Русский рок. Центр_2

топ 100 блогов cand_orel14.12.2023

Вчера всё не влезло...

Русский рок. Центр_2

В отличие от подавляющего большинства рок-групп команда Васи Шумова никогда не испытывала внутренней ответственности перед своими фанами. Ощущение собственной значимости Центру было чуждо по определению. Оно не появилось даже после сверхудачного выступления на рок-фестивале в Выборге - в одной компании с Россиянами , Аквариумом и Мануфактурой . Как гласит история, Центр высадился в пригороде Ленинграда с жутким железнодорожным похмельем, но тем не менее не оставил расслабленным фаворитам никаких шансов.

Вскоре после выборгской командировки в творчестве Шумова начался затяжной авангардный период , во время которого он вместе с клавишником Алексеем Локтевым записывает экспериментальный мини-альбом Однокомнатная квартира . Это была необычная работа, в которой Шумов впервые начал исполнять 40-секундные миниатюры и ставшие впоследствии программными для Центра бытовые песни-констатации из серии и что увижу, о том пою .

Что же касается созданной буквально через несколько месяцев программы Чтение в транспорте , то в ее рамках Центр представил на суд немногочисленных фанов практически все освоенные к тому моменту жанры - от миниатюр, свинга и ретро-номеров до новой волны и электропопа. Отчасти благодаря такому стилистическому разнообразию Чтение в транспорте получился одним из самых впечатляющих альбомов не только в репертуаре Центра , но и всего советского рока первой половины 80-х. Контуры альбома стали отчетливо прорисовываться после того, как ветеран московского рока Владимир Рацкевич, на репетиционной точке которого записывалась Однокомнатная квартира , познакомил Шумова с идеологом студийной группы Метро Юрием Царевым. В миру Царев был художником, специализирующимся на плакатной графике. Параллельно у него накопилось немало собственных песен, записать которые физически не хватало рук. Царев предложил Шумову нехитрый бартер: музыканты Центра помогают ему записать альбом Метро , а Царев достает аппаратуру и помогает Центру записать их песни. В итоге весной 84-го года в мастерской Царева, превращенной на несколько недель в опутанную проводами студию, было записано сразу три альбома - двойник группы Метро и Чтение в транспорте .

Царев был живчиком и с лету схватывал то, что мы играли, - вспоминает Шумов. - Для нашей примитивной музыки его профессиональных навыков было вполне достаточно .

Большая часть сессии осуществлялась силами всего трех человек. Барабанщика заменил ритм-бокс, Шумов играл на басу и пел, Царев и Локтев играли на клавишах. Первоначально треугольник Шумов-Царев-Локтев напоминал героев басни про лебедя, рака и щуку. Шумова в тот момент интересовали авангардистские сумасбродства и минималистские аранжировки в стиле ранней Нины Хаген. Царев тяготел к электронной волне и ска. Локтев увлекался танго и музыкой неоклассиков типа Дебюсси и в свою очередь настороженно относился к ска, называя этот стиль не иначе, как корявый реггей . Тем не менее мясистость и мощный звук на альбоме во многом обуславливал сверхэнергичный клавишный тандем, эффективность действий которого объяснялась тем, что Локтеву удалось прийти к общему вкусовому знаменателю с Царевым.

Локтев сразу же поразил меня оригинальной техникой игры, - вспоминает Царев. - Он не сильно разбрасывался по клавиатуре, преимущественно занимаясь опеванием одной ноты .

Пиком инструментального сотрудничества трио Шумов-Царев-Локтев в области аранжировок стала запись Сердцееда - одного из главных боевиков Центра того времени. Этот написанный в ля-миноре психоделический свинг исполнялся на выступлениях Центра под сопровождение живых барабанов, и если звукооператоры за пультом не были вдрызг пьяными, в зал обрушивался смерч страшной силы.

При записи студийного варианта Сердцееда Шумов включил на ритм-боксе какой-то классический танцевальный ритм, Локтев с Царевым переглянулись, и... через пять минут шедевр был готов. Не изнасилованный каждодневным вокальным тренингом голос Шумова добавлял в наглухо закодированный текст песни элемент нарочитого сюрреализма: Он просвечивает инфралучами каждый миллиметр пространства/ Под его окном/Он вылезает по пояс из форточки - чтобы лучше видеть вокруг/Под его окном/Он пишет на радио о всех проведенных им наблюдениях/Под его окном...

Как и многие мои песни, Сердцеед написан совершенно бессознательно, - признается Шумов. - Я не слишком заботился о содержании - разве что компоновал слова так, чтобы они подходили друг к другу по ассоциациям .

