Самооборона как право
krylov — 08.01.2012 Я сначала прочёл эту новость на незнакомом мне украинском ресурсе, и решил сначала перепроверить информацию (потому что в таких ситуациях важны мелкие детали, иногда меняющие картину). Но, похоже, в данном случае история именно такова, какой её рассказывают.Молодая вдова, убившая незаконно вторгшегося в ее дом человека, взволновала Америку
Мать трехмесячного младенца, Сара МакКинли спросила у службы спасения, может ли она выстрелить человека, который пытается проникнуть в ее дом. На основании «доктрины крепости», действующей в штате Оклахома и в тридцати других штатах, она не будет привлечена к ответственности.
Ее история стала примером для сторонников ношения оружия в США. С понедельника американские СМИ восхищаются хладнокровием молодой матери из Оклахомы, во время попытки проникновения в ее дом позвонившей в службу спасения и спросившей, может ли она выстрелить в человека, который хочет ее ограбить. Получив разрешение, она выстрелила в злоумышленника.
Кошмар Сары МакКинли начался в новогоднюю ночь. Около двух часов ночи двое мужчин пытаются взломать вход и заднюю дверь дома, в котором проживали молодая 18-летняя мать и ее ребенок. Встревоженная шумом, молодая женщина подходит и узнает одного из мужчин. Джастин Мартин приходил к ней двумя днями ранее, в день похорон ее мужа. 24-летний мужчина сказал Саре МакКинли, что он просто хотел поздороваться и выразить ей свои соболезнования. Недоверчивая, она отказывается его впустить. Во второй раз Джастин Мартин не только является с сообщником, он еще и вооружен. Охотничьим ножом 30-сантиметровой длины. Увидев нож, Сара МакКинли хватается за пистолет и прячется в комнате вместе с трехмесячным сыном. Чтобы малыш не заплакал и не привлек внимание воров, она дает ему соску. Молодая девушка берет в руку пистолет, баррикадирует дверь диваном и набирает 911.
Оператору, который принимает вызов, Сара МакКинли шепчет: «У меня в каждой руке по стволу, могу ли я пристрелить его, если он ворвется в дом?» «Вы должны сделать все возможное, чтобы защититься», ― отвечает ее собеседник. ― Я не могу сказать вам, что именно вы можете делать, но вы имеете право делать все возможное, чтобы защитить своего ребенка». Несколько мгновений спустя Джастин Мартин разбивает дверь, и раздается выстрел. Для полиции ситуация ясна: Сара МакКинли действовала в рамках самообороны и не будет привлечена к ответственности. Что же касается Джастина Мартина, любителя обезболивающих, который надеялся украсть обезболивающие лекарства мужа Сары МакКинли, скончавшегося от рака в Рождество, «он должен был дважды подумать, прежде чем войти в дом», ― полагают в прокуратуре.
Это происшествие выявило малоизвестное во Франции положение американского права, позволяющее гражданину защитить свой дом от любого вторжения, которое представляет угрозу для жизни, и освобождающее его от судебного преследования в случае применения силы. С 2005 года все большее число штатов включают эту меру в свое законодательство. Некоторые штаты даже расширил сферу его применения на автомобили, предприятия или террасы домов. В настоящее время тридцать один штат, в том числе Оклахома, применяет эту «доктрину крепости». В свое оправдание многие из них подчеркивают необходимость предоставления людям ― после терактов 11 сентября ― возможности защитить себя. Депутаты также утверждают, что «доктрина крепости» позволяет жертвам домашнего насилия защитить себя. Иногда для применения закона существуют предварительные условия. Можно также требовать от частных лиц сначала пытаться обезопасить себя, прежде чем давать отпор. Но это отличие касается лишь меньшей части штатов.
Помимо дела Сары МакКинли, газета Christian Science Monitor отмечает в первую неделю января два других случаях применения доктрины. В Пенсильвании мужчина, который произвел со своей веранды смертельный выстрел из лука в бойфренда бывшей жены, избежал ответственности. Его соперник, бывший в этот момент пьяным, оставил угрозы на автоответчике. Сара МакКинли говорит, что выстрелила в нападавшего только потому, что опасалась за жизнь своего ребенка. Помимо смерти мужа, у молодой женщины был тяжелый декабрь. Заводчица немецких овчарок, она лишилась четырех собак, которые были отравлены. Молодая женщина в течение нескольких недель чувствовала, что ее преследуют. Ее судьба взволновала многих американцев, и полиция Бланшара открыла банковский счет, предназначенный для сбора пожертвований для семьи.
А вот комментарий verba (с точки зрения американского юриста):
[...] Любопытны в этой истории несколько деталей.
Ну, во-первых, невероятное присутствие духа у 18-летней девочки. Взять хоть ее разговор с 911: "I'm here by myself with my infant baby, can I please get a dispatcher out here immediately?" Лично я скорее всего не смогла бы втиснуть слово please.
Затем - поведение сообщника. Увидев, как дело обернулось, он помчался - куда? В полицию. Видимо, удолбан был неслабо.
Из юридических красот - теперь приятель сядет всерьз и надолго, не за взлом, а за убийство. Есть такая доктрина felony-murder: если ты пытаешься совершить преступление (felony), и в процессе кто-то умирает, то эта смерть автоматически квалифицируется как убийство (murder), независимо от того, хотел-предполагал ли ты эту смерть. Например, ты грабишь банк, а у одного из посетителей случается инфаркт. В некоторых штатах доктрина ограничена действующими лицами (отвечаешь только за себя и своих сообщников - agency theory). Но в других, включая Оклахому, ты отвечаешь за любую смерть, неважно кем вызванную (proximate cause theory). Поэтому убийство Сарой Джастина Мартина автоматически превращается в убийство приятелем Джастина Мартина (дом-то взламывали вместе), хоть и довольно понятно, что он этого результата совсем не имел в виду. Не то, чтобы этот мудак вызывает у меня какие-либо симпатии, но, с точки зрения соразмерности вины и преступления, есть вопросы.
И наконец - Сара общалась с 911 больше 20 минут. За это время много чего было обговорено, но где была полиция? И почему во всех слюнявых новостях, рапортующих нам о трогательном проявлении материнского инстинкта, ни разу не прозвучало, что это совершенно за гранью, что этой девочке пришлось защищаться самой?
Ну, и самое-самое последнее: я изначально узнала об этой истории из профессиональной рассылки, в которой один из участников диалога сетовал на то, что Сара была так импульсивна - ведь можно же было стрелять в ноги. Не хочу желать зла этому товарищу, но побыл бы он на ее месте. Занятия теорией иногда сильно корежат душу.
Не буду тратить время на комментарии типа "а вот у нас". Это как бы излишне. "Сами всё знаете".
)(
|
</> |