Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)

топ 100 блогов rumyano4ka16.11.2020


Первый опытный образец танконосца К-71 изготовили в начале 1949 г на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ в Москве. Танконосец К-71 состоял из трех основных частей: доработанного гусеничного плавающего транспортера К-61, левого и правого понтонов, шарнирно соединенных с ним по бортам. Полная масса машины составляла 12 т. В развернутом положении длина и ширина образуемого парома равнялись 10,5 м и 9,6 м соответственно, при этом обеспечивалась грузоподъемность 36 т. В походном положении левый понтон, имеющий палубу, ложился непосредственно на транспортер, а правый беспалубный понтон — накрывал левый. Данная компоновка обеспечивала весьма компактные габариты К-71: длина — 10,5 м, ширина — 3,25 м, высота — 3,1 м.
Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)
Понтоны переводились в рабочее положение поворотом вокруг бортовых шарниров на 180°, после чего фиксировались в средней части танконосца при помощи нижних бортовых стыковых замков. Поворот понтонов вокруг бортовых шарниров производился с помощью гидравлического привода. Раскрытие понтонов выполнялось за 2,7 мин, а складывание — за 1,15 мин. Однако из-за необходимости выполнения дополнительных операций время перевода танконосца из походного положения в рабочее достигало 27 мин.
Для погрузки на К-71 танков и САУ на левом понтоне имелись раскладывающиеся аппарели, а на правом — откидные колейные фермы.
На первом опытном танконосце был установлен дизель GMC-4-71 максимальной мощностью 140 л. с. Перемещение на воде производилось посредством двух трехлопастных гребных винтов диаметром 600 мм, размещенных в тоннелях. Движение по суше осуществлялось с максимальной скоростью 35 км/ч, на воде без груза — 11,3 км/ч, с нагрузкой 36 т — 5,6 км/ч, тяговое усилие на швартовах составляло 1,25 т. Распределительная коробка обеспечивала одновременное вращение гребных винтов в разные стороны, что позволяло К-71 разворачиваться практически на месте.
Дополнительно в корпусе К-71 были установлены две поперечные трубчатые фермы, воспринимающие нагрузку от танка, и гидравлический привод для раскрытия и складывания понтонов. В нижней части машина оснащалась упомянутыми выше ответными частями бортовых замков для фиксации левого и правого понтонов.
Гидравлический привод состоял из следующих основных частей:
— четырех шестеренчатых насосов, смонтированных в блоке на картере раздаточной коробки;
— четырех силовых цилиндров, расположенных по два под каждой колеей проезжей части палубы машины;
— четырех штоков силовых цилиндров, соединенных с шатунами;
— двух бортовых шатунов, соединенных шар-мирно с бортами понтонов;
— двух шатунов аппарелей, шарнирно соединенных с рычагами аппарелей;
— крана управления гидравлическим приводом;
— двух ручных гидравлических насосов, включенных в трубопроводы гидравлического привода и предназначенных для приведения понтонов в рабочее или походное положение вручную в случае остановки двигателя или поломки шестеренчатых насосов;
— бака с заливной пробкой для масла гидропривода.
Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)
Левый понтон с габаритами 10 x 2,88 x 1,1 м был выполнен с закрытой палубой, предохраняющей его от заливания водой, и оборудован проезжей частью шириной 3,63 м и аппарелью в виде двух трубчатых колей с вылетом от борта на 2,5 м.
Колея аппарели состояла из двух пространственных ферм, соединенных между собой шарнирами. В сложенном состоянии аппарель помещалась в вырезе понтона. Верхние фермы аппарели при помощи зубчатой стяжки соединялись в любом положении аппарели.
Шатуны гидравлических цилиндров соединялись с рычагами ферм аппарели: когда аппарель была жестко соединена с понтоном зубчатой стяжкой, то вместе с ней поднимался и понтон. Если зубчатая стяжка была открыта, то поднималась только одна аппарель, что обеспечивало установку опорной плиты аппарели в зависимости от профиля берега.
