Самара: легкий рельсовый транспорт. Ответ Правительства СО.
mymaster — 06.06.2014 Аннотация: Некоторое время назад я обратился с открытым письмо к Губернатору СО Н.И.Меркушкину, по вопросу оптимизации расходов на магистральный транспорт. В том числе в части осторожного подхода к строительству новых объектов метрополитена, и приоритета в части развития легкого рельсового транспорта (современного трамвая). Мне пришел ответ, важные моменты из которого я прокомментирую. Думаю будет полезно самарским СМИ. Т.к. у нас переписка идет в электронном виде с Департаментом информационной политики, то я просто копипащу текст. Если есть сомнения или вопросы к Департаменту, то на всякий случай напомню телефоны из блака: (846) 332-30-31, 332-24-81. (цитаты далее наклонным шрифтом)Рассмотрев отрытое письмо Губернатору Самарской области, опубликованное Вами в «Живом журнале» http://mymaster.livejournal.com от 21 апреля 2014 года, Администрация Губернатора Самарской области сообщает следующее.
О предложении строительства линий легкорельсового транспорта взамен строительства второй линии метрополитена.
По информации, предоставленной министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в непосредственной близости от стадиона планируется строительства двух транспортно-пересадочных узлов в районах железнодорожных платформ «Козелковская» и «Дачная», куда будет организована доставка гостей и участников чемпионата от «Курумоча» и Железнодорожного вокзала (пригородные электрички).
Основным видом городского транспорта в Самаре должен стать трамвай с ускоренным движением.
Кроме того, для логического завершения транспортной схемы целесообразно строительство дополнительных станций городского метрополитена.
Как показал оценочный расчет нагрузок на систему городского пассажирского транспорта (ГПТ) в период проведения чемпионата, ее пиковые часовые значения могут составить от 26,4 тыс. пассажиров (подъезд к стадиону) до 30 тыс. пассажиров (подъезд в фан-зонам). Данные значения позволяют утверждать, что такие нагрузки могут быть освоены только легким рельсовым транспортом (ЛРТ) – современным трамваем.
Создание в Самаре системы ЛРТ на базе существующего трамвая не только позволит обслужить спрос на передвижение, обусловленный проведением ЧМ ФИФА, но и значительно повысит качество транспортного обслуживания населения. Это обусловлено тем, что ЛРТ позволяет обеспечить высокую эксплуатационную скорость в диапазоне от 22 до 25 км/ч за счет организации движения на обособленном полотне, обеспечения приоритетного пропуска при движении через регулируемые перекрестки и устранения помех от движения индивидуальных автомобилей средствами организации дорожного движения.
Трассы прохождения трамвая с ускоренным режимом движения разработаны с учетом:
- перспективного расположения основных объектов ЧМ ФИФА по футболу 2018 года.
К 2018 году предполагается обеспечить строительство новых и реконструкцию существующих трамвайных линий по трем направлениям, обслуживающим Стадион, в зоне которого предлагается разместить две конечные станции ЛРТ, что позволит распределить потоки болельщиков по направлениям и тем самым снизить нагрузку на пешеходные пути сообщения.
Линия 1: Ж/д вокзал – Стадион является наиболее протяженной и позволит обеспечить доставку болельщиков, прибывающих со всех направлений на центральный железнодорожный вокзал (ст. Самара), к фан-зонам и от фан-зон и расположенных вдоль линии жилых кварталов к Стадиону.
Строительство линии предполагает реконструкцию существующих участков движения трамвая по ул.Красноармейской, ул.Галактионовской, ул.Полевой, пр.Ленина, ул.Ново-Садовой, ул.Ташкентской от перспективной диспетчерской станции «Ж/д вокзал» до стадиона и строительство трамвайной линии от ул.Ташкентской параллельно ул.Демократической до места размещения стадиона.
Линия 2: ТЦ «Мега» - Стадион позволит обеспечить доставку к Стадиону болельщиков, прибывающих в г.Самара со стороны Ульяновска, Казани, Октябрьского на автобусах и автомобилях, а также болельщиков, прибывающих к железнодорожной станции «Ягодная» железнодорожным транспортом.
