русский язык

Собственно, а зачем нужен русский язык шестилетнему мцхетскому пацану, катающемуся в камерной атмосфере предзакатной Мцхеты на велосипеде перед собором Светицховели?
• Он ему понадобится чтобы общаться с русскими туристами? Вряд ли, т.к. доля русских туристов в Грузии вряд ли будет существенно подниматься - стараниями политиков (обсуждение персоналий выходит за рамки данного вопроса) отношения не нормализуются ещё очень долго.
• Быть может, русский язык понадобится ему для бизнеса? Тоже нет, т.к. граница на замке, а Москва прикладывает максимум усилий к тому, чтобы сделать грузинский бизнес максимально независимым от российского рынка (причём вполне успешно).
• Или русский язык понадобится ему для заработков или успешной карьеры в России? Вряд ли, т.к. грузин из Москвы отгружали как скот, товарняком, так что негру не приходится рассчитывать на успешную карьеру в ЮАР периода апартеида.
• Учёба? В России много отличных ВУЗов, но там где невозможно нормальное сообщение и нет нормального отношения, об учёбе и речи быть не может. Если мальчик талантлив, то родителям мальчика будет не слишком сложно выбить грант или получить займ на учёбу в Европе или США, зато на порядок спокойнее за чадо.
Вот и выходит, что сегодня русский язык мальчику может понадобиться разве что для приобщения к великой русской культуре [XIX-XX вв.]. Действительно великой. Вот только смогут ли Достоевский, Пушкин, Толстой, Бунин, Цветаева, Булгаков, Блок, Ахматова, Есенин и Маяковский (тут я просто вынужден остановиться) конкурировать с унижением, переживаемым при перевозке в товарняке, с беспределом, вполне откровенно чинимым по этническому признаку, с танками в 60 км. от Тбилиси, с Абхазией, Южной Осетией и соседями-беженцами? Нет, не смогут. И никакой шашлык, кушанный у родителей мальчика далёкими московскими друзьями в не менее далёком СССР тут не поможет, т.к. всё это для мальчика не очень реально, в отличие от весьма наглядных реалий современности. Так что я могу сколько угодно кусать локти и заламывать руки по поводу того, что мальчик не прочтёт Достоевского и Цветаеву и не посмотрит "Собачье сердце" и "Любовь и голуби", что у нас с ним останется не так много тем для разговора когда ему стукнет 25, а мне - "за", но нужно посмотреть правде в глаза: как бы горько это ни звучало, но в нынешней ситуации в активе этому малышу русский не нужен.
Не знаю кто как, но лично я не смогу рассказывать мальчику о величии русской культуры параллельно с ответами на вопросы о грузовых самолётах, дяде-беженце и том кто такие чурки. Полторы сотни лет назад эту мысль предельно ясно сформулировал Толстой: лучше больно, чем стыдно.
|
</> |