Правый понтон с габаритами 10,5 x 3,2 x 1,144 м не имел палубы и оборудовался откидным фальшбортом.
Погрузка танка обеспечивалась в течение 1 мин. Осадка парома по висящей гусенице с грузом 36 т. составляла 1,4 (1,26) м. Максимальная высота надводного борта танконосца с загруженным танком Т-54 равнялась 65 см, минимальная высота борта — 18 см. Наибольшие углы входа в воду и выхода из воды с закрытыми понтонами составляли, соответственно, 26 и 18°.
Для откачки воды, попадающей в понтоны, служили водозаборные клапаны, соединенные с откачивающей системой доработанного транспортера К-61.
С целью предотвращения выскальзывания танконосца К-71 из-под гусениц въезжающей машины перед уложенной аппарелью выкладывалась фашина — трос с закрепленными на нем поперечинами из уголкового проката.
Упрощение въезда танка на палубу К-71 достигалось введением в состав машины специальных вех для ориентирования механика-водителя. Связь на танконосце поддерживалась радиостанцией 10 РТ (дальность связи—до 25 км).
Первые полигонно-заводские испытания опытного самоходного десантного танконосца К-71 состоялись в сентябре—ноябре 1949 г. на реке Вуоксен-Вирта. При этом обнаружился ряд серьезных недостатков машины, приведших к прекращению испытаний. Основными из них явились:
— недостаточная длина аппарелей, вынуждавшая при загрузке подводить борт танконосца слишком близко к берегу;
— недостаточная прочность корпусов понтонов, сминавшихся при их опирании на дно реки;
— отсутствие палубы на одном из понтонов, приводившее к его заливанию водой, Испытатели были вынуждены на месте установить палубу из подручных материалов.
Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)
Кроме того, обеспечиваемая данной компоновкой грузоподъемность парома 36—38 т. не позволяла переправлять тяжелые танки, предусматривала заезд танка только с одной стороны парома и его сход на берег «противника» задним ходом. Хотя принципиальная возможность оборудования сквозного проезда не исключалась, она приводила к значительному усложнению конструкции и требовала дополнительных ручных операций, выполняемых расчетом. Но даже без обеспечения сквозного проезда в открытом понтоне конструкторам пришлось вводить на проезжей части (у внутренней стенки правого понтона) специальные откидные фермы, которые служили опорой передних катков переправляемого танка и усиливали шпангоуты понтона. При этом время перевода танконосца из походного положения в рабочее увеличилось.
Из-за существенно разной собственной массы левого и правого (открытого) понтонов машина на воде шла глубоко просевшей в сторону левого (аппарельного) понтона, а откачивающая система транспортера К-61 не обеспечивала удаление воды в требуемых объемах.
В результате, несмотря на компактность компоновки и ряд оригинальных технических решений, использованных в конструкции первого опытного образца танконосца К-71, дальнейшие работы над ним были прекращены.


Оригинал взят у Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР) komodo74 в Самоходный раскладной «танконосец» К-71 (СССР)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В последнее время всё чаще в городской прессе поднимается тема сноса/сохранения военного городка №17. Например, вот: В НОВОСИБИРСКЕ ОБСУДИЛИ СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОГО ГОРОДКА №17 И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Обнаружив, что это совсем недалеко от нашего офиса, решил прогуляться в обеденный ...
Этот ролик слишком хорош, чтобы быть правдой и все-таки это факт. Пранкеры позвонили депутату законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталию Милонову. Да, тому самому, который занимается сомнительным популизмом в городе-на-Неве. ...
Elvira Amrhein via Диаскоп ...
Премьер-министр России Владимир Путин принял участие в тушении лесных пожаров в Рязанской области с борта противопожарного самолета-амфибии Бе-200. Глава правительства РФ занял место второго пилота и управлял как забором воды в реки Ока, так и ее ...
Развлекалочка.Вот высокоразвитая внеземная цивилизация добывает на Земле ...