Спустя добрый десяток лет Шумов записал римейк Сердцееда , сделав эту композицию еще более динамичной и добавив в конце несколько новых куплетов. Показательно, что Сердцеед был чуть ли не единственным номером на Чтении в транспорте , в котором развивались рок-н-ролльные традиции Стюардесс и предвосхищалась эстетика следующего альбома Тяга к технике . Остальные песни относились к рок-стилистике чисто номинально, продолжая музыкальные прогулки Шумова по странам и континентам.

На композиции Чтение в транспорте Шумов впервые применил новый вид стихосложения, впоследствии названный критиками конкретной поэзией . Через несколько лет тексты подобного рода, представлявшие собой бесстрастную фиксацию каких-нибудь бытовых сцен, стали фирменным знаком Шумова. Достаточно вспомнить его Флору и фауну (с перечислением названий животных и растений в манере напевного говорения ), а также альбомы Русские в своей компании и Очищение .

У меня было два стиля, исходя из которых я сочинял тексты, - говорит Шумов. - Один из них - черная романтика, написанная под влиянием Гумилева, Головина и французских поэтов-импрессионистов. В то же время у меня была натуральная современная поэзия - типа Алексеев и Чтение в транспорте , написанная совершенно самостоятельно .

Мы с Шумовым подолгу беседовали о том, чтобы попробовать делать тексты без эмоционального или сюжетного акцента, - вспоминает поэт Евгений Головин. - Не критикуя ситуацию, не восторгаясь ею и не отрицая ее. Безусловно, все это могло вызвать у слушателя недоумение. Но если создать таких песен около десяти, человек постепенно начинает входить в совершенно абстрактную объективную реальность. На мой взгляд, все Чтение в транспорте надо было сделать именно таким .

Еще один пик этого альбома - декадентско-романтическая композиция Багровое сердце -явился плодом творчества целой бригады поэтов и музыкантов. Стихи представляли собой текстовой монтаж четверостиший Шумова, Головина и Николая Гумилева, а мелодия - коллаж музыкальных идей Локтева и Шумова. К примеру, вступление к Багровому сердцу первоначально выглядело как хитообразный мотивчик, бойко исполнявшийся Локтевым на Кассиотоне в ритме диско. Шумов дописал к этой увертюре основную мелодическую линию в виде традиционного блюза, а мелодию Локтева начал исполнять раза в два медленнее.

Еще две композиции являлись измененными до неузнаваемости кавер-версиями песен знаменитого тенора тридцатых годов Петра Лещенко. Барселона в интерпретации Центра без лишних комплексов превратилась в модернизированный вариант танго, а Эх, Андрюша - в так называемый спринг-фокстрот - один из любимых ритмов Лещенко. В этих песнях (чудом сохранившихся в фонотеке Евгения Головина на швейцарских пластинках) Шумов заменил все минорные аккорды на мажорные, сотворив из нэпманско-ресторанной классики с блатными аккордами шикарную стилизацию под Чака Берри.

Позднее, чтобы достигать при обработке чужих песен результата, прямо противоположного оригиналу, Шумов неоднократно пользовался приемом замены минора на мажор, и наоборот. В частности, на альбоме Любимые песни в кавер-версии тухмановской Как прекрасен этот мир он заменил мажорные аккорды на минорные, сотворив из этой девственно наивной и трогательной лирики мрачнейший утяжеленный ритм-энд-блюз, который периодически исполнялся на концертах в течение последующих десяти лет.

Написанная Шумовым композиция Щеголь была принесена им в студию в акустическом варианте. На альбоме этот темно-романтический номер со слегка потусторонним текстом и трудноуловимым сюжетом исполнял Локтев. Ближе к концу сессии, когда работа над Щеголем была в самом разгаре, в студии появились остальные музыканты Центра : Виноградов, Саркисов и Шнитке, которые стали свидетелями создания канонической аранжировки этого номера. Здесь своим композиторским дарованием блеснул Царев.

