Самое древнее
zona_riska — 21.11.2023Поездка в Абидос была одна из самых волнующих...
Абидос — центр религиозного паломничества Египта, место, где, по преданию, была найдена голова Озириса, расчлененного Сетом, и произошло возрождение Озириса. Якобы, поддерживая этот миф, в Абидосе в древние времена ежегодно устраивались театральные действия Ро-Сетау, называемые “мистериями Осириса”, когда, одетые в костюмы богов жрецы, воспроизводили перед восхищенными зрителями его борьбу с врагами и Сетом, затем сцена завершалась оплакиванием смерти бога и шумным ликованием встречалось его торжественное “воскресение”.
Согласно преданиям, Осирис учил людей садоводству, земледелию и виноделию, абсолютно всему, что нужно для жизни на этой земле, и все поклонялись ему. Но его брат, Сет, позавидовав, убил Озириса и расчленил его тело (в разных версиях от 14 до 42 частей) и разбросал по всему Египту, и супруга и сестра Озириса, Исида, собрала все части, кроме одной, и воскресила супруга в Абидосе с помощью Анубиса.
Усопших тут хоронили еще до возникновения известной нам "фараоновской" цивилизации. Якобы, в 1991 году рядом с этим сооружением археологи нашли похороненными в пустыне 12 судов - практически целый флот. Их возраст определяют в 5000 лет, то есть они на 500 лет старше лодки, которую нашли рядом с Большой пирамидой в Гизе.
«Воскресение» Озириса:
Как бы то там ни было, в Абидосе много храмов, останков храмов, кенотафов и захоронений. Самый известный и хорошо сохранившися — храм Сети I:
Точность, строгость, прямоугольность, порядок и гармония храма - стремление воплотить идею устройства Идею устройства нашего мира, основанную на Законе, Истине, Порядке, которые существуют вне времени и пространства.
Специальные отверстия для освещения, через которые акатные лучи солнца попадают в храм:
«Святилище в Абидосе было символическим местом встречи главных египетских богов — предвечного творца Амона, солнечного Ра-Хорахте и бога сил земли Птаха, прибывших с паломничеством к Осирису, его супруге Исиде и их сыну — сокологоловому богу неба Хору. Им посвящены шесть святилищ храма. Седьмое было предназначено для заупокойного культа самого Сети I. Из святилища, где отправлялся культ Осириса, есть тайный проход в самые глубинные части здания. Здесь происходил главный ритуал храма, во время которого вызывались духи предков, — мы знаем об этом благодаря папирусу, хранящемуся в Британском музее. Ритуал был призван посредством магических действий вновь открыть «врата неба», чтобы духи праведных предков явились во тьме храма и, получив обильные жертвы, даровали своим живым потомкам благополучие. Сети в этом ритуале играл очень важную роль посредника между миром живых и миром мертвых, «истинного сына богов».
В осенний месяц Хойяк (приблизительно наши ноябрь — декабрь) в храме проходили мистерии Осириса. Храм ориентирован так, что солнце в этот период движется по его центральной оси, и на закате лучи, проникая сквозь специальные световые люки, пронизывают все огромное помещение. Этот удивительный эффект можно наблюдать и сегодня.»
В. Солкин «Фараон – победитель хаоса»
«Ложные двери» в святилище Хора ( имитация двери для сообщения с миром мертвых) :
Похоже, это из первого гипостильного зала — кто это обнимает Рамзеса II? Не сказать, что Нефертари — явно больше размерами фигура.
Рамсес перед Осирисом, Исидой и Хором, подосит им статуэтку кого-то (не помню, кого). Это — внешний гипостильный зал, вероятно, который уже строил Рамзес II, сын Сети I.
Стена знаменитейшей «Галереи царей в Абидосе», где перечислены все правители Египта (так называемая "Галерея списков"):
Список насчитывает 76 картушей древнеегипетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. В список не включены имена фараонов I и II переходных периодов, а также пяти царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатона, Сменхкара, Тутанхамона и Эйе (Хатшепсут была исключена вследствие предполагаемых гонений Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к амарнскому периоду и были прокляты как еретики). Википедия
В конце зимы-начале весны додинастические египтяне проводили праздник «Водружения столба «джеда», посвященного Осирису, что символизировало воскрешение Осириса. Осирис ассоциировался с созвездием Ориона, священного у египтян. Когда созвездие Орион «заваливается на бок» и исчезает за западным горизонтом, на востоке в этот час восходит созвездие Скорпиона, олицетворяющее Сета, убийцу Осириса. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался Джед, как говорят египтологи, символ отождествления мертвого с Осирисом. Водружение «джеда» — празднование победы Осириса, вечного над временным, Света нод Тьмой, весны над зимой:
Очень значимый момент культа Осириса....
Бэс-Аха (воин) – защитник от нечисти, змей, скорпионов, бог войны, кровопролития, разрушающих сил природы, покровитель детей и молодежи...вееселый бог:
На «задах» Храма Сети I расположена одна из самых загадочных построек Древнего Египта - Осирийон.
Что в нем удивительное — это мегалитическая кладка, отличная почти от всего остального в Египте...В нем никогда не пропадает вода, ни в какой сезон, хотя до Нила тут несколько километров, а подземных грунтовых вод обнаружено. На стенах — изображения, характерные для периода Сети I, что затрудняет датировку. Но, похоже, Сети I только привнес свой вклад...
Главная подземная камера Осириона представляет собой как бы остров, окруженный водой. Вода есть там даже сейчас, причем в любую погоду и в любое время года. Ее хорошо видно на фотографиях. В условиях жаркого, сухого, лишенного осадков климата Сахары она довольно быстро испаряется. Таким образом для того, чтобы остров оставался островом, должен быть источник этой воды. Тут есть две гипотезы – скрытые водоносные горизонты в пустыне (геологи пока не смогли их найти) или подземный канал из Нила (10 км, не найден, но каким-то образом функционирует до сих пор). https://bfish.livejournal.com/268241.html
Только сейчас это все открыто, раньше, разумеется, были перекрытия и холм сверху.
Это сейчас , спустя несколько лет, я рассматриваю эти фото и пытаюсь понять, что они означают, что на них изображено. А тогда, конечно, было сплошное огромное ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Древности, грандиозности, загадочности...Трудно унять эмоции, когда над тобой довлеет тысячелетняя история.
Дорога в Абидос — дальняя, разбитая, через какие-то мутные поселения, в которых люди сбегаются посмотреть на автобус с туристами, а многочисленные дети в деревнях целыми стадами требуют их сфотографировать. Как будто никакой цивилизации тут нет, а кажется даже, что вот-вот герои египетских фресок выйдут из-за угла и попросят сфотографировать их тоже. Но — нет. Только перед храмом кучка торговцев по привычке пытается всучить макеты систров Исиды, ну, на худой конец, арафатки. Или в торжественой глубине святилища, предположим, Сети I, бедуин в белом расскажет что-то, тебе уже знакомое, и потребует n долларов за эту информацию....
И мы уезжаем, потрясенные, впечатленные, в свои отели...Переваривать впечатления и рассматривать фото...
Все чужое — и то, что там сейчас,и то, что там было. И только, когда все уляжется, когда все фото рассмотрены и обдуманы, начинает проявляться то, что мы можем оттуда извлечь — смысл церемоний и обычаев, полезность или ошибочность. Понимание. Глубокий символизм. Связь с современностью.
А вы видите в древности связь с современностью?