Самые необычные и редкие «Жигули»: пикапы, кабриолеты и «полседьмого»

Нынче автомобили ВАЗ классической компоновки не только уже коллекционируют и реставрируют, но и переделывают. Но все или почти все, что придумывают современные любители тюнинга, уже сделал завод. Причем много лет назад.
САМ ИЗ РАБОЧИХ
Первый неизвестные широкой публике «Жигули» появились уже в 1971 году. Это были пикапы, которые никогда в продажу не поступали, да и были на это рассчитаны.
Как и на других автомобильных заводах, на ВАЗ грузовики, в основном из отбракованных кузовов, производили исключительно для внутризаводских нужд. В Тольятти у них было свое обозначение — АК-1 и строили их в экспериментальном цехе сотнями в год.

Поначалу пикапы делали из ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-21011. Позднее в грузовики переделывали и иные модели. Даже престижные «шестерки», а потом и «семерки». В 1980‑х основной машиной — «донором» выбрали ВАЗ-2105. Пикапы использовали и для перевозки мелких грузов, в пожарной охране и в других заводских службах. А еще их любили использовать на праздничных демонстрациях, поскольку на грузовиках удобно было возить плакаты и всякую парадную атрибутику.

Практически неизвестные в советские времена за пределами Тольятти в новые времена утилитарные неказистые машины вышли на общероссийский рынок. Произошло это благодаря стараниям фирмы ВАЗИнтерсервис (ВИС), которая в 1993‑м взялась на выпуск ВИС-2104‑33. Грузовики из «четверок» делали по тому же принципу, что и внутризаводские машины: заваренные задние двери, только теперь еще и запаянные оловом, установленное в задней стенке двухместной кабины стекло. Из двери багажника серийного ВАЗ-2104 делали задний откидной борт. Товарные пикапы выглядели, естественно аккуратней внутризаводских. Кроме того, для них предлагали тент.
Уже в 1993‑м фирма ВИС сделала больше двухсот товарных пикапов паспортной грузоподъемностью 350 кг. А с 1996 года в производство пошли уже полурамные грузовики ВИС-2345, далекими предками которых были первые пикапы — «копейки».

ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
Используя опыт постройки внутризаводских пикапов АК-1, осенью 1981 года сделали единственный экземпляр так называемого ВАЗ-2106 «Турист». Но речь в данном случае вовсе не об утилитарном грузовике, а о двухместной машине для романтических путешествий.
Идея внезапно пришла в голову техническому директору завода М. Н. Фаршатову. А навеял эту идею, видимо, популярный тогда у автотуристов прицеп «Скиф», трансформирующийся в просторную палатку. В двухместных «Жигулях, внешне похожих одновременно и на купе, и на пикап, палатка должна была находиться в закрывающемся кузове.
«Турист» делали из пикапа на базе ВАЗ-2106 без чертежей, как говорят: «по месту». Автомобили планировали выпускать малыми сериями без серьезных капиталовложений, поэтому Фаршатов категорически запретил вмешиваться в дизайн серийной «шестерки». В частности, менять боковины кузова. В заднюю стенку кабины вставили заднее стекло серийного автомобиля. Задние двери стандартного кузова заварили и запаяли оловом. Вместо усилителей, которые приваривали на пикапах, стандартную наружную боковину для усиления соединили с панелями грузового отсека. В пространстве под этими панелями предполагали смонтировать газовую плитку, бачки для воды и прочее туристическое оборудование.

Поскольку штатный бензобак занимал часть грузовой площадки, использовали бак от «Нивы, установив его на месте подушки заднего сиденья.
Основные работы свелись к разработке и изготовлению двухстворчатой крышки кузова и его оборудования. Створки, открывающиеся вручную, посчитали несолидными. В качестве электродвигателя для привода створок дизайнер Валерий Сёмушкин придумал использовать серийный стартер. Редуктор и механику сделали по месту.

Опытный образец, по требованию руководства, срочно собрали летом 1982‑года без деталей и механизмов палатки, которые доделать не успели. Зато «Турист» окрасили краской металлик — серебристой со светло-голубым оттенком. Но Фаршатов уже потерял интерес к проекту. По вполне достоверной версии «Турист» отправили работать внутризаводским грузовиком.
ВРЕМЯ «ПОЛСЕДЬМОГО»
Одни из самых необычных и загадочных проектов ВАЗ советских времен: эксклюзивный синий седан — гибрид «шестерки» и «семерки» Заказ не него пришел на завод в 1979‑м. По заводу поползли слухи, что машину делают для Генерального секретаря Политбюро ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Или кого-то из членов его семьи. Заказ появился после показа руководству автопрома образцов перспективного семейства ВАЗ-2105/2107. И сделать надо было «семерку». Но до начала ее серийного производства было ещё почти три года, потому под нее, насколько можно, загримировали «шестерку».
Машину строили в отделе художественного конструирования, опять же, подгоняя детали «по месту». На седан установили решетку сделанную вручную решетку радиатора от будущего ВАЗ-2107, доработав капот и соорудив новые петли.

Кузов окрасили очень красивой светло-синей металлизированной эмалью. Фары, задние фонари, оформление боковин молдингами, повторителями поворотов и катафотами на задних крыльях оставили стандартными. Передние сиденья с высокими спинками были от «семерки». Однако панель приборов и рулевое колесо были «шестерочными».
Заводские остряки прозвали эксклюзивный автомобиль «полседьмого». Достоверной информации о судьбе машины и ее реальном заказчике нет до сих пор.
В ПАРАДНОЙ ФОРМЕ
За последние десять-двадцать лет народные умельцы нарезали из «Жигулей» уйму самых разнообразных кабриолетов. Тоже совсем не новое изобретение! Первые кабриолеты из «классики» сделали на заводе много лет назад. Да еще какие!

Понятно те автомобили не предназначали для продажи. Их соорудили заводские каскадеры — участники аттракциона «Автородео». Группа была сформирована в Тольятти в 1979 году.
Открытые машины каскадеры использовали для парадов на открытиях яркого автомобильного шоу, с которым его участники гастролировали по стране и даже за рубежом для рекламы марки «Лада».

Первый кабриолет каскадеры построили на базе ВАЗ-2103. А в начале 1980‑х изготовили уж совсем необычный экзотический автомобиль. В основе по-прежнему лежала «трешка», но машина была двухдверной и при этом — с удлиненным задком, восьмиместной и трехосной. Ведущей осью, естественно, была средняя. Передние сиденья и фары поставили от «семерки».

Ну, а лет через десять, когда «Жигули» перестали быть вожделенным дефицитом, а для многих и повседневным транспортом, одна за другой стали появляться самодеятельные экзотические конструкции. Иногда диковатые, порой — интересные. Но это уже страница новейшей постсоветской истории.
Что еще почитать:
Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Прямая дорога к «Ниве»: кто и как придумал культовый советский внедорожник