Самые модные современные жанры литературы на примере школьной классики: вы

Почему литература в школе кажется скучной — и как этого избежать
Есть стойкое мнение, что школьные уроки литературы превращают хорошие книги в занудный перечень уроков о морали: дескать, всё уже объяснили до вас, нужно лишь согласиться с «правильной» трактовкой и запомнить, что хотел сказать автор. Понятно, почему даже любящие читать подростки теряют интерес к классике — ведь куда интереснее искать в книгах что-то своё, актуальное и близкое. Однако на самом дле школьная программа полна произведений, которые отлично ложатся в популярные сейчас жанры, и если подойти к ним чуть свободнее, можно увидеть совсем другую сторону привычных текстов.

Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
Young Adult и «Капитанская дочка» — когда классику хочется перечитывать
Начать проще всего с А. С. Пушкина. Его «Капитанская дочка» по сути — образец жанра, который сейчас называют Young Adult! Именно такие книги сегодня скупают подростки: с героями своего возраста, живым языком и сюжетами, где романтика переплетается с опасностями и взрослыми проблемами. Главному герою романа — Петру Гриневу — всего 16 лет, и вот на его пути появляются первая любовь, смертельные опасности и важные решения, меняющие судьбу. Всё это разворачивается на фоне исторических событий, но личные переживания юноши выходят на первый план.
Язык у Пушкина, особенно в «Капитанской дочке», удивительно живой и понятный, даже современные подростки читают её без особого труда — поэтому произведение и стоит в школьной программе уже в восьмом классе. Кстати, издатели давно уловили, насколько это «молодёжное» чтение: на полках книжных магазинов можно встретить «Капитанскую дочку» с обложками в стиле аниме. Это уже само по себе говорит о том, что классику вполне можно адаптировать под современные читательские интересы!
Если искать похожие тексты, то в голову приходят «Первая любовь» И. С. Тургенева и «Машенька» В. В. Набокова: те же первые чувства, сложные отношения с взрослыми и попытки понять собственное место в мире.
Городское фэнтези — «Мастер и Маргарита» как родоначальник жанра
Фэнтези давно перестало быть только про замки и драконов. Городской вариант жанра перемещает магию в привычные декорации: здесь герои живут в современных городах, уживаются с нечистью в подземках, а вместо походов по тавернам заглядывают в бары или кофейни.
Михаил Булгаков, возможно, и не задумывал «Мастера и Маргариту» как фэнтези, но по всем признакам оно им является. Перед читателем — реальная Москва 30-х годов с Патриаршими прудами, коммуналками и бесконечным дефицитом жилья, и в ней обосновался Воланд с компанией, сеющий хаос и недоумение среди обывателей. Этот роман отлично показывает, как мифологические персонажи могут вписаться в городскую жизнь — без замков, но с подземными квартирами и цирковыми представлениями.
Кстати, последователи Булгакова не заставили себя ждать! В двухтысячных Дмитрий Емец в серии про Мефодия Буслаева поселил тёмные силы буквально по соседству с нехорошей квартирой Воланда, а у американского писателя Рика Риордана античные боги спокойно ходят по Нью-Йорку и пользуются смартфонами. Если говорить про русскую классику, то похожее «городское» настроение можно найти в «Медном всаднике» А. С. Пушкина и «Шинели» Н. В. Гоголя — там, где привычный быт неожиданно сталкивается с чем-то сверхъестественным.

Dark Academia — эстетика, скрытая в стихах Брюсова
Сегодня всё чаще говорят о жанре или скорее эстетике Dark Academia: это истории, где университетские кампусы становятся ареной для интеллектуальных заговоров, тайных обществ и разговоров о смысле искусства за полночь. Зачастую всё это заканчивается драмой или даже убийством.
Интересно, что атмосфера Dark Academia встречается в русской литературе задолго до появления модного термина! В стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов словно пишет для тех же героев, что потом появятся в «Тайной истории» Донны Тартт: здесь старший наставник наставляет юного литератора забыть про сочувствие к окружающим, не поддаваться соблазнам обычной жизни и всецело служить искусству. Уже в этих строках угадывается трагический финал, ведь подобная отрешённость от реальности редко приводит к добру. В похожем ключе написаны «Преступление и наказание» Достоевского и «Петербург» Андрея Белого — романы, где одержимость идеями доводит героев до безумия.

Зомби-хоррор на страницах Некрасова
А вот неожиданный пример — «Железная дорога» Николая Некрасова, которую современные литературные критики всерьёз рассматривают как предвестника зомби-хоррора! Казалось бы, где Некрасов, а где ожившие мертвецы? Но если вспомнить, что изначально в гаитянской культуре зомби — это люди, порабощённые магией, то становится ясно: в этом смысле рабочие, погибшие при строительстве железной дороги, вполне вписываются в канон. В стихотворении эти люди при жизни «надрывались под зноем, под холодом», существовали словно без собственной воли, а после смерти они как бы возвращаются в виде толпы, бегущей за вагоном и поющей печальную песню. Всё это подано через рассказ одного из попутчиков в вагоне — и выглядит куда страшнее голливудских зомби, ведь в этом хорроре самое жуткое — его реалистичность.
В русской классике подобных сюжетов больше, чем может показаться: достаточно вспомнить «Бобок» Достоевского или «Упыря» А. К. Толстого, где мёртвые не спешат покидать мир живых и продолжают вмешиваться в его дела. А уж «Вий!».
Вместо итогов
Как видно, школьная программа вовсе не так скучна, как кажется на первый взгляд: многие произведения из неё уже содержат в себе черты современных жанров, стоит лишь взглянуть на них под другим углом. И возможно, если говорить о классике живым языком, без категоричных трактовок и строгих уроков морали, она вновь станет близка молодым читателям, а заодно покажет, что многие проблемы и переживания не так уж сильно изменились со времён Пушкина или Некрасова. Вечны «Отцы и дети»…