Самый северный день.

Меня зовут Лена, я обитаю в городе Чехов Московской области. Все мои публикации в этом сообществе связаны с путешествиями по России и эта не будет исключением.
Сегодня, вы отправитесь вместе со мной на Самый Север, при чем, это не фигура речи, а самая что ни на есть правда.
Итак, я и еще 19 человек 7 дней назад поехали в экспедицию по Кольскому полуострову. К этому моменту мы уже преодолели более 2000 км: искупались в водах Онежского озера, Белого и Баренцева морей, восхитились красотами Карелии, сплавали на Соловки, пересекли Полярный круг, став полярниками, посетили ледокол «Ленин», форсировали полуостров Средний, не забыв про множество его интересностей. А сегодня (5 июля 2014 года) мы должны оказаться на полуострове Рыбачий, достигнуть Самого Севера — точки, которая ставилась «во главу угла» в?
?его путешествия и помочить ноги в водах Северного Ледовитого океана.

1. Подъем, как и во всей этой поездке поздний – в районе 12. Уже неделю мы живем в полярном дне, все время светло – солнце не заходит, а значит, время суток не имеет значения.
Наш лагерь.

2. Выползаем из палаток и сразу беремся за сборы. В промежутках между упихиванием барахла по машинам пьем кофе и едим по паре бутеров.

3. Уже перед самым отъездом Ваня притаскивает с берега связку норвежских поплавков, которые немедленно разбираются на сувениры. Почему норвежских? Потому, что на каждом из них об этом написано.

4. А еще на этой стоянке нам открылся истинный смысл песни «Прощайте, скалистые горы». Автор слов Букин Николай Иванович был призван в армию и попал на Северный флот на полуостров Рыбачий. Там встретил начало Великой Отечественной войны, там же и её окончание, в частях морской пехоты — был рядовым артиллеристом, затем политработником и журналистом. В июле 1941 года состоялось одно из самых страшных сражений на Рыбачьем, после которого из 15 тысяч бойцов в живых осталось всего 22, среди них Н. Букин.
Так вот в тексте есть строчка: «Расстаял в далеком тумане Рыбачий…» Мы пол поездки гадали, как это полуостров может таять, а вот на побережье Среднего поняли! Со Среднего виден берег Рыбачьего и он действительно, как будто растворяется в дымке, стихотворение было написано здесь, а может на палубе отплывающего корабля, но не на самом Рыбачьем, куда мы сейчас направляемся.

5. 14.45 - трогаемся в путь

6. Замечаем на одной из гор карту России. Да, на дворе июль, а это снег.

7.

8. 15.15 Покидаем полуостров Средний и оказываемся на Рыбачьем.

9. Рыбачий встречает нас лужами.

10. Двигаемся вдоль побережья Баренцева моря.

11. Все дороги тут примерно такого качества, по этому, мы путешествуем на соответствующих машинах, в нашем автопарке 3 УАЗ-Хантера, 1 Патриот и 2 Гелика.

12. Доезжаем до пляжа, здесь по карте дорога прерывается морем, на самом деле, проехать можно совершенно спокойно, но традиционно… веселые джиперы тут катаются по воде, поднимая уйму соленых брызг и распугивая рыбаков.

13.

14.

15. Мы тоже посыпаем голову пеплом, но не отстаем, прекрасно понимая, что соленая вода для машин очччень нехорошо.
Из салона УАЗки это выглядит как-то так:
16. Ну и платимся за это сошедшими с ума поворотниками, габаритами, «мозги» машин с перепугу чудят, но вцелом все заканчивается благополучно. Дорога с лужами тем временем продолжается.

17.

18. Один из Хантеров украшен шариками, а все потому, что у Танюши сегодня день рождения! Таня – наш главный фотограф, большая часть фоток, размещенная здесь – ее заслуга, а за рулем с суровым видом ее супруг.

19. Почти перед каждой большой лужей мы выходим и смотрим на нее, чуть реже сопровождая просмотр тыканием палкой. Я честно говоря психую, потому, что считаю, что лужи надо промерять нормально — ныряя в них в болотниках, но Андрей, ведущий колонну на участках бездора, смелый, точнее по его словам «Жену боится больше, чем брода» и прыгает так. Ну ему тонуть первым.

20.
21. «По хорошему» мы измеряем единственную лужу, в которой Андрей утонул в предыдущем путешествии по Рыбачьему. В этот раз все заканчивается хорошо.

22. Если отвлечься от борьбы с дорогой и оглянуться вокруг, то становится ясно, на сколько здесь красиво и, по меркам жителей средней полосы, необычно.

23.

24. Пейзаж за окном, тем временем, все больше напоминает планету Плюк из знаменитой «Кин-дза-дзы» — нереальное количество ржавого металла хаотично разбросанного повсюду.

25. 17.15 Впереди показывается населенный пункт Вайда-Губа.
В марте 1918 между Финляндией и Российской Федерацией был подписан договор, по которому граница делила поселок на две части. Но в силу неразберихи первых послереволюционных лет маркировка новой границы была произведена только в 1921. В итоге советская сторона лишилась фактически всей Вайда-Губы, от нее граница выходила на гору Пограничную, возле озера Саукко поворачивала на юго-запад и, пересекая полуостров Средний, делила на две части перешеек между полуостровами и материком. Но люди, живущие на полуостровах, как и раньше, свободно переме
щались в любом направлении.
С 1940-го населенный пункт вновь стал советским. С началом Великой Отечественной войны из Вайда-Губы срочно эвакуируется гражданское население и в ней остаются отдельный пулеметный батальон, погранзастава Озерковского погранотряда, саперная рота и три работника гидрометеостанции. Война ежедневно заявляет о себе налетами авиации, появлением подводных лодок и катеров. Но фронтальных боев в Вайда-Губе и поблизости не велось.
Сейчас здесь большая часть строений заброшена, хотя имеется постоянное население, с виду живой телефон-автомат на каком-то свежевыкрашенном домике, позиции ОРТБ, метеостанция и действующий маяк, к которому мы держим путь.

