Русский «либераст» XVIII века глазами современника
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Первый русский памфлет против отечественных «либерастов»
принадлежит перу выдающегося русского просветителя Николая
Ивановича Новикова, который в 1774 году напечатал в журнале
«Кошелек» эпистолярный сатирический цикл: два «Разговора» (француза
с русским и немца с французом), письмо в защиту француза и,
наконец, письмо из Франции отца своему процветающему в Петербурге
сыну. Все эти произведения посвящены разоблачению офранцузившегося
русского дворянства, набиравшегося ума от французских гувернеров,
которые зачастую оказывались невежественными людьми, а то и
мошенниками, искавшими в России убежища от неизбежного заключения в
Бастилию, да из поездок «по Парижам» и салонных бесед с
иностранцами.
Итак, предоставим слово русскому барину — защитнику французского
культурного влияния, в уста которого Новиков вложил самые
распространенные суждения своего времени на интересующую нас
тему.
Начинает он, как водится, с разоблачения русской истории — как
варварской и никчемной:
«Прославляя древние русские добродетели, вы, кажется мне, не
потрудились поискать о том известия в иностранных о России
писателях, но довольствовались, так я думаю, утвердиться на
словесных объявлениях старожилов, которые говорят: «В старину-то
было хорошо жить; в старину-то были люди богаты; в старину-то хлеб
родился; в старину-то были люди умны», и проч. Если же это правда,
то вы несколько погрешили, потому что не все словесные известия
заслуживают вероятие, но надлежит основываться на писателях, а
писатели о России были иностранные, а наибольшее вероятие по своему
беспристрастию заслуживающие суть французы; о российских же
историках ни от одного француза слышать мне не случалось... По
сему-то приметил я, что вы в российской истории не весьма сведущи:
но если вам угодно, то я могу служить моим знанием; а сие знание
приобрел я от путешествия в Париж, от чтения французских о России
писателей и от разговоров со французами...»
«Внимайте: древняя Россия имела обитателями своими скифов или
разных под тем названием диких народов. История не оставила нам
известия ни о нравах их, ниже о добродетелях; но повествует только,
что оный народ жаден был ко кроволитию, алчен ко грабительству и
тому подобное...»
«Когда язычество в России пало и возникла вера христианская, тогда
дикость и грубость во нравах российских хотя несколько и
поуменьшились, но в дополнение сей убавки родилось и возвысилось
суеверие до высочайшего степени. О сих временах повествует история,
что они блистали не добродетельми человеколюбивыми, но славились
войнами междоусобными повсеместно, жестокостию, братоубийством,
вероломством в договорах и коварством в получении сих княжеств,
которые сколь ни малы были, но приобретаемы были с великими
опасностьми потеряния жизни. Потом на сии раздробленные княжества
татары возложили свое иго, и варвары принуждены были покориться
сильнейшим их варварам. В сие пространство времени некоторые
иностранные писатели ни о чем больше не повествуют, как о
варварстве, невежестве и ненависти ко просвещенным европейцам».
«Где же древние российские добродетели, представляемые вами к
подражанию? — и здесь мы их не видим. Приступим же ко временам, по
истории гораздо просвещеннейшим, и поищем сих добродетелей: ибо сия
часть истории российской от времени до времени начинает
показываться известною по иностранным писателям, потому что многие
иностранцы начали приезжать в Россию. Царь Иван Васильевич (дед
Грозного. — С.Ц.)… сверг с себя иго татарское, распространил и
увеличил свое владение, но нравы в России остались те же и
невежество в такой же, как и прежде было, силе: ибо бичом, ярмом и
мечом нравы никогда не исправляются. Потом, при следовавших по нем
царях, Россия начала просвещаться и помалу оставлять дикие нравы; а
сие просвещение и оставление дикости не в ином состояло, как только
в том, что россияне иностранных стали почитать за человеков...»
«Пройдем же сколько можно сокращеннее всех сих царей, даже до Петра
Великого: ибо хотя и многое мог бы я привесть из сих времен к
опровержению вашего мнения, но уже мне скучилось; довольно сего,
что в сии времена в России не было ни одного училища, никаких книг,
кроме церковных, и никто из русских не знал никакого иностранного
языка…»
«Скажите мне, были ли в России науки и художества, чем все
просвещенные народы славятся? Были ли великие полководцы, министры,
политики, галант-омы*? словом сказать, во всех частях наук,
художеств и просвещения были ли великие люди? — Никак...»
