Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)
rumyano4ka — 16.11.2020
Первый опытный образец танконосца К-71 изготовили в начале
1949 г на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ в Москве. Танконосец К-71
состоял из трех основных частей: доработанного гусеничного
плавающего транспортера К-61, левого и правого понтонов, шарнирно
соединенных с ним по бортам. Полная масса машины составляла 12 т. В
развернутом положении длина и ширина образуемого парома равнялись
10,5 м и 9,6 м соответственно, при этом обеспечивалась
грузоподъемность 36 т. В походном положении левый понтон, имеющий
палубу, ложился непосредственно на транспортер, а правый
беспалубный понтон — накрывал левый. Данная компоновка обеспечивала
весьма компактные габариты К-71: длина — 10,5 м, ширина — 3,25 м,
высота — 3,1 м.
Понтоны переводились в рабочее положение поворотом вокруг
бортовых шарниров на 180°, после чего фиксировались в средней части
танконосца при помощи нижних бортовых стыковых замков. Поворот
понтонов вокруг бортовых шарниров производился с помощью
гидравлического привода. Раскрытие понтонов выполнялось за 2,7 мин,
а складывание — за 1,15 мин. Однако из-за необходимости выполнения
дополнительных операций время перевода танконосца из походного
положения в рабочее достигало 27 мин.
Для погрузки на К-71 танков и САУ на левом понтоне имелись
раскладывающиеся аппарели, а на правом — откидные колейные
фермы.
На первом опытном танконосце был установлен дизель GMC-4-71
максимальной мощностью 140 л. с. Перемещение на воде производилось
посредством двух трехлопастных гребных винтов диаметром 600 мм,
размещенных в тоннелях. Движение по суше осуществлялось с
максимальной скоростью 35 км/ч, на воде без груза — 11,3 км/ч, с
нагрузкой 36 т — 5,6 км/ч, тяговое усилие на швартовах составляло
1,25 т. Распределительная коробка обеспечивала одновременное
вращение гребных винтов в разные стороны, что позволяло К-71
разворачиваться практически на месте.
Дополнительно в корпусе К-71 были установлены две поперечные
трубчатые фермы, воспринимающие нагрузку от танка, и гидравлический
привод для раскрытия и складывания понтонов. В нижней части машина
оснащалась упомянутыми выше ответными частями бортовых замков для
фиксации левого и правого понтонов.
Гидравлический привод состоял из следующих основных
частей:
— четырех шестеренчатых насосов, смонтированных в блоке на
картере раздаточной коробки;
— четырех силовых цилиндров, расположенных по два под каждой
колеей проезжей части палубы машины;
— четырех штоков силовых цилиндров, соединенных с
шатунами;
— двух бортовых шатунов, соединенных шар-мирно с бортами
понтонов;
— двух шатунов аппарелей, шарнирно соединенных с рычагами
аппарелей;
— крана управления гидравлическим приводом;
— двух ручных гидравлических насосов, включенных в
трубопроводы гидравлического привода и предназначенных для
приведения понтонов в рабочее или походное положение вручную в
случае остановки двигателя или поломки шестеренчатых насосов;
— бака с заливной пробкой для масла гидропривода.
Левый понтон с габаритами 10 x 2,88 x 1,1 м был выполнен с
закрытой палубой, предохраняющей его от заливания водой, и
оборудован проезжей частью шириной 3,63 м и аппарелью в виде двух
трубчатых колей с вылетом от борта на 2,5 м.
Колея аппарели состояла из двух пространственных ферм,
соединенных между собой шарнирами. В сложенном состоянии аппарель
помещалась в вырезе понтона. Верхние фермы аппарели при помощи
зубчатой стяжки соединялись в любом положении аппарели.
Шатуны гидравлических цилиндров соединялись с рычагами ферм
аппарели: когда аппарель была жестко соединена с понтоном зубчатой
стяжкой, то вместе с ней поднимался и понтон. Если зубчатая стяжка
была открыта, то поднималась только одна аппарель, что обеспечивало
установку опорной плиты аппарели в зависимости от профиля
берега.
Правый понтон с габаритами 10,5 x 3,2 x 1,144 м не имел палубы
и оборудовался откидным фальшбортом.
Погрузка танка обеспечивалась в течение 1 мин. Осадка парома
по висящей гусенице с грузом 36 т. составляла 1,4 (1,26) м.
Максимальная высота надводного борта танконосца с загруженным
танком Т-54 равнялась 65 см, минимальная высота борта — 18 см.
Наибольшие углы входа в воду и выхода из воды с закрытыми понтонами
составляли, соответственно, 26 и 18°.
Для откачки воды, попадающей в понтоны, служили водозаборные
клапаны, соединенные с откачивающей системой доработанного
транспортера К-61.
С целью предотвращения выскальзывания танконосца К-71 из-под
гусениц въезжающей машины перед уложенной аппарелью выкладывалась
фашина — трос с закрепленными на нем поперечинами из уголкового
проката.
Упрощение въезда танка на палубу К-71 достигалось введением в
состав машины специальных вех для ориентирования механика-водителя.
Связь на танконосце поддерживалась радиостанцией 10 РТ (дальность
связи—до 25 км).
Первые полигонно-заводские испытания опытного самоходного
десантного танконосца К-71 состоялись в сентябре—ноябре 1949 г. на
реке Вуоксен-Вирта. При этом обнаружился ряд серьезных недостатков
машины, приведших к прекращению испытаний. Основными из них
явились:
— недостаточная длина аппарелей, вынуждавшая при загрузке
подводить борт танконосца слишком близко к берегу;
— недостаточная прочность корпусов понтонов, сминавшихся при
их опирании на дно реки;
— отсутствие палубы на одном из понтонов, приводившее к его
заливанию водой, Испытатели были вынуждены на месте установить
палубу из подручных материалов.
Кроме того, обеспечиваемая данной компоновкой грузоподъемность
парома 36—38 т. не позволяла переправлять тяжелые танки,
предусматривала заезд танка только с одной стороны парома и его
сход на берег «противника» задним ходом. Хотя принципиальная
возможность оборудования сквозного проезда не исключалась, она
приводила к значительному усложнению конструкции и требовала
дополнительных ручных операций, выполняемых расчетом. Но даже без
обеспечения сквозного проезда в открытом понтоне конструкторам
пришлось вводить на проезжей части (у внутренней стенки правого
понтона) специальные откидные фермы, которые служили опорой
передних катков переправляемого танка и усиливали шпангоуты
понтона. При этом время перевода танконосца из походного положения
в рабочее увеличилось.
Из-за существенно разной собственной массы левого и правого
(открытого) понтонов машина на воде шла глубоко просевшей в сторону
левого (аппарельного) понтона, а откачивающая система транспортера
К-61 не обеспечивала удаление воды в требуемых объемах.
В результате, несмотря на компактность компоновки и ряд
оригинальных технических решений, использованных в конструкции
первого опытного образца танконосца К-71, дальнейшие работы над ним
были прекращены.
Оригинал взят у
komodo74 в
Самоходный раскладной «танконосец» К-71
(СССР)