рейтинг блогов

Русский и японец как братья (Карамазовы)

топ 100 блогов borisakunin18.04.2011

В продолжение предыдущей темы – об уникальности/неуникальности всякой отдельно взятой черты национального характера.
            Однажды я выступал в Высшей Школе Экономики в паре с профессором Камэямой, который в восьмой (!) раз перевел на японский «Братьев Карамазовых». Перевод стал в Японии мегагига-бестселлером, за первый же год было продано больше миллиона экземпляров.

           
Из публики спросили, чем я объясняю столь жаркую любовь японцев именно к этому роману. Я честно ответил: понятия не имею. Потом начал про это думать. И вот какая у меня возникла гипотеза. Не знаю, покажется ли она вам убедительной.
            С легкой руки Достоевского, который сложил химическую формулу «истинной русскости» из трех главных ингредиентов (Митино «Широк человек», Иваново «Если Бога нет», Алешина «Слеза ребенка») и, во имя объективности, кинул в этот гремучий раствор горстку федоркарамазовской грязи и щепотку смердяковщины, весь мир вот уже 130 лет спорит, какой из карамазовских компонентов нашего нацхарактера самый русский. Разумеется, лидирует Митя с его безудержностью в высоком и низком, хорошем и плохом.

Русский и японец как братья (Карамазовы)
Карамазовская триада: Удаль, Умничанье, Духовность

   

Видимо, так оно и есть. Выражаясь поэтически, Размах, а выражаясь сухо, «отсутствие чувства меры», действительно является международно констатированной (и не отрицаемой нами) типообразующей чертой т.н. Русской Души.
            Свод исконно русских максим выглядит примерно так:

Казнить – так казнить, миловать – так миловать

Рубить – так с плеча

Любить – так королеву, украсть – так миллион

Кто не рискует, тот не пьет шампанского

И прочее подобное.

Русский и японец как братья (Карамазовы)
Вот это по-нашему!

    В отечественной истории этот атрибут национального своеобразия не раз бросал страну из одной крайности в другую: уж коли свобода, то полный хаос, уж если порядок – то автократия или диктатура.
            Оборотные стороны отсутствия чувства меры - дубовая упертость и героическая стойкость. Из-за непробиваемого, тупого упрямства возникали холерные и картофельные бунты. Из-за него же устояли в 1812 году после (что бы там ни писал Лев Николаевич о «моральной победе») тяжелого поражения при Бородине; и еще раз в 1941 после уничтожения регулярной Красной Армии; не сдали Ленинград; отстояли Сталинград.
            Эта коренная черта русскости в одних ситуациях вызывает безумное раздражение, в других – горячее восхищение. Мы-то на себя за нее не раздражаемся, а гордимся, что во всём нам хочется дойти до самой сути: в работе, или там в поисках пути и уже тем более в сердечной смуте.
            Но есть на свете нация, вроде бы мало на нас похожая, однако наделенная этим обоюдоострым качеством в еще более сильной мере. Как вы догадались из заголовка, это японцы. Один токийский экспат британского происхождения когда-то изложил мне целую теорию исторической обреченности японского модуса вивенди, потому что «они никогда не умеют вовремя остановиться». Ну, понятно: для англичан, чемпионов сдержанности, худший грех, когда кто-то “never knows when to stop”.
            Особенно выпукло дефицит чувства меры у японцев, как и русских, проявлялся в периоды тяжких военных испытаний. Про массовое производство героев-летчиков я уже писал, теперь расскажу еще об одном сугубо японском проявлении беспредельного максимализма.
            В советские времена был дурацкий анекдот про партизанский отряд, который до сих пор блуждает по белорусским лесам, взрывает поезда и отстреливает полицаев, потому что «связной не вернулся, а рация сломалась». Еще был вполне реальный случай во время Первой мировой: при поспешной эвакуации Брест-Литовска в подземном складе забыли часового, и тот до конца войны оставался на своем посту. В третьем что ли классе, после чтения рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово», нам приводили эту историю в качестве не литературного, а подлинного примера потрясающей верности долгу, и мы потрясались, ахали.
            А японцам упорство часового показалось бы нормальным поведением. У них после войны этаких непреклонных партизан и стойких оловянных солдатиков было пруд пруди.
            Хотя 15 августа 1945 года была объявлена капитуляция, отдельные отряды императорской армии, оказавшиеся в отрыве от своих, еще долго продолжали воевать с американцами. Известия о конце войны они считали вражеской пропагандой.