*Galant homme (фр.) — букв. «галантный человек», выражение,
заменявшее в то время понятие «джентльмен». Согласно тогдашнему
авторитету в вопросах светскости, лейпцигскому профессору Готшеду,
«galant homme» должно означать: учтивый человек, умеющий хорошо
вести себя с дамами, носящий белое белье (обычай, медленно
распространявшийся по Европе из Англии и Голландии), «действительно
образованный».
Ну и наконец, следует пассаж о том, кем бы русские были без
благодетельного влияния иноземцев:
«Из сего усмотреть можете, что и он (Петр I. — С.Ц.) не с той
стороны принялся за просвещение нравов: ибо немцы, голландцы и
агличане никогда бы нравов наших не просветили. Одним французам
честь сия предоставлена была; а вы осмеливаетесь поносить сих
людей, которые достойны всего нашего почтения, всея доверенности,
всякия благодарности и всякого возмездия. Одно только обхождение со
французами и путешествие в Париж могло хотя некоторую часть россиян
просветить. Без французов разве могли мы назваться людьми? Умели ли
мы прежде порядочно одеться и знали ли все правила нежного,
учтивого и приятного обхождения, тонкими вкусами утвержденные? Без
них не знали бы мы, что такое танцованье, как войти, поклониться,
напрыскаться духами, взять шляпу и одною ею разные изъявлять
страсти и показывать состояние души и сердца нашего. Если бы не
переняли мы от французов приятного и вольного обхождения с
женщинами, то могли ли мы без сего приятную вести жизнь. Ныне
женщин взаперти и под покрывалами их лиц не держат: все они наруже.
Что ж бы мы, сошедшись в женское собрание, говорить стали? Разве о
курах да цыплятах разговаривать бы стали. Женясь на закрытой
покрывалом и дурно воспитанной девке, разве был бы я счастлив?
Напротив того, ныне я за несколько лет еще прежде у невесты моей
могу вызнать все, как бы что у нее сокровенно ни было; и никогда
иначе не женюсь, разве по любви или по склонности к деньгам. От
обхождения нашего со французами переняли мы их тонкость, живость и
гибкость, так что я несколько часов могу разговаривать с женщиною и
верно знаю, что ей не будет скучно. За всякою девушкою я волочусь и
показываюсь страстно влюбленным, а это не может быть ей противно. С
женщиною средних лет я обхожусь вольно, разговариваю о всяких
шалостях, сказываю о парижских обычаях, о всяких любовных новостях;
смеюсь старым русским обычаям и нечувствительно могу с нею провести
время. С престарелою же женщиною говорю, что она еще хороша, что я
боюсь быть с нею наедине, дабы не влюбиться: словом сказать, я со
всякою женщиною найду, что говорить, какого бы она состояния или
каких бы лет ни была, и могу опричь жены десять иметь любовниц и
всех их обманывать; а это-то и есть душа нашей жизни! С учеными
людьми и с художниками я также могу разговаривать: ибо имена
нескольких французских ученых людей и художников я могу упомнить
наизусть, так в одних похвалах им могу часа два-три провести.
Словом, помощию обхождения моего со французами я, ничему не учась,
сделался ученым человеком и могу разговаривать и критиковать дела
военные, гражданские и политические; осмеивать государственные
учреждения и, показывая себя все знающим, ничему не удивляться: а
таковы-то точно, сказывают, и есть большая часть французских
дворян, ибо там на все заведен порядок; учатся мещане, праздно
живут дворяне, торгом государство обогащают купцы, разоряют оное
откупщики, землю пашут крестьяне, а ничего не делающие и пропитания
не имеющие приезжают к нам купцами, учителями, учеными... Да мы и
тем должны радоваться! Из всего этого вы легко усмотреть можете,
что и в нынешнее время просвещением и хорошими нравами блистают
только те, кои или путешествовали в Париж, или от самых
младенческих лет здесь обращаются со французами».
Общий тон, полемические приёмы и аргументы записных критиков всего
русского, как видим, остаются неизменными и по сей день.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу вам экземпляр!
![Русский «либераст» XVIII века глазами современника Русский «либераст» XVIII века глазами современника](/images/main/russkiy-liberast-xviii-veka-glazami-sovremennika-38fe98.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/8284067/pub_64290f499b20746119f0fac7_642910be1950720421401e5d/scale_1200)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |