Самые необычные советские автобусы

топ 100 блогов nikivgr28.10.2023

Начать с машины, водитель которой сидел... на втором этаже. Конечно, двухэтажные автобусы известны давным-давно. К слову, такую конструкцию отработали еще на омнибусах на конной тяге. Но умельцы из отечественного НАМИ создали в 1972-м НАМИ-0159, где для шофера на втором этаже построили небольшую остекленную кабину. Машина имела три оси и бензиновый мотор V8. В серию удивительный агрегат не планировали —отрабатывали самые смелые идеи, но вместимость такого автобуса, по сравнению со стандартными, выросла почти на 30%. А ведь это и есть главная задача создателей автобусов.

Самые необычные советские автобусы

Двухэтажные машины у нас так и не прижились. Для советских дорог и предельной загруженности (те, кто постарше, хорошо помнят вечную давку в городских машинах) они оказались малопригодны. В 1960-е в Москве в качестве эксперимента пустили пару машин из ГДР, но на этом все и закончилось. Однако еще в 1938-1939 гг. сделали десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3. Машины скопировали с британских English Electric и оснастили 75-киловаттными двигателями. И водителям, как оказалось, было очень тяжело с ними управляться. Последний ЯТБ-3 работал в Москве до 1948-го, но с тех пор подобных машин в СССР не строили.

Самые необычные советские автобусы

Если пассажирский вагон нельзя наращивать в высоту, то логично его удлинить. Еще до войны в Ленинграде начали делать машины АТУЛ на растянутом шасси ЗИС-8. Их наращивали на два с лишним метра и оснащали серийными шестицилиндровыми моторами мощностью 73 л.с. Чтобы компенсировать повышенную нагрузку, ставили вторую заднюю неведущую ось.

Ну а рекордсменом предвоенных лет стал ЯА-2, справедливо прозванный «гигантом». Машину длиной 11,5 м построили в единственном экземпляре на трехосном ярославском шасси, опять же в Ленинграде. Автобус вмещал 80 пассажиров, из них 52 могли сидеть. Пригодного отечественного двигателя не было, и на ЯА-2 поставили 103-сильный Hercules. А тормоза-то действовали лишь на заднюю пару осей, причем были механическими!

Самые необычные советские автобусы
Самые необычные советские автобусы

Такую штуку было не только сложно и дорого изготовить — для езды по советским городам она была, конечно, малопригодна. Более простым и дешевым решением казались пассажирские прицепы. Они хоть как-то решали проблему недостатка не только машин, но и водителей. С такими конструкциями экспериментировали с середины 1930-х до 1960-х гг. Главной проблемой автопоездов стало обеспечение нормальной управляемости, да и маневренность, опять же, оставляла желать лучшего. На ЛАЗе даже построили прототип, представляющий собой два соединенных автобуса с синхронизированными органами управления.

Самые необычные советские автобусы
Самые необычные советские автобусы
Самые необычные советские автобусы
Самые необычные советские автобусы

Еще одним средством увеличения вместимости стали полуприцепы, работающие с обычными седельными тягачами. Они, кстати, некоторое время использовались в аэропортах.

Самые необычные советские автобусы

Ну а первая советская серийная «гармошка» появилась в 1959-м в виде троллейбуса ТС-1 длиной почти 18 м. В нее влезало аж 220 человек, при этом сидячих мест было всего 45. Через три года в Ликино построили прототип ЛиАЗ-5Э676 длиной 15,4 м. Но до серийного производства отечественных «гармошек» оставалось еще три десятка лет. Кстати, первенцем, по сути, стала машина почти забытой теперь ликинской марки «Альтерна».

Самые необычные советские автобусы
Самые необычные советские автобусы

Другой тягой

Электромобили и гибриды изобрели вовсе не в ХХI веке и даже не в двадцатом. Инженер Ипполит Романов построил электрический омнибус еще в 1899 году. Вполне экологичная машина имела два электромотора Siemens — по одному на каждое заднее колесо. Были даже планы открыть в столице империи регулярное движение электробусов.

Самые необычные советские автобусы

Еще один электробус российской марки «Дукс» служил в столичной гостинице «Бристоль». Писали, что запас хода составлял 60 км. После близкого общения с современными электромобилями верится с трудом.

Потом об электричестве надолго забыли. А в 1930-х увлеклись газогенераторными установками. Двигатели таких машин работали на угле или древесных брикетах. Подобные грузовики выпускали серийно, экспериментировали и с автобусами: существовали прототипы с отдельной газогенераторной установкой, стоящей на прицепе или просто притороченной к задней стенке пассажирской машины.

Самые необычные советские автобусы

К электричеству (правда, в несколько иной форме) вернулись в 1946-м. У серийного ЗИС-154 — послевоенной новинки — был дизельный двигатель ЯАЗ-204 с электротрансмиссией. Выпускали столь сложные машины недолго: всего было изготовлено 1165 экземпляров. Подобная конструкция была и у опытного четырехосного ЛАЗ-360Э 1970 года постройки.

А в 1958-м на московском троллейбусном заводе на основе кузова троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС соорудили электробус, который работал в аэропорту Внуково.

