Самая простая шахматная задачка
artyom_ferrier — 20.10.2019Задумался вдруг вот о чём...
Попробуйте представить себе шахматную доску с расставленными к началу партии фигурами.
А теперь постарайтесь ответить не раздумывая, навскидку: какая площадь больше — занятая фигурами или свободная?
Проверил свою гипотезу на людях.
Что ж, хорошо меня знающие — предпочитают всё же хоть немножко, но задумываться, прежде чем отвечать на мои вопросы, закономерно подозревая какой-то подвох.
И это люди, которые способны в пределах секунды сосчитать ряды на доске, клетки и фигуры.
Но все честно признались, что если б действительно не задумывались, то сказали бы, что свободных клеток больше. И правда, когда просто смотришь на доску — кажется, что открытое поле между двумя армиями гораздо обширнее их порядков. Оптическая иллюзия.
И ещё вспомнилось про шахматы — как Кирка, наша малая, в свои три с небольшим годика чуть не поставила в тупик старшего братца.
Лёшка учил её играть в шахматы и заодно пришлось устроить небольшую лекцию на тему того, почему фигуры ходят так, а не иначе (тоддлеры не могут обходиться без своих «почему» по всем поводам — и это правильно).
С пешками и лодьями (турами) — всё просто. Непросто было бы — двигать осадную башню не по прямой, а как-то ещё. И пешие полки — ограничены в манёвре, если хотят удержать строй.
А вот конница, при правильном применении, в козырях имеет как раз манёвр, способность обходить с фланга и бить в тыл.
Но дальше, говорит Лёшка, я начал немножко опасаться развития темы. Думал, что Кирка угомонится и позволит перейти собственно к игре.
Но нет, она упрямая, как и все в нашем семействе, поэтому всё же спросила: «А почему слон ходит вот так... гипотенузно?»
Ну, забыла слово «диагональ» - не беда, изобрела другое. Откуда знает слово «гипотенуза», не мучаем ли мы малютку геометрией?
Она сама кого хочешь замучает. Как-то услышала в нашем с Женькой разговоре (не важно, по какому поводу) — и пристала с ножом к горлу: растолкуй ей про катеты с гипотенузой, слово «такое противное, что даже прикольное».
А теперь, значит, до Лёшки докопалась, чтобы разъяснил за слоновью походку по шахматной доске.
Спрашиваю: «И как, сообразил?»
Усмехается: «Ну, всё-таки я недаром в Rome:Total War играл и летспейки делал».
Да, это элементарно.
Слон — животное полезное, как признавал даже гражданин Шариков (чья собственная полезность была более чем дискуссионна). В том числе — на поле боя.
Но всё же — это т. н. shock troops. То есть, «шоковое военное средство», в атаке оказывающее сокрушительное деморализующее воздействие... на войска, которые не знакомы с данным средством, не наработали эффективной тактики противодействия.
Тогда — слоны действительно могли просто сминать пехотные порядки, сея панику, обращая в беспорядочное бегство.
Как и боевые колесницы чуть раньше, в середине второго тысячелетия до н.э. Как и танки чуть позже - в середине двадцатого века.
Но проблема в том, что противник быстро привыкает к этому шоковому оружию, быстро вызнаёт его слабые места и находит способы защиты.
В случае со слонами их слабое место — впечатлительность и психологическая уязвимость.
Возможно, они не теряют волю при звуках флейты, как в мультике «Следствие вели колобки» - но точно могут перевозбудиться под градом горящих стрел и дротиков, посылаемых подготовленными бойцами, не теряющей хладнокровия.
Тогда — слоны сами впадают в яростную панику, перестают слушаться своих «слоновожатых». Разворачиваются и, не помня себя, ломятся в обратном направлении, туда, откуда пришли.
Поэтому посылать слонов во фронтальную атаку на войска, имеющие шанс оказаться морально крепкими и тактически грамотными — не лучшая идея. Они, развернувшись, затопчут твои же войска.
Так и было у Ганнибала в его решающей битве при Заме.
Ему, в действительности, повезло, что он угробил почти всех своих слонов при переходе через Альпы. Возможно, он бы не сумел одерживать свои блистательные победы в Италии, когда бы сохранил слонов. Римляне — их не боялись, они уже были знакомы с этими shock troops в армии Пирра, знали, как с ними совладать, как перенаправить оппоненту со встречным приветом.
А в Африке, при Заме, когда Ганнибал получил таки новых слонов — ну вот это и случилось. Он очень самонадеянно бросил их во фронтальную атаку, римляне закидали бедных слоняк пилумами, те развернулись и потоптали последнюю надежду Карфагена.
Поэтому грамотная тактика использования слонов (если уж ты в принципе с ними связываешься) — это наносить косые удары, с фланга на фланг.
В этом случае, даже если развернут и обратят в бегство — слоны пойдут куда-то в пампасы, а не на твои наступающие порядки.
И конечно, имея растлевающий опыт компьютерных игрушек, пропагандирующих прелесть рабовладельческих империй, и будучи сыном небезнадёжных родителей, Лёшка сообразил это. Хотя признался, что раньше не задумывался, почему слон в шахматах ходит наискось. Но вот, очевидно, те ребята в Индии, которые создавали шахматы — хорошо разумели свои военные средства и специфику их применения.
|
</> |