26. Старый маяк.

27. Подъезд к маяку должен осуществляться через местечко с простым и распространенным здесь названием «Поселок», тут обитает начальник маяка. Но путь нам преградил шлагбаум, а бегающие вокруг собаки прозрачно намекали, что лучше нам отсюда куда-нибудь убраться.

28. Но мы, блин, пилили несколько тысяч километров, не для того что бы поцеловать забор! Делаем объезд через колдобины и продолжаем рваться к цели с четким осознанием своей правоты, но некоторым дискомфортом от того, что в любой момент нам скажут «ай-яй-яй».

29. И вот мы у цели! Маяк Вайдагубский — самый северный маяк в России, действующий, недавно модернизированный по последнему слову техники.

30.

31. Машины от маяка мы убираем, наши железные кони молодцы! Без серьезных поломок довезли нас до Самого Севера!

32.

33.

34. Пока машины отдыхают, мы идем к этому самому Самому Северу — мысу Немецкий.

35. Мыс Немецкий — самая северная континентальная точка Европейской части России, дальше только океан, каких-то две с половиной тысячи км до Северного полюса :).

36.

37.

38. Мыс Немецкий отличается причудливыми островершинными черными утесами. Такие столбообразные скалы поморы называли кекурами.

39. Идти по этим кекурам с детьми оказалось не так-то просто, тем более, что солнышко было весьма обманчиво — дул очень сильный холодный ветер. Но мы сделали это!
17.50 - мыс Немецкий — Самый Север!

40. Шампанское по этому поводу! На средней фотке я, рядом мои дочки Яна (самая младшая участница путешествия, ей 3 года) и Ксюша, а на правой фотке именинница – Таня. Отметить день рождение в таком месте! А вам слабо?

41. Да, а что это у нас за спиной? Обычно говорят красиво — это Северный Ледовитый океан! Не совсем так, это Баренцево море. НО Баренцево море является окраинным т.е. прилегает к материку и слабо отделёно островами от океана, следовательно, воды между океаном и морем свободно перебулькиваются туда-сюда. А значит, мы можем с уверенностью сказать, что находимся на берегу у вод Северного Ледовитого океана!

42. На самом деле никакой эпической радости я не испытываю, скорее удовлетворение от содеянного: ну да, Самый Север, ну да, океан :).

Возвращаемся к машинам, опять штурмуем колдобины возле шлагбаума и берем курс на Скорбеевскую бухту.
Дорогу я могу охарактеризовать так: лужи и братские могилы сменяли друг друга. От переполнявших нас эмоций и из-за обмерзших частей тела этот фрагмент дороги представлен на фото весьма скудно.
43. В шестидесятые годы воины местного гарнизона поставили на кладбище памятный знак в виде звезды в память о воинах, погибших в районе Вайда-Губы. С тех пор местность вокруг так и называется: «у звездочки». Кроме того, еще одна памятная табличка гласит, что «16 мая 1918 года в губе Вайда немецкая подводная лодка расстреляла пассажирский пароход «Федор Чижов», на котором находилось 44 пассажира, 24 члена экипажа и 15 человек с ранее потопленного мотобота «Михаил».

44. Еще один мемориал: «Вечная память летчикам экипажа бомбардировщика А-20 «Бостон» 9-го гв. МТАП погибшим в боях за Родину 20.07.1943.»

После прохождения одного из бродов, в рацию звучит вкрадчивый голос Дена (водителя одного из Геликов): «Лена, а сколько нам осталось до точки? У меня не заряжается аккумулятор…» Так начались наши приключения с болячками машин, но об этом мы будем думать завтра, а сегодня до точки все добрались своим ходом.
45. Становимся на первую за это путешествие дневку. Местом для этого была выбрана река Скорбеевка. Знаменита она тем, что прорезая небольшой скалистый хребет образованный каменными плитами, поднятыми тектоническими подвижками, из нее получается самый северный водопад.

46. Река Скорбеевка.

47. Время около 9 вечера. Лагерь поставлен.

48. Сегодня прохладно, промозгло и очень ветрено. Машинами пытаемся загородиться от порывов, но получается неважно.

49. Основательно запасаемся дровами, топить здесь приходится топляком, которого на берегу в избытке. Горит он отлично.

50.

51. Лена – наш шеф повар дает мастер-класс.

52. Артем ставит свой специально купленный для плохой погоды шатер, в нем оборудуется кухня. Всвязи с Таниной днюхой, все барышни сегодня в поте лица готовят праздничный стол.

53. Несмотря на то, что мы третьи сутки в отрыве от населенки и магазинов соответственно, какой День Рождения без торта?

54.

55. Тем временем в лагере непрекращающаяся движуха.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62. А потом был шикарный ужин, вечер незаметно перешел в ночь, а затем и в утро.

63. Было много поздравлений, разговоров, песен под гитару.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70. А уж сколько было выпито… Ну так и поводов хоть отбавляй!
Наверное, хорошо, что продолжение банкета ни кто не запечатлел на фотик, пусть это останется маленькой тайной нашей большой компании :).

Спать мы расползлись часам к шести. А утром случилось что-то невероятное — мы проснулись в раю! Ветреная хмарь и +10 сменились на штиль с ярким теплым солнцем и +30, но это уже другая история длинной в 10 дней нашего возвращения домой.
|
</> |