С ХОРОШИМИ ДЕВОЧКАМИ ТАКОЕ НЕ СЛУЧАЕТСЯ! О феномене «справедливого мира»
kibernetika — 14.05.2016
Изнасиловали девчушку в одной из тихих, экономически благополучных
европейских стран, где обычно ничего не случается, разве что лист с
дерева упадёт, да веточка под ногой хрустнет. Просто так вышло.
Нет, она не была пьяной и не задирала мини-юбку у них на
глазах.
Она вообще — синий чулок, отличница в больших очках, и всю жизнь
носила брюки и вязаные жилеты в ромбиках. И вот начинается
обсуждение происшествия по одному и тому же сценарию: «С
нормальными — такое не случается! Эти шлюхи сами мечтают, чтобы
арабы их натянули!» или «А не надо ходить, где не следует, и всё
будет в порядке», «Надо держать себя в форме, спортом заниматься,
убежала бы, дала сдачи, закричала».
Меня умиляет, когда рассказывают, что, например, нужно было
ходить на курсы самообороны. «Она сама виновата, что шатается в
позднее время по улицам. Вот и нашла приключение на свою задницу,
дура!» сказала наша соседка о девушке, которую ограбили. Позднее
выяснилось, что ограбили её средь бела дня, в самом центре города.
В толпе подошёл человек и приставил нож к боку. Тихо, на ухо,
сказал: «Деньги давай». Она всё мгновенно отдала и была чуть ли не
счастлива, что он оставил хотя бы её паспорт и зачётную книжку…И
что толку от курсов карате или спорта? Ты можешь пять лет поднимать
штангу, ходить в спортзал, виртуозно владеть приёмами рукопашного
боя. Человек подойдёт и приставит к боку нож. И всё! Вот твоя
прекрасная спортивная форма, умение бегать, делать захват — всё это
тебе не пригодится. Одно движение — и ты станешь инвалидом на всю
оставшуюся жизнь.
Понятие «феномена справедливого мира»(англ. Belief in a
just world; гипотеза справедливого мира) — было сформулировано
Мелвином Лернером. Это когнитивный диссонанс, который заставляет
людей поверить в то, что всё в этой жизни происходит не просто так,
а из-за определённых качеств людей и их поступков. Даже
случайным событиям приписывается особое значение. Этим когнитивным
диссонансом часто «приторговывают» и религиозные деятели. Ты будь
хорошим, святым, покупай индульгенции, свечки ставь и куличи
освещай и рано или поздно (чаще всего после твоей смерти) тебе
воздастся по заслугам, ты будешь жить в раю. Те, кто в этой жизни
богаты — значит, в прошлой были праведниками. А если ты — бедный и
больной, так это исключительно наказание.
Каббалист и в некотором роде провокатор Микаэль Лайтман уверен
в том, что в трагедии Холокоста и погромах — виноваты сами евреи.
Они своим неправильным поведением настроили против себя мировое
сообщество, что и привело к трагедии такого масштаба. Более того, у
многих был шанс уехать и искать убежище, но они до конца не верили,
что нечто подобное может произойти. Если в мире добро и зло —
уравновешены, а господь — справедлив и карает грешников,
получается, что …эти люди погибли не из-за определённого страшного
стечения обстоятельств, а были все наказаны за неправильное
поведение, что ли? И дети, и младенцы, которых пытали…
Несколько лет назад стала широко известна история о том, как
двое малолетних родителей играли в компьютерные игры и выставили в
холодное время года коляску с младенцем на балкон, чтобы он не
мешал им своим плачем. Заигрались, и ребенок замёрз насмерть.
Нашлось немало людей, которые высказывались в духе: «А вы не
представляете, какие бывают дети! Иного прямо башкой хочется об
стенку стукнуть, будь моя воля!» или «Наказал бог, теперь будут
думать…» и т.д. Но есть ли вероятность, что во всём мире нет
случаев, когда с поздним и желанным ребёнком ответственных
родителей случилась похожая трагедия?
Лернер в 1966 году в своей совместной работе с Кэролайн
Симмонз предположил, что основой тенденции обвинять жертв в
случившихся с ними неприятностях является не злонамеренность и
жестокость, а страх за себя, понимание собственной незащищённости
и стремление к справедливости. Например: «Отчим
приставал? Да это ты всё в трусах перед ним разгуливала по дому,
мужика у матери родной отбиваешь, не мог он к тебе приставать, тебе
там показывать нечего ещё, ничего не выросло, но ты, дрянь, его
спровоцировала!», «Яков Петрович — хороший человек, я его знаю! Был
бы алкаш какой или безработный…» и т.д. и т.п. То есть,
вместо того, чтобы сочувствовать жертве и правильно дать оценку
ситуации, люди не хотят согласиться и допустить, что такое может
случиться, по сути, с каждым.
Результаты исследований позволяют считать, что люди априори
убеждены в том, что в мире существует некий нерушимый баланс,
благодаря которому каждому воздаётся по заслугам: трудолюбивый
непременно получит высокооплачиваемую работу, на хорошую жену муж
не поднимет руку, в логичное и взвешенное решение — не может
оказаться неверным. Это когнитивное искажение одно из самых
коварных, потому что ложью люди стараются защитить себя от
нежелательной правды. Да, ты можешь быть щедрым, добрым, умным
и осторожным, но тебя всё равно могут обмануть, ограбить, избить.
Ты можешь никогда не водить машину, переходить дорогу в положенном
месте, но тебя всё равно может сбить грузовик. А если ты или кто-то
другой, совершил подлость, это ещё не гарантирует, что за этим
последует наказание. Множество преступлений вообще остаются
нераскрытыми, а какие-то раскрывают лишь благодаря тому, что у
преступника не выдерживают нервы и он приходит с повинной сам.
Вы наверняка замечали, что художественных книг и фильмов с
открытым финалом не так уж и много, а тех, где протагонист не «жил
долго и счастливо», а его колотила жена и ходила налево — и вовсе
не сыщешь. Ну, чтобы волк съел бабушку и Красную Шапку, потом съел
всех охотников и лесника, например, и конец. Или Гарри Поттер стал
старым и толстым, разучился колдовать, женщины его не хотели, а
Волан-Де-Морт — напротив, поработил весь мир, и всё погрузилось в
хаос. В жизни это случается сплошь и рядом, а вот таких волшебных
историй нет и не будет, потому что они лишают нас последней надежды
и дурацкой, ошибочной веры в справедливость.