота. 8 июня 1832 года в Петербурге на Университетской набережной были установлены два египетских сфинкса.

Две каменные скульптуры были найдены Янисом Атанази во время раскопок в 1819-1828 годах в Луксоре – городе, в котором давным-давно располагался храм Аменхотепа III, правителя Нижнего и Верхнего Египта. Возраст памятников составляет примерно три с половиной тысячи лет. 

Для скорейшей продажи памятники были на плотах отправлены в Александрию – главный морской порт Египта. По счастливому совпадению обстоятельств в Александрии в это время пребывал русский дипломат Андрей Николаевич Муравьев. Увидев сфинксов, выставленных для продажи, путешественник отправил письмо российскому послу с предложением приобрести памятники. Письмо Муравьева попало в Академию художеств, которая приняла решение о покупке памятников. 

Когда формальности были улажены, памятники совершили «путешествие» в Российскую империю. Весной 1832 года на греческом корабле «Добрая надежда» южные сфинксы были доставлены в Северную столицу.

(https://histrf.ru/read/articles/prikliuchieniia-ieghiptian-v-rossii-kak-v-pietierburghie-poiavilis-drievniie-sfinksy)

Собственно говоря, почему меня затронула эта тема?! Да потому что случилось мне как-то побывать в Луксоре и увидеть, что по сфинксам там невелик дефицит...

Вот, что вспоминается.

Случилось все это так давно, что аж до нашей прекрасной эры, поэтому описывать в деталях подробности архитектурных особенностей, культурно-исторических отображений и отражений в именах и цифрах с плавающей точкой особого смысла нет, так все эту культурологическую подоплеку еще иероглифами подробно изложили с соответствующими иллюстрациями картинок и собственно букв.

Тем не менее, обозначим место действия, как Луксор до Великой македонской революции, потом все именовалось не менее изысканно - Фивы.

Красивое, однако,  местечко!

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Собственно, египтяне в свое время сильно завернуты были Амоне-Ра, что твой Пелевин...

И основали данный храм (еще не в таком фешенебельном виде) женщина-фараон Хатшепсут (вот сейчас пишу, а на ЖЖ про нее статью выложили - вообще какая-то пелевинщина творится с учетом еще этой опиатической парадоксальности в лице женщины-фараона) и ее сын Тутмосу III в ~ 1500 году по отрицательной временной оси (то есть до нашей эры).

Естественно во славу Амона, тогда и сам город тогда по библейским хроникам назывался Но-Амон. Там же и религиозные процедуры сложились, приуроченные к разливу Нила и весеннему обострению конфессиональных чувств.

Чуть позже при Аменхотепе III лет через 150 в архитектурном плане культовый ансамбль уже оформился и сложился литованный сценарий проведения народных торжеств.

Суть в том, что в период разлива Нила на папирусную ладью (привет Туру Хейердалу) грузили божественные изваяния Амона (Бог Солнца собственной неповторимой персоной), Мут (супруга и дочь с фаллическими принадлежностями) и Хонсу (божественно лунный сын). И эта триада символизировала в себе и неразрывную связь фараоновской династии с их божественной сущностью по происхождению и по властным полномочиям в реалиях, но и кроме того намеки и отсылки были к банальному плодородию, воплощаемому в бракосочетательных и в детородных процедурах и итогах представленного святого семейства.

И везли весь этот аттракцион от врат Луксорского храма по аллее сфинксов в Карнакский храм, и так 3000 лет с неизменным названием «праздник Опет» (хотя вот последняя цифра по арифметике не идет и бухгалтерскому балансу «не бьется»).

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

И вот тут меня, извините, опять "пробило" на ассоциации в расстроенной путешествиями по местам и временам психике. И там, и тут (в смысле здесь).

С непроизвольным затуманиванием сознания с переходом в область мечтаний и воспоминаний с наложением слоев собственных выдумок и подсознательной памяти с флешбэками каких-то реминисценций и чужих читаных мемуаров.

Как сквозь сон звучит речитатив экскурсовода, или, что еще хуже гида, что мы видим плоды трудов ушедшей цивилизации, а нынешний ленивый этнос всего этого не достоин, а поэтому и не ценит (или наоборот - не ценит, поэтому недостоин).