Линия 2 пройдет по Московскому шоссе от существующей трамвайной линии на ул.Ташкентской до строящегося жилого комплекса «Новая Самара» и далее через поселок Крутые Ключи и перспективный интермодальный транспортный узе в районе железнодорожной станции «Ягодная» до перспективной линейной диспетчерской станции ТЦ «МЕГА».
В дальнейшем эта линия как наследие существенно улучшит транспортную связь населенных пунктов Красноглинского района г.о.Самара (пос.Мехзавод, пос. 18 км, ЖК «Новая Самара», пос. Красный Пахарь, пос. Крутые Ключи, пос.Козелки) с центральной частью города и повысить доступность на ГПТ крупнейшего торгового комплекса «Мега». Предполагаемое размещение пригородной автостанции в районе ТЦ «МЕГА» привлечет на данную линию дополнительные пассажиропотоки.
- Тут вмешиваюсь я, чтобы немного пояснить термины, чтобы не возникало путаницы у СМИ.
1) Легкорельсовый транспорт. Это некая калька с английского light rail transit - "легкий рельсовый транспорт" (ЛРТ). Там самые обычные рельсы трамвая - они сами не легкие - легкая система, исходя из допустимой нагрузки на ось вагона. Это не имеет никакого отношения к монорельсам (где рельс один), подвесным дорогам (которые вообще о другом) и так далее. Это по сути СОВРЕМЕННЫЙ трамвай. В России современный трамвай часто называют "скоростной трамвай". Просто исходя, что старый - медленный, а новый вот - быстрый. Трамваи - даже самые старые в Самаре могли бы ездить 65 км/час без проблем - но на хорошо уложенных рельсах. Современный трамвай, это в первую очередь устройство пути, сигнализации, связи, стрелок, платформ посадки и так далее. А уже в десятую очередь - сами вагоны. Следующий важный момоент - так "скоростной" или "ускоренный"?... Это терминологическая путаница выросшая из советских СНиПов, которые знают именно такие два вида трамвая, а не знают ЛРТ. То есть слова ставятся не по сути, а просто по форме и НИЧЕГО не говорят о том, какой будет на самом деле линия. Для Самары конкретно маршрутная скорость на указанных линиях планируется на уровне 24 км/час. Для сравнения сейчас она порядка 12 км/час. Что значит "маршрутная скорость"? Это скорость перемещения пассажира с учетом всех стоянок на остановках, светофорах, и так далее. То есть по сути с реализацией проектов жители города будут перемещаться в 2 раза быстрее, чем сейчас. Возвращаемся к письму.
О строительстве метрополитена.
По информации, предоставленной министерством строительства Самарской области, финансирование объекта «Проектирование и строительство метрополитена в г.о.Самара» осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №677.
На основании требований п.4.2. СП 120.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 «Метрополитены») сеть метрополитена следует проектировать на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, утвержденной схемы развития метрополитена, отражающей направление, протяженность, места расположения станций, электродепо, административных зданий и производственных предприятий, соединения с путями общей сети железных дорог.
В 1965 году Правительство страны распорядилось во всех крупных городах разработать «Комплексные транспортные схемы развития всех видов городского транспорта». В Куйбышеве такую работу выполнили специалисты Московского института «Гипрокоммундортранс». На основании изучения пассажиропотоков и расчетов на перспективу, впервые было официально заявлено, что дальнейшее развитие все видов городского пассажирского транспорта в Куйбышеве невозможно без внеуличного транспорта.
Комплексная транспортная схема разрабатывается на 15-20 лет. Действующая на сегодняшний день комплексная транспортная схема разработана ЗАО «Петербургский НИПИград» и одобрена на Градостроительном совете в декабре 2009 года.
Разработчики транспортной схемы предложили две линии метрополитена. Первая линия должна продлиться до ул.Ленинградской, а вторая линия начнется в районе Самарского Заречья к железнодорожному вокзалу (с устройством метромоста через реку Самара) и далее – по Московскому шоссе.
Трамвайный транспорт должен быть взаимоувязан с работой метрополитена, иметь выделенную линию. Поэтому целесообразно, по мнению разработчиков, на определенных участках города дублирование линий данных видов общественного транспорта устранить. Обособленная трамвайная линия предусмотрена в п.Радиоцентр (ул.Ташкентская – Волжское шоссе).