Творческий потенциал Царева был достаточно высок, и степень его участия на этом альбоме сложно переоценить, - считает Виноградов. - На Щеголе он придумал всего три ноты, но стукнул их на органе таким образом, что это получилось просто гениально . Царев стал также соавтором финальной композиции Вспышка . Еще в армии он написал небольшую клавесинную пьеску. Шумов придумал к ней сюжет, обыгрывающий в духе Хармса неуставные армейские отношения, занятия по гражданской обороне и атмосферу внутри семьи с явно выраженным патриархальным укладом. В итоге миниатюра выглядела следующим образом. Под нежнейшую мелодию клавесина, стилизованную под григорианские хоралы, Шумов надрывно орал: Иванова! Вспышка слева! Вспышка справа! Присутствовавшая на записи жена Царева реальная Галя Иванова отвечала голосом забитой и бесправной женщины Востока: Есть! Затем на пленке раздавалось некое подобие взрыва, знаменовавшее собой то ли завершение альбома, то ли конец какой-то части земного ландшафта.

Прием подключения к миниатюрам женских голосов Шумову определенно понравился. В Чтении в транспорте в подобном ключе были записаны еще две миниатюрки с участием все той же Ивановой - Меня никто не любит и Воспитание . А на альбоме Тяга к технике Шумов пригласил на запись соседку по подъезду, которая наговорила несколько реплик легко узнаваемым тоном возмущенной студентки-отличницы, не желающей знакомиться на улице с молодыми и настойчивыми нахалами.

В группе Центр участвовали люди, которые в жизни не думали, что будут заниматься чем-то подобным, - говорит Шумов. - Наверное, у меня есть талант мотиватора. И если я вижу у человека потенциал, я всегда готов помочь ему стартовать .

После того, как альбом был записан, музыканты приобрели в Первомайском универмаге новую пленку BASF, на которую из отдельных треков был сброшен весь материал протяженностью менее тридцати минут. Запись осуществлялась на магнитофоны Akai, и отчасти поэтому ее качество получилось весьма высоким. Коммуникабельный Царев, не будучи в быту таким затворником, как Шумов, отнес копию Чтения в транспорте (вместе с альбомом Метро ) сразу нескольким московским дистрибьюторам. Возможно, именно поэтому данная работа Центра получила (в отличие от многих других) определенный резонанс.

Чтение в транспорте оказался последним альбомом, на котором с Центром сотрудничал клавишник Алексей Локтев. Он все сильнее увлекался галлюциногенами и в конце концов отошел от активных занятий музыкой. Ситуация с Локтевым - печальный пример того, как жарптица может с легкостью разбросать перья из своего хвоста, если не будет о нем заботиться, - считает Валерий Виноградов. - У Локтева была убедительная инструментальная состоятельность , и он всегда тонко чувствовал стиль. По нынешним временам его формула кажется простой, но тогда она вызывала удивление .

Шумов не очень охотно соглашается с тем, что для Центра уход Локтева был невосполнимой потерей. Позднее с группой сотрудничали многие известные клавишники (Игорь Лень, Иван Соколовский и др.), но никто так и не смог реанимировать трепетного звучания локтевского электрооргана. Чувствуя, что ландшафт уходит , Шумов попытался переложить часть клавишных партий Локтева (в частности, в Багровом сердце ) на гитару Виноградова, но даже эта мера не принесла желаемого результата. В итоге неповторимое звучание раннего Центра оказалось утерянным навсегда.

По приглашению французского продюсера Максима Шмидта, Василий Шумов в июле-августе 1988 года в Париже перезаписал с парижскими сессионными музыкантами 10 песен группы “Центр” 1980-х годов. Через год на всесоюзной фирме грамзаписи “Мелодия” данная запись вышла на пластинке “Сделано в Париже”, что обозначило новую волну популярности и известности группы.

Русский рок. Центр_2

«Сделано в Париже» — четырнадцатый студийный альбом рок-группы Центр. Пластинка была записана во Франции и по сути стала компиляцией лучших песен группы, издававшихся в 80-е годы.

В ноябре 2010 года альбом был включён журналом «Афиша» в список «50 лучших русских альбомов всех времен. Выбор молодых музыкантов». Рейтинг составлялся по опросу среди представителей нескольких десятков молодых музыкальных групп России.

Отправной точкой в создании нового альбома можно считать май 1988 года, когда в Москву приехал французский продюсер Максим Шмитт и познакомился с Василием Шумовым, после чего между ними была заключена договорённость о записи пластинки на одной из французских студий.

