
Русский календарь: 10 марта 1755 года. Поставлена первая русская опера — «Цефал


10 марта 1755 года была поставлена первая русская опера — «Цефал и Прокрис». Впервые она исполнялась именно на русском языке. Автором либретто был знаменитый Сумароков.
Опера в России появилась в 30-е годы 18 века, в период правления Анны Иоанновны. Но она существовала исключительно в подражательном варианте. То есть, либо это были выписанные из-за границы исполнители, либо местные (вплоть до крепостных актеров и певчих Придворной капеллы), которые просто исполняли существовавшие на тот момент европейские оперы.
В лучшем случае их переводили на русский язык, но не больше. Ничего самостоятельного в России в этот период не создавали.
В 1735 году Анна Иоанновна выписала из Италии труппу во главе с композитором Франческо Арайей, который мог похвастать постановками его опер при дворе тосканского герцога и в Риме. На протяжении нескольких лет Арайя ставил для двора оперы, уже имевшие успех в Европе.
Позднее его отправили привезти подмогу и он вернулся в Россию с Джузеппе Бонекки, ставший придворным стихотворцем при императрице Елизавете Петровне. Бонекки также писал либретто к операм сочинения Арайи. Но как ни крути, это получался итальянский междусобойчик, потому что мало того, что работали итальянцы, так еще и сочиняли они на этом языке. Но делать было нечего, своих композиторов в России тогда еще не появилось.
Первую русскую оперу пришлось ждать почти 20 лет. 10 марта 1755 года на сцене театра Зимнего дворца была поставлена опера «Цефал и Прокрис» по мотивам древнегреческого мифа.
История Цефала и Прокрис восходит к античному мифу о молодожёнах, которые сначала нарушили супружеские клятвы, а потом счастливо простили друг друга.
Финал её трагичен: на охоте Цефал по ошибке пронзил жену копьём. Эта история, однако, была преобразована Сумароковым в нечто совершенно иное. Его либретто ― это повесть о преданной любви и трагической судьбе двух героев .
В афинскую царевну Прокрис влюблён критский царь Минос, гостящий в Афинах вместе со своим придворным волшебником Тестором, тогда как Цефала любит богиня зари, Аврора. Она похищает Цефала прямо со свадебной церемонии в храме, но он отвергает её любовь. Между тем Прокрис, страдая от ревности, вселённой в её сердце Тестором, прячется в кустах, следя за мужем, и тот, целясь в зверя, смертельно ранит свою собственную жену.
Автором музыки был все тот же вездесущий Франческо Арайя. А вот либретто написал Александр Сумароков, один из будущих «отцов русского театра».
Большую часть партий исполняли юные участники придворной певческой капеллы. Исполнительнице главной роли — Елизавете Белоградской было всего 16 лет. Она была дочерью одного из придворных певцов и считается первой профессиональной певицей в истории русской оперы.
Постановка была хорошо встречена публикой. Помимо неплохих декораций имелись даже небольшие спецэффекты. Например, актеров при помощи специальных тросов поднимали в воздух, когда это требовалось по сюжету.
Декорации для постановки делал еще один итальянец — художник Джузеппе Валериани, которого Арайя зазвал в Петербург во время одной из поездок.

Современная постановка «Цефала и Прокриса» в Эрмитажном театре 4 октября 2016 года
Арайя за эту постановку получил 500 рублей и соболью шубу от императрицы, а Сумароков был назначен руководить первым публичным театром в Российской империи, который открылся через год с небольшим.
После этого опера отошла слегка в тень театра, который начал активно развиваться в 50-60-е годы. Новый виток интереса к оперному искусству возник уже в конце 70-х годов, при императрице Екатерине II, когда стали появляться оперы, музыку и либретто к которым писали русские авторы.
Но это были только первые ростки этого вида искусства. Своего максимального расцвета русская опера достигла значительно позже, уже в конце 19 века, усилиями Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и других выдающихся композиторов.
|
</> |