Русский и японец как братья (Карамазовы)
Отряд капитана Сакаэ Обы на острове Сайпан согласился сложить оружие лишь в декабре 1945,
после полутора лет боев в окружении

   Известно, что крупное соединение Квантунской армии, около 15 тысяч человек, оборонялось от китайцев в горах Маньчжурии аж до конца 1948 года.
            В джунглях Индокитая, Филиппин, Индонезии одичавшие японские вояки воевали с местными жителями и американцами (или просто прятались) в течение долгих лет. Сначала партизан было много. Но кто-то умер, кого-то подстрелили, кто-то был пойман и отправлен на родину.
            И всё же не сдавшиеся попадались в глухих лесах еще и в семидесятые годы.
            В январе 1972 двое филиппинских охотников наткнулись на капрала Сёити Ёкои. Он 27 лет бродил по лесам с винтовкой без патронов. Одежду делал из коры. Питался орехами, лягушками, улитками и крысами. С большим трудом удалось его убедить, что война закончена, но капрал настоял на том, что оружие возьмет с собой – а как же, казенное имущество.
            Это еще ладно, винтовка у капрала была безопасная. А вот лейтенант Хироо Онода, высадившийся с группой особого назначения на филиппинском острове Лубанг в декабре 1944, все 29 лет своего партизанства активно сражался. Бойцы его группы,  один за другим, погибли. А лейтенант всё воевал. В разные годы он застрелил несколько филиппинцев, приняв их за американских агентов.
            Специально для неуловимого Оноды с вертолетов сбрасывали газеты и листовки, увещевали его через динамик, но он не верил в провокации и держал порох сухим.
            В 1974 году  японский студент, некто Норио Судзуки, отправился посмотреть мир. Программа у него была такая: «Найти лейтенанта Оноду, дикую панду и снежного человека». Первый же пункт увенчался успехом. Молодому раздолбаю Онода почему-то поверил. Однако согласился сдаться лишь своему непосредственному начальнику, которого ради этого специально доставили на Филиппины. Местные жители вздохнули с облегчением.  Их можно понять: у бережливого лейтенанта еще оставалось 500 патронов и несколько гранат.

Русский и японец как братья (Карамазовы)
Вот таким Онода засел в джунгли…               … А таким вышел

    Насколько мне известно, последнего японского партизана, капитана Фумио Накахиру, обнаружили на какой-то филиппинской горе аж в 1980 году, то есть аккурат к столетию выхода «Братьев Карамазовых».
            Это я не очень изящно возвращаюсь к тому, с чего начал – к запоздавшему ответу на вопрос из публики. 
            Я думаю, что японцы так любят этот роман, потому что воспринимают Карамазовых действительно как братьев – своих братьев. И идеалист Алеша, и полоумный рационалист Иван, и уж в особенности одержимый Дмитрий – персонажи совершенно японские.
            Убедитесь сами:

Русский и японец как братья (Карамазовы)

 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В Великобритании пишут, что президент Байден говорил с президентом Путиным "бескомпромиссным тоном". Для многих на Западе это важно. Они опасаются, что США будут выглядеть недостаточно убедительно, а Байден окажется слабее Путина. Важно, что такие люди не считают позицию России ...
Они вчера планово скорбели по Борису Немцову, вышагивая на тщательно подготовленном и хорошо профинансированном марше «Памяти Бориса Немцова». Скорбели за три дня до четырёхлетней даты его гибели. Потому что воскресенье. Потому, что именно в воскресенье можно попытаться вывести ...
Иван IV Васильевич стал первым в истории Русским царем. К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство ...
Пока в выходные центре Лейпцига бузили левые - а буянили они с большим чувством, так что 30 полицейских получили в итоге телесные повреждения, а 50 человек арестовано, мы решили сбежать от этой малосимпатичной реальности. И взглянуть на место, где мир все еще в порядке - ну, или хотя бы ...
После такого большого-пребольшого свершения, как окончание трехтомного труда, нельзя счастливой роженице творческой личности не получить щелчка по носу от человечка, который (если верить выпадающей вкладочке) "считает вас своим другом". Фея ...