Русский с двойняшками
2lingual — 06.06.2022Расскажу о том, как я сейчас занимаюсь русским языком со своими младшими детьми, двойняшками, которым только-только исполнилось 4 года. Напомню, что у них почти с рождения три языка: русский и японский – в семье, английский – язык обучения в детском саду, начиная с возраста 1,9 лет. В детском саду они проводят 6 часов в день.
Проблема в том, что двойняшки - это стихия, у которой сложно контролировать процесс обучения. Они всегда друг друга развлекают, и когда мы пытаемся чем-то заниматься, то основные их усилия направлены на то, чтобы друг друга рассмешить. Кроме того, они идут в очень разном темпе: то, что Юки делает очень быстро, Юна делает медленно, ей всегда требуется больше времени. Энтузиазма у Юки тоже больше. Часто во время занятий по рабочим листам за столом, когда Юки хочет продолжать занятие, у Юны такого желания уже нет, и приходится выбирать: либо мы останавливаемся, и тогда Юки не получает то, что он мог получить, либо мы продолжаем с ним заниматься, а с Юной потом занимаемся отдельно. Идеальный вариант – разделить их и заниматься с каждым по отдельности, но в моем случае это достаточно сложно и практикуется только в виде исключения.
Теперь расскажу, чем конкретно мы занимается. Во-первых, закончили и сейчас частично повторяем наше пособие «Как в сказке»: мы занимаемся по рабочим листам, делаем плакаты, играем с обучающими поделками. За занятие делаем 5-6 заданий, при этом у нас довольно много перерывов. Мы выполняем 1-2 задания, затем объявляю перемену, во время которой дети бегают, а я готовлю следующее задание – что-то разрезаю, готовлю клей, пространство для работы, затем опять “звонок”, и малыши усаживаются на стулья. Для нас это оптимальный вариант, потому что а) им надо выплеснуть накопившуюся за время сидения за столом энергию, б) им ни в коем случае нельзя ждать за столом даже минуту, пока я готовлю следующее задание.
К тому же, для них это дополнительное развлечение: ждать звоночек и бегать туда-сюда к столу или от стола. Заканчиваем мы всегда, скажем так, на высокой ноте – останавливаемся на том моменте, когда им еще интересно, но я вижу, что они уже немного устали. Обычно к этому моменту у нас пройдено 5-6 заданий. Иногда бывает так, что у Юны нет желания заниматься, и мы занимаемся только с Юки, потом я беру Юну и занимаюсь с ней вдвоем.
Мы занимаемся пречтением (подготовкой к чтению) как раз по нашему пособию. И, как это часто бывает, в процессе подготовки к чтению дети уже начинают читать: они уже понимают, как складывать буквы в слоги, неплохо отличают похожие символы друг от друга и пытаются писать. Я могу написать им какое-либо слово, и они из массы букв выберут нужные и сложат это слово внизу под написанным мной. Они отличают один символ от другого, умеют разложить их в правильной последовательности – и это все результат работы по «Как в сказке».
У моих малышей есть проблемы с падежами. Мы их потихоньку отрабатываем. Честно скажу, что некоторые задания для курса я писала в расчете на своих двойняшек, чтобы отработать то, что для них актуально. Также я прекрасно понимаю, что для многих детей, у которых тоже нет достаточного русскоязычного инпута в течение дня, это актуально.
Чем мы занимаемся, помимо этого? Мультики дети смотрят на русском и английском языках, 50 на 50 примерно. Вечера у нас проходят довольно насыщенно и у меня далеко не всегда есть силы читать перед сном. Поэтому чтение перед сном я иногда заменяю рассказыванием сказки - выключаю свет и уже в темноте рассказываю. Сказки я часто придумываю, в том числе, и терапевтические на какие-то актуальные для детей темы – про смелость, про каких-то героев, которые боятся, но все равно идут и делают или пробуют что-то новое, про правила безопасности, важность уборки и т.п. Также я пересказываю сказки, которые только планирую им в дальнейшем читать. С чтением у двойняшек намного сложнее, чем у старшей дочки, поэтому такая подготовка к более сложным произведениям для них актуальна. Если я знаю, что через несколько месяцев хотела бы начать читать с ними определенную книжку, то уже сейчас начинаю просто пересказывать им какие-то эпизоды.
Когда ресурса нет вообще, я в качестве альтернативы чтению перед сном включаю аудио-сказки. Обычно слушаем что-то на YouTube-канале «Сундучок сказок». У детей есть уже любимые произведения, которые они знают наизусть, также мне очень нравятся голос рассказчика и атмосфера в целом.
Кстати, я часто говорю о том, что не всегда чтение может быть только чтением перед сном. У нас, например, чтение перед сном – это не очень расслабляющий процесс: дети начинают беситься, а не расслабляться. Поэтому чаще я использую пересказ и аудио-сказку. А если чтение перед сном, то это, как правило, какие-то знакомые сказки, прочитанные уже многократно. Условный Сутеев. Чтение чего-то более осмысленного и нового я стараюсь ставить куда-нибудь в течение дня: например, утром после завтрака перед походом в садик или сразу после ужина. Ну и, конечно, в выходные можно больше читать днем.
На этом пока всё! Задавайте вопросы!
|
</> |