Сабля князя Пожарского
vivva — 06.11.2021 В Историческом музее можно бродить часами - там много всяких сокровищ, да и сами залы - настоящие шедевры живописи и дизайна. Но у меня глаз уже стал избирательным, поэтому, просто проходя через зал Средневековья в сторону выставки Императорского стекла (кстати, отличная выставка!), сразу заметила в одной из витрин великолепное парадное оружие.И это была сабля самого князя Дмитрия Михайловича Пожарского!
Конечно, женщин, как галок, тянет на все блестященькое. :-), но здесь же, право, есть на что посмотреть.
Искусная работа, скань, золочение, серебрение и россыпь каменьев: роскошная бирюза, изумруды, шпинель. По легенде эту саблю преподнесли князю Пожарскому благодарные москвичи за освобождение города от поляков. И уже по тому, как жители города не поскупились, видно, что Пожарский был очень уважаем.
Но. Камни камнями, так сказать, цацки цацками, а мне очень бы хотелось увидеть еще и клинок.
К сожалению, клинок можно увидеть только на фотографии, впрочем, и это счастье.
И сразу становится ясно, что это не игрушка, не статусное мужское украшение, типа часов Ролекс, а серьезное оружие. Общая длина сабли 106 см. Длина собственно клинка 85 см. Клинок сделан из стали, ширина у основания 4,9 см. Полоса клинка имеет расширение к концу, так называемая елмань. За счет этого смещается центр тяжести, и усиливается удар. К тому же по елмани идет заточка и с внутренней стороны, то есть сабля на конце обоюдоострая. Такая конструкция оружия позволяла не только нанести мощный и очень глубокий рубящий удар, но серьезный колющий, причем с легким и быстрым вытягиванием клинка из раны (брр).
Форма клинка и конструкция ножен характерны для турецких сабель. Но историки считают, что она сделана в Москве в мастерской Оружейной палаты. Русские мастера часто делали оружие на восточный манер. А могли и на западноевропейский. Вообще, как пишут, нет какой-то особой специфической русской формы клинка или рукояти у средневекового холодного оружия. Нельзя тыкнуть пальцем в саблю или меч и по каким-то признакам точно определить: О, это русская работа. Наши оружейники не заморачивались, а брали за образец оружие соседей друзей-врагов, тем более, что боевые характеристики его были хорошо известны на собственном опыте. Но это затрудняет атрибутацию, и усложняет жизнь историкам. :-)
На клинке сабли князя Пожарского есть клеймо, которое чем-то смутно напоминает львиную голову. В загашниках Оружейной палаты есть еще одна сабля с похожим клеймом. И ее мастер известен: его звали Тренка Акатов (на русский манер, видимо), и он был родом из Персии. Поэтому иногда с большой долей осторожности называют его автором сабли Пожарского. А осторожность вот из-за чего: как уже было сказано, у сабли форма турецкая, а Тренка Акатов делал сабли на персидский манер - у персов даже ножны по другому оформлялись. Опять же свои клинки он делал из булата - персы были мастера булата, а у сабли Пожарского клинок из обычной стали. Нестыковочки налицо.
Что, персидского мастера попросили сделать саблю а-ля тюрк? Кто-то выковал клинок и поставил на него клеймо Акатова? А может клеймо вообще не имеет отношения к мастеру, а относится к владельцу оружия? Или к заказчику. Ведь у условных "благодарных москвичей" был какой-то конкретный представитель, не толпой же они в Оружейную палату ходили. Вот так всегда - самое интересное, а ответов нет!
И еще интересная картинка вырисовывается. Действительно, с саблей, усыпанной драгоценными каменьями в бой не ходили. Мне даже кажется, что из-за этих камней рукоятка неудобная. Князь Пожарский одевал ее на какие-нибудь торжественные представительские мероприятия. Как-то прием иностранных послов у Государя, заседание Боярской думы, в гости к другому князю, на смотр войск. В общем туда, где нужно пустить пыль в глаза и показать свою важность и влияние. Но у этого роскошного оружия нешуточные боевые характеристики. То есть в случае чего этим ювелирным украшением князь мог дать настоящий бой. Как это: устроить реальное рубилово! Выходит, и мастер, и заказчики предполагали, что такая ситуация могла возникнуть даже в гостях и на параде... Воистину смутные времена были.
|
</> |