Поездка на запись в другую страну — событие весьма нехарактерное для советских музыкантов, и тот факт, что записи Центра попали во Францию и пришлись там по вкусу, скорее всего, является счастливой случайностью. По одной из версий зимой 1987 года некий голландец Антон Мунен снимал в Москве документальный фильм о советской культуре в период перестройки, в ходе чего встретил Шумова и решил вставить его в свой репортаж в качестве представителя так называемого «московского рок-андеграунда». По завершении съёмок Шумов подарил Мунену один из альбомов группы, «Русские в своей компании», к которому тот, судя по всему, пристрастил своего французского знакомого Максима Шмитта. Шмитт оказался продюсером и, увидев в группе большой потенциал, решил записать их на своей студии. Также есть мнение, что пробиться Шумову за рубеж помогли связи его жены-француженки, которую осенью 1986 года он увёл у высокопоставленного иностранного дипломата. Эта версия больше похожа на правду, однако сам музыкант её опровергает, говоря, что его работа никак не была связана с национальностью жены, а поездка в Париж — это просто совпадение.

Летом 1988 года Василий Шумов уже был во Франции и занимался записью нового альбома в студии «Фербер». Фактически, вся задумка заключалась в том, чтобы переписать лучшие песни предыдущих альбомов на более современном оборудовании, повысить качество их звучания. Таким образом, были перезаписаны треки с альбомов «Тяга к технике» («Радиоактивность», 1984), «Замечательные мужчины» («Мужчины», «Бесполезная песня», «Жалобы», «Тургеневские женщины», 1986), «Русские в своей компании» («Повседневная жизнь», она же — «Человек» и «Алексеев», 1987), а также «Дитятя» («Привет тебе», «Комиссия», «Навсегда», 1988). Интересно, что Шумов делал только запись на 24 канала, сведение же продюсер произвёл позже и уже самостоятельно. Работа шла на протяжении одного месяца, и в феврале 1989 года пластинка была, наконец, издана, получив одноимённое с группой название «Center». На обложке были изображены артисты в национальных русских костюмах, с гармошкой и цветами в руках.

В том же 1989 году альбом был выпущен фирмой «Мелодия» в СССР под названием «Сделано в Париже». Название Шумову предположительно посоветовал его друг, писатель Сергей Горцев, который в то время находился под впечатлением от альбома «Made in Japan» группы Deep Purple. На обложке пластинки была изображена Эйфелева башня, и издавалась она тиражом свыше 40 тысяч экземпляров.

В феврале-марте 1989 года фирмой «Баркли/Полиграм» в поддержку альбома была организована грандиозная рекламная кампания, Центр в составе из пяти человек (Шумов, Сабинин, Тихомиров, Матвеев и Васильев) выехал в Париж и дал там пять концертов, что явилось беспрецедентной практикой для советских рок-коллективов. В Брюсселе был снят клип на песню «Навсегда», который позднее был показан в популярной телепрограмме «Взгляд». В целом все концерты прошли очень успешно, и у группы была неплохая пресса. Все отмечали очень современный саунд и качество концертов. Впрочем, не обошлось без курьезов. Так, солидная газета «Либерасьон» написала, что стиль «Центра» — это смесь музыки Битлз, Фрэнка Заппы и метала.

В 1990 году лидер группы Василий Шумов уехал на постоянное место жительства в Лос-Анджелес (США), где продолжил свою творческую деятельность. В США к нему присоединился местный гитарист Фаст Фредди (Рапилло), впоследствии участвовавший в записи многих альбомов Центра. В 1996-98 гг. Шумов и Фаст Фредди посетили Россию с концертами. С участниками группы разных периодов записаны альбомы: «Центромания стадия Озарения» (1995), «Брюлик» (1995), «Центромания стадия 1» (1996), «Смутное пятно неизвестно чего» (1997) и «Крапивное пламя» (1998).

Альбом «Пластикозаменитель» 2000 года стал первым релизом «Центра», созданным при участии так называемых Центробораторов. Центробораторами являлись творческие люди из разных регионов, вносившие вклад в альбомы группы Центр, переправляя через Интернет записанные ими звуковые файлы (семплы) в студию Шумова. Все альбомы от «Пластикозаменителя» (2000) до «Регион 5» (2005) были созданы с помощью Центробораторов. Таким образом, группа «Центр» преобразовалась в международный «новомедийный» проект. Многочисленные альбомы группы «Центр» и Шумова стали доступны в формате mp3 для свободного скачивания на сайте группы. Альбомы этого периода начали переиздаваться в России на CD с 2007 года.

