Санкт-Петербург. Древнеегипетские сфинксы из Фив

8 июня 1832 года напротив здания Академии художеств в Санкт-Петербурге были установлены древнеегипетские сфинксы из Фив.

В конце XVIII – начале XIX веков Европа переживала период романтизма, который с определенного момента стал тесно связан с египтоманией. Одной из причин новой тенденции стал Египетский поход Наполеона 1798-1801 годов. Древние артефакты произвели столь мощное впечатление на европейцев, что стали основой зарождения неоегипетского стиля в искусстве. Этот стиль получил свое развитие и в России.
В 1826 году в Петербурге был открыт Египетский мост, а в 1830 году в Царском селе – Египетские ворота. 8 июня 1832 года в Петербурге на Университетской набережной были установлены два египетских сфинкса.
Две каменные скульптуры были найдены Янисом Атанази во время раскопок в 1819-1828 годах в Луксоре – городе, в котором давным-давно располагался храм Аменхотепа III, правителя Нижнего и Верхнего Египта. Возраст памятников составляет примерно три с половиной тысячи лет.
Для скорейшей продажи памятники были на плотах отправлены в Александрию – главный морской порт Египта. По счастливому совпадению обстоятельств в Александрии в это время пребывал русский дипломат Андрей Николаевич Муравьев. Увидев сфинксов, выставленных для продажи, путешественник отправил письмо российскому послу с предложением приобрести памятники. Письмо Муравьева попало в Академию художеств, которая приняла решение о покупке памятников.
Когда формальности были улажены, памятники совершили «путешествие» в Российскую империю. Весной 1832 года на греческом корабле «Добрая надежда» южные сфинксы были доставлены в Северную столицу.
Собственно говоря, почему меня затронула эта тема?! Да потому что случилось мне как-то побывать в Луксоре и увидеть, что по сфинксам там невелик дефицит...
Вот, что вспоминается.
Случилось все это так давно, что аж до нашей прекрасной эры, поэтому описывать в деталях подробности архитектурных особенностей, культурно-исторических отображений и отражений в именах и цифрах с плавающей точкой особого смысла нет, так все эту культурологическую подоплеку еще иероглифами подробно изложили с соответствующими иллюстрациями картинок и собственно букв.
Тем не менее, обозначим место действия, как Луксор до Великой македонской революции, потом все именовалось не менее изысканно - Фивы.
Красивое, однако, местечко!


Собственно, египтяне в свое время сильно завернуты были Амоне-Ра, что твой Пелевин...
И основали данный храм (еще не в таком фешенебельном виде) женщина-фараон Хатшепсут (вот сейчас пишу, а на ЖЖ про нее статью выложили - вообще какая-то пелевинщина творится с учетом еще этой опиатической парадоксальности в лице женщины-фараона) и ее сын Тутмосу III в ~ 1500 году по отрицательной временной оси (то есть до нашей эры).
Естественно во славу Амона, тогда и сам город тогда по библейским хроникам назывался Но-Амон. Там же и религиозные процедуры сложились, приуроченные к разливу Нила и весеннему обострению конфессиональных чувств.
Чуть позже при Аменхотепе III лет через 150 в архитектурном плане культовый ансамбль уже оформился и сложился литованный сценарий проведения народных торжеств.
Суть в том, что в период разлива Нила на папирусную ладью (привет Туру Хейердалу) грузили божественные изваяния Амона (Бог Солнца собственной неповторимой персоной), Мут (супруга и дочь с фаллическими принадлежностями) и Хонсу (божественно лунный сын). И эта триада символизировала в себе и неразрывную связь фараоновской династии с их божественной сущностью по происхождению и по властным полномочиям в реалиях, но и кроме того намеки и отсылки были к банальному плодородию, воплощаемому в бракосочетательных и в детородных процедурах и итогах представленного святого семейства.
И везли весь этот аттракцион от врат Луксорского храма по аллее сфинксов в Карнакский храм, и так 3000 лет с неизменным названием «праздник Опет» (хотя вот последняя цифра по арифметике не идет и бухгалтерскому балансу «не бьется»).


