Саки, взрывы, диалектика

Бывавшие на любом аэродроме (даже на гражданских, базовых для авиакомпаний) видели, а служившие – тем более знают, что такое дальняя стоянка. К слову, я для всех пишу, так что авиаторам большая просьба лётными ботинками в меня не кидаться. Во-первых, они тяжёлые, а, во-вторых, я популяризатор, вот. Не всё могут в специфику терминологии.
Так вот. Эта дальняя стоянка – такое некромантское место, куда летательные аппаратики оттаскивают окончательно умирать. По документам. Оттуда у них одна дорога: кошмарный агрегат, который покусает их на клочья и куски авиационного металла, чтобы затем всё сдать во вторсырьё. Ну, или памятник, кому особо сильно повезёт.
Всё потому, что каждая приблуда на ЛА имеет свой ресурс, и хрен какой инженер или техник согласится выпустить в полёт, а хрен какой нормальный лётчик согласится полететь на самолёте или вертолёте, в котором есть чего-то там с выработанным ресурсом. Не, на практике бывает всякое, стопроцентная готовность суть недостижимый идеал, но есть агрегаты и узлы, критичные для безопасности ЛА и экипажа. В воздухе на обочину не свернёшь и не остановишься проверить, что стучит там под капотом.
А этот самый ресурс по почти всему, что есть на самолтике или вертолётике, насколько помню то, что говорили мне инженеры (поправляйте причастные, если что), имеет два параметра: по налёту и по сроку с момента начала эксплуатации. Достижение предельного значения любого из параметров дальнейшую эксплуатацию девайса закрывает. Может быть не навсегда, но продление ресурса – это промыслы. Ни один здравомыслящий инженер в полку или на авиабазе на себя ответственность не возьмёт.
Потому что в тюрьму не хочет, если в полёте будет «упс». А ещё есть инженерный (и не только) термин «жопой чую», относительно того, что по ресурсу ОК, но может пиздануть. В смысле трагической неизбежности. А ещё есть планер самолёта (вертолёта), ресурс которого пиздец какой большой.
Так вот, я помню (лично слышал) слова Главкома ВВС в 2005-м году, сказанные им лётчикам Покрышкинского авиаполка: майоры могут забыть о небе. Учить он будет лейтенантов. Потому что керосина нет. Это тем озабоченным, кто внезапно, блядь, обеспокоен текущим состоянием ВС РФ. Даже в нулевых лётные смены были редкостью, на полк или эскадрилью было малое количество исправных бортов, эксплуатируемых в хвост и гриву; остальные стояли на приколе.
То есть шансов выработать ресурс по налёту у планеров ЛА не было совсем. А календарные сроки описываются параметром «не ебаться», а инженера по самолётам (вертолётам) и двигателям стоит насмерть и орёт в голосину, что ему насрать на коэффициент технической готовности, и что хуй с ним, с ПНСС в его служебной карточке (самое суровое взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии, дальше уже уголовка идёт), но конкретно этот планер он не выпустит в полёт примерно никогда.
А борт-то числится в комплекте. И за него ебут. Вот только те, кто ебут, делают это по-доброму обычно, на половину шишечки, потому как тоже понимают простую вещь – ну его нахуй рисковать жизнью и здоровьем экипажа.
А борт, чтоб не мозолил глаз, оттаскивают на это трагическое место – дальнюю стоянку. Куда-нибудь в район торца полосы. Где тоже размещаются всякие иные места, потенциально опасные для рабочих самолётиков и вертолётиков. Например, пункт боепитания – хранилище боеприпасов, промежуточное между складом службы авиационного вооружения и стоянками рабочих бортов. Потому что сам склад САВ тоже в ебенях, а аэродром и так большой, и хрен наездишься. И передача от (когда-то и ещё кое-где) службы САВ батальона аэродромного обеспечения специалистам по САВ, непосредственно обслуживающим ЛА, переходит там.
И вот стоит себе такой вот грустный самолёт, ждет выхода календарного срока эксплуатации планера и гниёт себе потихоньку. Всё целое и ценное с него давно уже сняли, подравшись (или в очередь) спиздили часы, составив акт его несанкционированного вскрытия, но, повторю, в списках числится. И инженерному составу периодически гнусно намекают, что Родина нуждается в исправности борта, а они, такие олухи… Ну, вы поняли.
И тут оно случилось – громкое ЧП. Без вины большинства представителей инженерного состава (там сейчас зам по ИАС и начальник службы авиационного вооружения, вангую, общаются с прокуратурой и следствием, пытаясь доказать, что это, блядь, теракт). А у инженера по СиД небольшой локальный праздник – возможность для законного списания этого авиахлама. И ему все настоятельно советуют сожрать лимон, чтобы счастливым блеском глаз не портить трагедию.
Ну и для всё-пропальщиков и свидоукров тоже праздник, да. ВКС России потеряли… Возможность сделать памятник, потому как никуда не делся этот вот металлолом.
Такая вот военно-авиационная диалектика.
|
</> |