И видится мне праздничная процессия с флагами и растяжками во славу вечно живой триады Амона, Мут  и Хонсу... И слышатся гимноподобные музыки и речёвки бесконечного восхищения и ожидания непрерывного роста благосостояния широких народных масс, облагодетельствованных разливом Нила.

И вот к праздничным трибунам приближаются колонны трудовых коллективов с лозунгами и стягами с портретами триединых мыслителей Маркса, Энгельса и Ленина под бравурные марши и державные песнопения народа, дождавшегося какого-никакого роста благосостояния и облагодетельствованного нефтерозливом и экспортом газа.

И есть понимание, что и эта цивилизация тоже ушла, а нынешний российский этнос и социум не мыслит в категориях "достоин или не достоин" он той цивилизации, а если вкраплениями отдельных и разрозненных индивидуумов и ценит ту недавно ушедшую цивилизацию, то, по-моему (и особенно в ортодоксальных «Одноклассниках») не за то, за что ее надо ценить...

Видите ли, как это ни странно, у них и тогда были в не снившихся нам изобилиях квартиры и колбасы, а местами и у некоторых - образование и здравоохранение. Отнюдь, и кроме того, отнюдь, тогда у вас и нас было самостоятельное государство с собственной промышленностью и наукой, было - больше, чем государство - цивилизация.

Это уже потом пришли говоруны с беседами о просвещенном либерализме, который по факту оказался правом банального обмана «ближнего» (по поговорке: если вы говорите всем правду – не ждите того же от других)… И надо же об этом и про это в России! Что даже президент вынужден был обозначить, что у нас на первом месте – справедливость. А вы говорите либерализм и демократия! Гуд бай Америка! Это - не наш стиль.

«Liberté, Égalité, Fraternité» - говоришь? А наше – «équité»?

И из этих же либеральных штучек, про новый уклад в общественном развитии и об отмирании промышленного уклада… Новый общественный строй! Вот китайцы вовремя сориентировались и не поддались – теперь вся промышленность у них, и не думает умирать! А эти либеральные фокусы, чтобы от своего шибко умного и цивилизованного общества убрать эксплуатацию (ибо рабочая сила стала, ох, как дОрога), и переместить ее (эксплуатацию) в более наивные регионы мира. А своих шибко грамотных и продвинутых соотечественников загрузить делопроизводством, руководством, сертификацией и прочая (вот вам и весь новый уклад).

А в нашей стороне родимой в отсутствии развитой и неразвитой промышленности этот «революционный» уклад вообще кошмарен. Вот все ругают отечественную бюрократию и чиновничество за коррупцию… Не в этом суть! Это ж какая куча народа исключена из реального производства! Причем народ – сплошь высокооплачиваемый! И там во всем этом — явления уже второго порядка, что время на согласование проектов и планов фактически нынче стали практически равны самому производственному циклу по длительности. Кошмар! Забыли, забыли материализм и в вышесказанном, да и в цитатах: «Практика - критерий истинности». Давайте не обсуждать, а делать; а время покажет, кто был прав.

Вот египтяне были не всегда правы, хотя чертоги их – грандиозны.

И вся эта красота сохранилась нам из-за того, что ее занесло нильским безкислородным илом, стерильно выжженным песком и прочим мусором, а откопали ее для услады наших глаз только в позапрошлом веке.

И так – опять в законсервированную глубину веков.

Вот на первой картинке, хоть храм и по авторству Аменхотепский, на самом деле эти, так называемые, пилоны и скромный дворик за ними пристроил Рамсес II уже чуть позже. Он и статуй своих впереди поставил и на стене за ними — его же пропагандистский военно-сирийский сюжет (да, да еще с тех времен) выгравировал.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Вот физиономии некоторых статуй повреждены не от природных явлений, говорят, были там некоторые идеологические «терки» наследников великих идей о не столь величественном значении Амона-Ра в «одержанных великих победах», да и сами фараоны не столь велики по сравнению с более поздними руководителями (словом – все как обычно и прозаично), поэтому лики в пылу идеологической борьбы и попортили.

