Салон - как явление женской культуры
radulova — 26.10.2022Помните, с какой сцены начинается роман «Война и мир»? С описания великосветского салона, где царила хозяйка - Анна Павловна Шерер. Говорили о политике, и Анна Павловна заметила: «Россия одна должна быть спасительницей Европы». Пророческие слова. Так оно в итоге и произошло…
Так вот. Совсем не случайно Лев Толстой выбрал на «роль» хозяйки салона женщину. Тогда так было принято. Традиция светских гостиных, привнесённая из Франции, в России стала распространяться в 18 веке. Но наша особенность - хозяйками этих салонов почти всегда были дамы, они же и всем там заправляли. Подбирали гостей, задавали темы разговоров, четко следили за ходом беседы и направляли ее. Самыми знаменитыми хозяйками салонов, которые обладали большим авторитетом в светских кругах, были Волконская, Ростопчина, Смирнова-Россет, Воейкова, Голицына, Пономарева и т.д.
Вот прекрасный текст «Бабья дорога»: как российские женщины преодолевали профессиональные запреты и утверждали себя в обществе.
В нем рассказано как вообще русские женщины пробивались в самых разных сферах деятельности. (На досуге обязательно прочтите, такие вещи нам надо знать и помнить).
А я остановлюсь все же на роли женщины в светском салоне. Вот что написано в статье по ссылке:
«В 1770–1790-е годы уже формируется тип женщины-читательницы — и материнские книжные шкафы составляют круг первого чтения и девочек, и мальчиков (отсюда гуманистические идеалы декабристов и самоотверженное поведение их жен). Этот женский тип дал и хозяек литературных салонов. В салонах шли бесконечные художественные чтения и философские диспуты, на которых всегда так рвались присутствовать многие лучшие умы своего времени. Хозяйкой такого салона была ночная княгиня Евдокия Голицына — первая русская женщина, написавшая математический трактат (это было в 1835 году, а через 39 лет Софья Ковалевская станет первой в мире женщиной — профессором математики). В салоне «царицы муз и красоты» Зинаиды Волконской ставились спектакли и оперы, ученые спорили с поэтами, философы делились сюжетами с художниками, а сама хозяйка писала стихи и сочиняла музыку».
Как же, несмотря на все российские патриархальные традиции, несмотря на ориентированность культуры на мужчин (и как следствие - отсутствие женских учебных заведений), женщины смогли занять важное место в литературных, музыкальных салонах, стать их руководительницами и вдохновительницами, законодательницами вкусов? А салоны, подчеркну, были сердцем эстетического и духовного мира дворянской культуры XIX века.
Девочки, как правило, получали домашнее образование. В университетах женщины не учились. Поэтому салон для женщин умных, начитанных, блестяще… мммм… самообразованных, оставался единственной возможностью проявить себя.
Например, Софья Дмитриевна Пономарева, хозяйка салона с 1821 года - в ее доме встречались Крылов, Кюхельбекер, Дельвиг, Панаев. Все они преклонялись перед Софьей Дмитриевной, потому что она знала несколько языков, блестяще разбиралась в литературе, была интеллектуалкой, в дискуссиях ей не было равных. На ее язык, очищенный от просторечия и вульгаризмов, ориентировался Карамзин, формируя язык литературы…
Так что наши женщины, даже когда вроде и оставались в тени, все равно заметно влияли на Россию, на ее жизнь, культурные и политические вкусы.
Даже если некоторые и пытаются это забыть.
—
Обсудить в моем Телеграм: https://t.me/babaiga/10205
|
</> |