И вот тут меня, извините, опять "пробило" на ассоциации в расстроенной путешествиями по местам и временам психике. И там, и тут (в смысле здесь).
С непроизвольным затуманиванием сознания с переходом в область мечтаний и воспоминаний с наложением слоев собственных выдумок и подсознательной памяти с флешбэками каких-то реминисценций и чужих читаных мемуаров.
Как сквозь сон звучит речитатив экскурсовода, или, что еще хуже гида, что мы видим плоды трудов ушедшей цивилизации, а нынешний ленивый этнос всего этого не достоин, а поэтому и не ценит (или наоборот - не ценит, поэтому недостоин).
И видится мне праздничная процессия с флагами и растяжками во славу вечно живой триады Амона, Мут и Хонсу... И слышатся гимноподобные музыки и речёвки бесконечного восхищения и ожидания непрерывного роста благосостояния широких народных масс, облагодетельствованных разливом Нила.
И вот к праздничным трибунам приближаются колонны трудовых коллективов с лозунгами и стягами с портретами триединых мыслителей Маркса, Энгельса и Ленина под бравурные марши и державные песнопения народа, дождавшегося какого-никакого роста благосостояния и облагодетельствованного нефтерозливом и экспортом газа.
И есть понимание, что и эта цивилизация тоже ушла, а нынешний российский этнос и социум не мыслит в категориях "достоин или не достоин" он той цивилизации, а если вкраплениями отдельных и разрозненных индивидуумов и ценит ту недавно ушедшую цивилизацию, то, по-моему (и особенно в ортодоксальных «Одноклассниках») не за то, за что ее надо ценить...
Видите ли, как это ни странно, у них и тогда были в не снившихся нам изобилиях квартиры и колбасы, а местами и у некоторых - образование и здравоохранение. Отнюдь, и кроме того, отнюдь, тогда у вас и нас было самостоятельное государство с собственной промышленностью и наукой, было - больше, чем государство - цивилизация.
Это уже потом пришли говоруны с беседами о просвещенном либерализме, который по факту оказался правом банального обмана «ближнего» (по поговорке: если вы говорите всем правду – не ждите того же от других)… И надо же об этом и про это в России! Что даже президент вынужден был обозначить, что у нас на первом месте – справедливость. А вы говорите либерализм и демократия! Гуд бай Америка! Это - не наш стиль.
«Liberté, Égalité, Fraternité» - говоришь? А наше – «équité»?
И из этих же либеральных штучек, про новый уклад в общественном развитии и об отмирании промышленного уклада… Новый общественный строй! Вот китайцы вовремя сориентировались и не поддались – теперь вся промышленность у них, и не думает умирать! А эти либеральные фокусы, чтобы от своего шибко умного и цивилизованного общества убрать эксплуатацию (ибо рабочая сила стала, ох, как дОрога), и переместить ее (эксплуатацию) в более наивные регионы мира. А своих шибко грамотных и продвинутых соотечественников загрузить делопроизводством, руководством, сертификацией и прочая (вот вам и весь новый уклад).
А в нашей стороне родимой в отсутствии развитой и неразвитой промышленности этот «революционный» уклад вообще кошмарен. Вот все ругают отечественную бюрократию и чиновничество за коррупцию… Не в этом суть! Это ж какая куча народа исключена из реального производства! Причем народ – сплошь высокооплачиваемый! И там во всем этом — явления уже второго порядка, что время на согласование проектов и планов фактически нынче стали практически равны самому производственному циклу по длительности. Кошмар! Забыли, забыли материализм и в вышесказанном, да и в цитатах: «Практика - критерий истинности». Давайте не обсуждать, а делать; а время покажет, кто был прав.
Вот египтяне были не всегда правы, хотя чертоги их – грандиозны.
И вся эта красота сохранилась нам из-за того, что ее занесло нильским безкислородным илом, стерильно выжженным песком и прочим мусором, а откопали ее для услады наших глаз только в позапрошлом веке.
И так – опять в законсервированную глубину веков.
Вот на первой картинке, хоть храм и по авторству Аменхотепский, на самом деле эти, так называемые, пилоны и скромный дворик за ними пристроил Рамсес II уже чуть позже. Он и статуй своих впереди поставил и на стене за ними — его же пропагандистский военно-сирийский сюжет (да, да еще с тех времен) выгравировал.










Вот физиономии некоторых статуй повреждены не от природных явлений, говорят, были там некоторые идеологические «терки» наследников великих идей о не столь величественном значении Амона-Ра в «одержанных великих победах», да и сами фараоны не столь велики по сравнению с более поздними руководителями (словом – все как обычно и прозаично), поэтому лики в пылу идеологической борьбы и попортили.
Да и обелисков изначально было два, уже в наше время один Франции подарили, видимо, под напором привнесенных либеральных ценностей.
И вступаем далее в рамсесовский дворик.





Колонны – безусловно, эстетичны, а между ними статуи фараонов же, раньше головы были на месте, ну а потом пострадали от хулиганов (хулиганов от истории).
Да, эти колонны не сами по себе для создания тени поставлены… Они для тени крышу еще держали, сейчас ее нет – местному народу и так не сильно жарко, и мало что парит.
К слову, в этом месте рамсесовского дворика, когда он был занесен донными отложениями, мусульмане (лет 1,3К назад завладычествовали здесь) построили в 1К году прямо на засыпанной песками времен крыше свои святыни.

Крутились, крутились мы в угодьях Рамсеса II и докрутились:

Собственно это и есть чертоги Аменхотепа III, изначально сваявшего (в качестве заказчика) данный храм. Отсель как раз и ладья торжественно праздничная отплывала по разливу Нила с вышеназванной триадой. А вот и дворик аменхотепский (за колоннадой, она уже на заднем плане) и колонный зал (не Дома Союзов):






Тут надо сказать, что зодческие находки и храмовые прирастания были непосредственно связаны с проистекающими вокруг храма историческими событиями. Сам храм в плане архитектурных ваяний закончили египтяне мастырить в минус 7 веке, а потом их турнули на север ассирийцы, проявив достаточно агрессивный вандализм в отношении архитектурных излишеств.
Там потом еще Александр Македонский в ~ 350 годах до нашей эры отличился, настояв, чтобы его Амон-Ра усыновил с причислением к божественному семейству. Он же и поименовал этот прелестный городок Фивами.
Римляне там потом активно обустраивались со второго столетия до нашей эры, но и тоже из-за внутренних распрей бросили эту провинцию. Там более близкий восток стал ближе и актуальнее в нулевые–то.
А уж потом и навсегда в 7 веке арабы пришли и осели.
Так вот все эти столпотворения и массоперемещения тем или иным образом отразились на храме.
Есть там какие-то архитектурные куски от римлян.




И не от римлян.

А вот и местный историк, и археолог практического толка, который протащил нас по местам обитания в храме Александра Великого и показал божественную ладью Ра.






Нравится сюжет?

А вот и ладья с солнцем:


Ну, место так поизносилось…

И еще съемки на обратном пути под палящим солнцем для закрепления пройденного ногами горячего материала.


Кое-что реставрируют, не торопясь. А куда спешить, оглядываясь назад на тысячи уже канувших лет?

А эти красивые и эмоциональные буковки и картинки видимо переживут нас.





И еще один напоследок исторический персонаж, возомнивший себя фараоном…
