Санкт-Петербург. Дом Ю. Б. Бака
architectstyle — 03.05.2023Этим постом начинаю большую серию «Разные разности Санкт-Петербурга».
И сегодня мы увидим знаменитый дом Ю.Б. Бака на Кирочной улице, 24
Фотография дома, 1962 год. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Юлиан Борисович Бак, был видным общественным деятелем своего времени, инженером путей сообщения, основателем и издателем газеты конституционных демократов «Речь».
Доходный дом для него был построен в 1905 году по проекту архитектора Бориса Гиршовича на месте дома К.Ф. и Э.К. Гаугеров. Масштабное здание было спроектировано на пять входов (два парадных и три дворовых), воротные проезды образовали три соединённых между собой двора, а четвёртый двор был сформирован благодаря воздушным галереям между главным корпусом и флигелем.
Пятиэтажный корпус по красной линии улицы венчала мансарда, дворовые флигели получили 6-й этаж. Дом был выстроен в стиле модерн с элементами рококо и сохранил своё убранстве до наших дней. Фасад дома по красной линии улицы дробится межэтажными тягами и карнизами, эркерами и объёмными аттиками, обильно украшен лепниной и металлодекором (коваными решётками, козырьками, флагодержателями).
Один из парадных входов. Фотография Сергея Доспехова, 1998 год
Дворовые фасады при этом получили более сдержанный облик, основным выразительным элементом выступают галереи и открытые балконы.
По первоначальному проекту на здании были две башенки, одна из которых была разрушена во время Отечественной войны, вторая предположительно утрачена в 1968 году. Во внутреннем убранстве полы в общественных зонах выложены метлахской плиткой, колонны и лестницы облицованы мрамором, потолки и стены оформлены лепниной, поставлены резные дубовые двери и высокие зеркала. В оценочной описи 1909 года сообщалось, что «полы во всех комнатах паркетные, в некоторых комнатах цветной паркет». И даже в мансардных квартирах, которые по тем временам считались скромными, паркет был из ценного радиального дуба.
Межэтажная площадка, метлахская плитка, чугунные фигурные ограждения, лепнина
Одну из архитектурных особенностей я уже называла выше - это необычное соединение корпусов: второй и пятый этажи соединяют крытые галереи, вместе с рядами открытых балконов они придают типично Петербургскому двору-колодцу оригинальный вид, который сравнивают с лабиринтами Маурица Эшера.
Для собственника здания крытые галереи имели ещё и прагматическое значение - из-за них жильцам внутреннего флигеля приходилось пользоваться парадным входом, что увеличивало стоимость аренды.
В подвале дома располагались винные погреба. Также с первых дней постройки и вплоть до 1950-х гг. в подвале находились жилые помещения. Изначально там были спроектированы дешёвые -одна, -двухкомнатные квартиры. Они предназначались (снимались) для прислуги богатых квартирантов и бедных арендаторов.
Подвесная крытая галерея. Интерьер
Подвесной двор. Открытая часть галереи
Помните, немного ранее мы говорили об уплотнении квартир и переводе их в статус коммунальных. Так и в доме Бака при советской власти огромные квартиры со множеством комнат и богатым внутренним убранством стали коммунальными.
Нынешние жильцы дома дорожат его уже известной историей, а также по крупицам собирают новые сведения, связанные со стенами, квартирами и её знаменитыми обитателями.
Сам Юлиан Бак, его супруга Анна Ильинична (в девичестве Элияссон) и их дочь Евгения занимали квартиру № 1, под которую отводился весь первый этаж здания.
В начале века нанимателями квартир в доме были многие зажиточные горожане разных профессий. Так одним из первых жильцов сразу после окончания строительства стал Александр Редигер, военный министр Российской империи. Он снял 22-комнатную квартиру № 2 на втором этаже, аренда которой стоила 8 тыс. рублей в год. В мансардном этаже располагались мастерские, самую просторную из них арендовал художник Николай Беккер.
В доме находился салон Софьи Исааковны Чацкиной, где бывали Ахматова и Есенин. Также в начале XX века в доме снимал квартиру художник Л. Бакста, где работал над костюмами для «Русских сезонов» Дягилева. Но жизнь людей не бывает счастливой и безоблачной на протяжении всего пути, даже если они живут в роскошных апартаментах. Тому пример - письмо Льва Бакста, адресованное в 1908 году жене.
Благодаря Академии художеств мастерскую всё-таки удалось сохранить. Дом - не только красивые стены, это люди, живущие в нем. И мы видим, как тесно переплетаются судьбы людей с историей города.
Из известных своими обитателями квартир надо назвать квартиру № 37. В ней примерно с 1930 по 1941 годы жил литератор Анатолий Мариенгоф со своей женой Анной Никритиной, артисткой Камерного театра. В гостях у него часто бывал композитор Дмитрий Шостакович, а также балерина Галина Уланова, режиссер Юрий Завадский и актер Василий Качалов.
В квартире № 22 до 1956 года жила балерина Нина Тимофеева, а в 1970-х - артист балета Василий Островский.
В одной из комнат квартиры № 31 жил и в ней же трагически погиб актер, Заслуженный артист РСФСР Юрий Каморный.
При всей своей значимости, первый за всю вековую историю дома кап.ремонт был намечен на 2033 год. После многократных обращений жильцов в соответствующие инстанции ремонт фасадов перенесли на 2018 год, для чего из бюджета города было выделено 50 млн рублей. А уже в 2019 году из-за некачественных работ с фасада начала осыпаться штукатурка.
О внутреннем ремонте и речи не шло, так что на реставрацию тамбуров первой и второй парадных приходится собирать пожертвования. Ещё раз смотрим крытую галерею
Обратите внимание на состояние стен, шелухой отлетающую краску и побелку, подтёки.
Так безграмотно проводится замена окон в историческом здании. Спасибо, что расстекловку оставили прежней. Но цвет рам, родной на первом этаже, на верхних изменён. И сам пластик вместо дерева вызывает вопросы.
К сожалению, дом является также лакомым кусочком для аферистов. Так в конце 2000-ых годов, якобы на реставрацию были отправлены внутренние дубовые двери, которые попросту перепродали под коммерческое использование. Активистам дома удалось найти и вернуть двери обратно.
Все фотографии, кроме первой и третьей, из моего личного архива.
|
</> |