В середине 2000-х годов «Центр» возобновил активную деятельность в России. В 2006 году была подготовлена новая концертная программа «Электронное Видеошоу» (ЭВШ), в которую вошли электронные композиции с последних альбомов и новые аудиовидеоработы. С этой программой «Центр» в составе Шумов—Фаст Фредди дал несколько концертов в России в 2006 году (Москва, Санкт-Петербург, Смоленск). В этом же году релиз «ЭВШ» был выпущен в России на CD фирмой FeeLee Rec. В 2007 году песни группы вошли в саундтрек к новому фильму «Одна любовь на миллион», прошли концерты в Москве и Санкт-Петербурге, а также началось переиздание альбомов «Центра». Первой парой дисков стали первый и последний на тот момент альбомы — «Трамвайное Депо» (1982) и «Регион 5» (2005), выпущенные на лейбле «Зенит». Затем, в том же 2007 году, официально вышли на CD «Стюардесса Летних Линий» (1983) и «Молодой на Молодой» (2003).

В 2008 году группа готовила выпуск нового альбома. Также было объявлено о выходе третьей пары релизов на компакт-дисках с дистибъюцией через фирму «Союз»: «Ранняя Электроника: Однокомнатная Квартира и Чтение в Транспорте» (1983/1984) и «ТНТН» (2002). В начале февраля появилась первая песня из нового альбома — «Чёрный список» — в формате mp3 на официальном сайте. В конце года официально вышел этот альбом, озаглавленный «У прошлого нет будущего», главной темой которого стал глобализм в России. В создании альбома вновь приняли участие музыканты, бывшие в составе Центра ранее — Игорь Лень и Валерий Виноградов (вместе с сыном Алексеем).

В 2011 году продолжается переиздание старых альбомов группы. 14 июня были выпущены альбомы «Жизнь замечательных мужчин» (записанный в июле 1986 года) и «Очищение» (записанный в ноябре 1988 года). 28 ноября 2011 выпущен альбом «Мне хорошо. Часть первая». По словам Василия Шумова, группа решила сделать альбом в двух частях. Первая часть вышла перед выборами в Государственную думу. Выпуск второй части был запланирован к выборам президента, но альбом «Мне хорошо. Часть вторая» вышел в конце 2012 года.

В мае 2013 года группа выступила в Москве, а после выступления на фестивале «PAX Festival» в Хельсинки состав покинули Валерий и Алексей Виноградовы. После этого «Центр», впервые ставший трио, провёл ещё несколько репетиций и выступлений, после чего деятельность группы была свернута, а Василий Шумов занялся подготовкой новой сольной программы.

В июне 2015 года Василий Шумов а Евгений Ильницкий сообщили о начале работы над новым альбомом группы. Альбом вышел в октябре 2015 года и получил название «Первый пещерный».

В 2017 году проведён своеобразный ребрэндинг группы: основной состав группы, сократившийся до дуэта (Шумов - Ильницкий), стал выступать, в том числе с приглашёнными музыкантами, в синих халатах.

В сентябре 2018 года на цифровых носителях выпущен альбом "Культ еды".

В сентябре 2019 года из интернет-синглов, выкладывавшихся с 2016 года, и новых композиций, скомпилирован и выпущен на цифровых носителях альбом "Цвет ветки". Также 2019 год отмечен серией концертов, приуроченных к 30-летию альбома "Сделано в Париже".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Памятник на кладбище привлек мое внимание. Мужчина и женщина погибли в один день. Судя по всему и по матрице в том числе, произошло ДТП. И вот, что мы видим. Двое сидят в одном автомобиле. Ей 36 лет, и у нее в самом разгаре отработка по насилию (угроза жизни) на максимальный балл. Он - ...
Доброго вечера друзья! Сегодня на встрече общались на интересные темы по бизнесу, были интересные спикеры. Не раз звучал вопрос, легко ли быть молодым? На первый взгляд можно сказать, что да, но если задуматься, в молодом возрасте нет опыта, который очень важен, для жизни! Если мама/папа ...
О первой книге перечня, о «Любовниках-полиглотах» [De polyglotta älskarna] Лины Вульфф [Lina Wolff], я, признаться откровенно, и писать-то не хотела. В родной Швеции «Полиглоты» произвели настоящий фурор, получили награду имени Августа Стриндберга (как будто подразнить хотят ...
На прошлой неделе было много сообщений о том, что Россия очень отстаёт по темпам вакцинации от короновируса от Запада. Процент жителей российской столицы, прошедших вакцинацию от коронавируса, меньше, чем в любом европейском городе, заявил в пятницу мэр столицы Сергей Собянин, призвав ...
сет Теория ролевого круга пользователя master-of-style на Polyvore Когда мои клиенты - Мария mary_den - это для Вас! ))) - не могут применить к себе «теорию Кибби», что понятно – сложно разделить себя на составляющие, проанализировать, протипировать и занести ...