Да и обелисков изначально было два, уже в наше время один Франции подарили, видимо, под напором привнесенных либеральных ценностей.

И вступаем далее в рамсесовский дворик.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Колонны – безусловно, эстетичны, а между ними статуи фараонов же, раньше головы были на месте, ну а потом пострадали от хулиганов (хулиганов от истории).

Да, эти колонны не сами по себе для создания тени поставлены… Они для тени крышу еще держали, сейчас ее нет – местному народу и так не сильно жарко, и мало что парит.

К слову, в этом месте рамсесовского дворика, когда он был занесен донными отложениями, мусульмане (лет 1,3К назад завладычествовали здесь) построили в 1К году прямо на засыпанной песками времен крыше свои святыни.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Крутились, крутились мы в угодьях Рамсеса II и докрутились:

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Собственно это и есть чертоги Аменхотепа III, изначально сваявшего (в качестве заказчика) данный храм. Отсель как раз и ладья торжественно праздничная отплывала по разливу Нила с вышеназванной триадой. А вот и дворик аменхотепский (за колоннадой, она уже на заднем плане) и колонный зал (не Дома Союзов):

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Тут надо сказать, что зодческие находки и храмовые прирастания были непосредственно связаны с проистекающими вокруг храма историческими событиями. Сам храм в плане архитектурных ваяний закончили египтяне мастырить в минус 7 веке, а потом их турнули на север ассирийцы, проявив достаточно агрессивный вандализм в отношении архитектурных излишеств.

Там потом еще Александр Македонский в ~ 350 годах до нашей эры отличился, настояв, чтобы его Амон-Ра усыновил с причислением к божественному семейству. Он же и поименовал этот прелестный городок Фивами.

Римляне там потом активно обустраивались со второго столетия до нашей эры, но и тоже из-за внутренних распрей бросили эту провинцию. Там более близкий восток стал ближе и актуальнее в нулевые–то.

А уж потом и навсегда в 7 веке арабы пришли и осели.

Так вот все эти столпотворения и массоперемещения тем или иным образом отразились на храме.

Есть там какие-то архитектурные куски от римлян.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

И не от римлян.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

А вот и местный историк, и археолог практического толка, который протащил нас по местам обитания в храме Александра Великого и показал божественную ладью Ра.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Нравится сюжет?


Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


А вот и ладья с солнцем:

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


Ну, место так поизносилось… 

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


И еще съемки на обратном пути под палящим солнцем для закрепления пройденного ногами горячего материала.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


Кое-что реставрируют, не торопясь. А куда спешить, оглядываясь назад на тысячи уже канувших лет? 

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


А эти красивые и эмоциональные буковки и картинки видимо переживут нас.

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив
Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив


И еще один напоследок исторический персонаж, возомнивший себя фараоном…

Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
солнце заходит на др. краю Арада.но при этом небо розовое над Мёртвым морем. сегодня оч. хорошо были видны горы на Иорданской стороне.и даже голубая ленточка водной ...
1961. Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец») 1961. Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец») 1961. Реклама автомобиля ГАЗ-21 «Волга» 1964. Реклама автомобиля «Москвич»-408. 1964. Реклама автомобиля «Москвич»-408. 1965. Реклама автомобиля ГАЗ-21 «Волга» ...
И опять довольно много роликов для SuperBowl и снова не мало интересных принтов. Начнем с роликов, три из которых “сверху”, а остальные под катом. Начну с ролика, который входит в 5-ку фаворитов из 61 ролика с SuperBowl – это реклама чипсов начо с милейшим ...
Вообще, замена термостата тут очень простая. Но есть пара подводных камней, которые делают эту историю достойной поста. Так что поехали. Как понять, что термостат надо менять На Opel Astra H нет указателя температуры ОЖ - как минимум, на моем. Поэтому то, что машина плохо ...
На выставке в Музее ГОН, которая будет работать до 15 апреля, можно увидеть самые разные машины. Вообще выставка посвящена 115-летию императорского гаража, но она интересна скорее по иным причинам. Здесь можно увидеть немалое количество автомобилей начала XX века, которые любопытны в ...