Идеи альтернативных двигателей постоянно будоражили умы конструкторов. В 1950-х всерьез работали над автомобильными газовыми турбинами (кстати, в них верили не только в СССР). Десятиместный (все остальное пространство занимала аппаратура) автобус на основе ЗИЛ-127 с газовой турбиной Турбо-НАМИ-053 создали в 1959-м. Это чудо мощностью 360 л.с. способно было развить 160 км/ч!

Самые необычные советские автобусы

На культурном фронте

Помимо прозаичной работы на городских улицах и провинциальных ухабах, автобусы выполняли и иные задания, как говорили в былые времена, «на культурном фронте».

Самые необычные советские автобусы

Автобус-кабриолет? Да-да! Такие машины выпускали вплоть до конца 1960-х. Сначала их собирали главным образом на шасси ЗИС-5. После войны типовую конструкцию ГЗА-654 разработал на базе знаменитого ГЗА-651 завод ГАЗ. Но строили такие автобусы, в основном, специализированные предприятия на юге, где надо было возить курортников.

Самые необычные советские автобусы

Неким отголоском автобусных кабриолетов стал прототип открытой «Газели», который показывали на выставках в конце 1990-х. Но представить себе автобус-кабриолет в нынешней жизни трудно.

Самые необычные советские автобусы

Вторая армия культурного фронта занималась менее романтичной, но совершенно удивительной по нынешним меркам деятельностью. Трудно представить теперь, что в далекую деревню приезжает кинопередвижка (в переводе на современный язык — киноустановка, показывающая фильмы через отверстие в стене сельского клуба, а то и просто на улице), клуб, библиотека, магазин и даже парикмахерская. А в 1950-1960-х гг. автобусы для этих целей на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53 выпускали заводы по всей стране. Большинство этих предприятий подчинялось не Минавтопрому, а иным ведомствам, отвечающим за культурный досуг и бытовое обслуживание.

Самые необычные советские автобусы

Самые экзотические автобусы под маркой «Кубань» делал довольно большой завод в Краснодаре. Среди его продукции были даже передвижной краеведческий и голографический музеи. В эстонском Тарту, знаменитом своим университетом, тоже выпускали самые разные машины, в том числе пассажирский автобус со съемными сиденьями, вместо которых можно было установить стеллажи и вешалки для перевозки одежды.

Самые необычные советские автобусы

Вахтовым методом

Наконец, в стране, где понятие «дорога» всегда было условным, не могли не родиться полноприводные автобусы. В первую очередь они понадобились, конечно, военным. А распространились после освоения Горьковским заводом грузовика ГАЗ-63. Именно на этом шасси, а потом на базе ГАЗ-66, и делали полноприводные модификации мелкие заводы Министерства обороны, а также Курганский автобусный.

Самые необычные советские автобусы

Самые цивилизованные машины выпускал Павловский автобусный завод. В 1972-м наладили серийное производство ПАЗ-3201 со 115-сильным двигателем V8 объемом 4,25 л на базе известного ПАЗ-672. Полноприводный ПАЗ-3206 следующего поколения и сегодня числится в гамме предприятия.

В ряду более экзотических машин были страшненькие армейские автобусы 38АС и АПП-66, а также автобус на трехосном шасси ЗИЛ-157, сделанный некогда Тосненским автобусным заводом, предположительно, в единственном экземпляре.

Самые необычные советские автобусы

Ну а самые простые автобусы — так называемые вахтовки, представляющие собой пассажирские модули на шасси грузовика: от компактного УАЗа до огромных Урала и КамАЗа. Шасси далеко не всегда выбирали полноприводные, модули, как правило, имели отопление, существовали даже северные (утепленные) и южные версии.

Самые необычные советские автобусы

Будки на основе грузовиков годами, как могли, компенсировали нехватку автобусов. Но нынче вахтовки на обычных неполноприводных шасси практически изжили себя, а вот полноприводные полуавтобусы по сей день не потеряли актуальности. Они нужны нефтяникам, газовикам, да и вообще кое-где полноприводный автобус по-прежнему едва ли не единственное средство сообщения...

https://dzen.ru/a/ZSTobX0_UlFaixyX?referrer_clid=1400&

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Апокрифы и отреченные книги Лавров П.А. Апокрифические тексты. СПб., 1899. 4,9 Мб. Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. Т.1. 1863. 27,4 Мб. Т.II. М., 1863. 14,6 Мб. Ф.Керенский. Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса // Журнал ...
С разрешения модераторов продолжаем закупку на сайте mothercare.com.Новую коллекцию на ...
сегодня женщины   живут в мире мужчин. в мире в котором им жить неинтересно, в мире где они не понимают своих целей, в мире где ничего не приносит им радости. в случае с мужчинами для них деятельность имеет цель, а женщины как им быть? ...
Фотография из Крыма, август 2010. Автор фото danton_sanders   Обработка моя. Пожалуй, моя самая любимая фотография из той серии. Но на сайт нового проекта она не пойдет. Поэтому показываю сейчас. ...
С приходом летнего тепла оживает не только уличная торговля, но и владельцы кафе стараются обслуживать посетителей на свежем воздухе. Для этого из душных помещений выносятся столы и стулья, а официанты предлагают больше легких закусок и напитков. В погожий денек с клиентами не будет ...