С альтернативным сердцем


В мае 1941-го года советская промышленность начала серийное производство радиального двигателя воздушного охлаждения М-82, и в связи с этим главным конструкторам А.И.Микояну, Н.Н.Поликарпову, П.О.Сухому и А.С.Яковлеву было поручено проработать установку данного двигателя на свои самолёты. Так, КБ А. И. Микоянаи М. И. Гуревича (ОКБ-155) предписывалось представить к 1-му июля 1941г-го года на лётные испытания модифицированный истребитель МиГ-3, оснащённый новым двигателем (14-цилиндровым звездообразным двигателем М-82А, мощностью 1 700 л.с.). Постройка опытного экземпляра (№ 6501) была закончена в условленные сроки, а лётные испытания машины, получившей обозначение МиГ9/И-210, были начаты 23-го июля 1941-го года. В августе на испытания была передана и вторая опытная машина (№ 6502), уже оснащённая вооружением (3 12,7-мм синхронизированных пулемётов УБС и 2 7,62-мм пулемёта ШКАС)

В ходе испытаний был выявлен ряд недостатков самолёта. Так продемонстрированная в ходе испытаний скорость оказалась значительно ниже расчётной - 540 км/ч на высоте 5 000 метров против планируемых 630 км/ч. Такое проседание данных обуславливалось несоответствием винта, плохой работой карбюратора, а также недостаточной внутренней герметизацией винтомоторной группы.

Параллельно с доводкой первых двух опытных машин, на Московском авиазаводе № 1, занимавшегося серийным производством истребителей МиГ-3, началось производство серии истребителей МиГ-9 для проведения войсковых испытаний. До эвакуации завода № 1 в октябре 1941-го года успели выпустить три машины (№№ 6503...6505). Основным отличием истребителей войсковой серии стал демонтаж пулемётов ШКАС

Помимо эвакуации производственных мощностей серийного завода, в октябре 1941-го в эвакуацию отправилось и ОКБ-155. Это прервало работы по доведению И-210, которые были возобновлены только в январе 1942-го года. Доводка машины заняла длительный период, по тому на Государственные испытания истребитель был представлен только в сентябре 1942-го года. Испытания машина не прошла - лётные характеристики оказались значительно хуже Ла-5 и Як-7, по этому работы над машиной были свёрнуты

Помимо доводки опытных экземпляров, ОКБ-155 занималось и машинами войсковой серии. Так в июне 1942-го года, все три истребителя опытной серии, а также второй опытный экземпляр, были переданы в состав частей 6-го истребительного авиакорпуса ПВО: машина 6502 в 12-й гвардейский авиаполк, остальные - в 34-й авиаполк, однако в октябре того же года самолёты вернули ОКБ для устранения дефектов винтомоторной группы. Эти работы были завершены к лету 1943-го года, после чего самолёты передали 260-й смешанной авиадивизии, поддерживавшей действия 7-й отдельной армии в Карелии, где самолёты и использовались до списания по износу в 1944-м году.


Лётчики 260-й смешанной авиадивизии
|
</> |