В настоящее время разработана проектная документация на окончание первой очереди на станции «Театральная» (пересечение улиц Галактионовской и Красноармейской). Рабочая документация не разрабатывается, так как не определены сроки расселения жителей домов, включенных в адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о.Самара, а также не решен вопрос по сохранению объектов культурного наследия.
В связи с невозможностью продолжения строительства первой очереди по вышеуказанным причинам, принято решение о начале предпроектных работ по второй очереди метрополитена.
Учитывая плотную застройку территорий, предполагается выполнить проект планировки и проект межевания территории под трассу метрополитена от станции «Вокзальная» до пересадочной станции «Московская». Только после утверждения проекта планировки территории и при достаточном финансировании будет объявлен конкурс на разработку проектной документации.
- Снова вмешиваюсь я.
Мое письмо Губернатору было в основном направлено на то, чтобы предостеречь от опасности "закапаться" во вторую линию, целесообразность которой под большим вопросом. Дело в том, что именно это очень активно лоббирует в Минстрое подрядчик строительства метро. Его логика проста - если открыть хотя бы один котлован, то потом все равно придется достраивать, а значит осваивать средства и пр. Они готовы открывать котлован чуть-ли не за свои, причем прямо как-только так сразу. Вот такую глупость надо было предотвратить. В тексте ответа дано четкое пояснение, что подобный сценарий не в интересах Правительства СО. И что не смотря на груду старой документации, не соответствующей транспортным и технологическим реалиям города, вопросов о проектировании и строительстве не стоит. Речь идет максимум о предпроектной проработке. И только при наличии финансивания тут может что-то меняться. Сейчас финансирование, напомню, разумно направлено на достройку и консервацию первой линии метрополитена и завершение станции "Алабинская" и оборотных тупиков за ней. Лично я убежден, что после реализации первой же линии ЛРТ вопроса о том, чтобы строить метрополитен в Самаре более не возникнет. То есть я доволен обстоятельной и разумной политикой в этой сфере.
Теперь немного пояснений с картинками, чтобы было легче ориентироваться в ситуации.
(!) Сперва - сайт "Городских проектов" про современный трамвай. О том, кка это выглядит в жизни. Аргументы в его пользу, красочная информграфика. Будет очеь полезно, если решите разобраться в вопросе.
А вот немного о том, кто имеет серьезные виды на то, чтобы поставить вагоны в Самару к чемпионату. И с кем ведется проработка таких вопросов всерьез.
1) Это возможность поставки, и даже сборки вагонов компании Шкода. Точнее Шкода 15T. (тут он в Риге) Трамвай полностью низкопольный, как впрочем и все прочие предложения...
2) Совместная разработка белорусской БКМ (их трамваев в Самаре есть некоторое число) и Швейцарской компании, которая купила БКМ. Называется Stadler 853. Он пока не доведен до эксплуатации. Естественно 100% низкопол.
3) Как варианты, есть вагоны, обкатываемые сейчас в Москве - Альстом и Песа (они идут совместно с ТМХ и УВЗ соответственно). Но у меня нет информации, что именно по Самаре они были активны.
Напомню, что конкретно на закупку подвижного состава трамвая в рамках бюджета ЧМ-2018 заложены приличные деньги, и есть решение:, что стадион бузесловно будет обслуживаться современными вагонами.
Ведется ли реальная работа по всему этому непосредственно сейчас? По имеющейся у меня информации - да. В Минтрансе СО и Правительстве СО, есть не только правильное понимание, но и ведется непосредственная работа по этому вопросу. Это как раз тот самый случай, когда я могу сказать спасибо Губернатору за хорошо организованную работу. Надеюсь, что сотрудники, занятые информированием граждан не поленятся и расскажут больше и лучше об этих проектах людям... я бы им тут с радостью помог. Следующий год, напомню, - год 100-летия Самарского трамвая. Должны уже начаться активные работы будут. В том числе по поставке вагонов.
З,Ы,: самарской прессе напоминаю, что я в НЙ и тут ДРУГОЙ часовой пояс...
|
</> |