Русский художник-демократ Н.А. Ярошенко

Решил написать о конверте из моей коллекции. Это такой невзрачный конверт посвящённый Русскому художнику-демократу Н.А. Ярошенко. Он был выпущен в СССР 27/VII-71г. Художник который выполнил портрет для этого конверта — А. Калашников. Конверт изготовлен на Пермской фабрике Госзнака.

Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что "Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы - любимым чтением".


«Всюду жизнь» - самое известное полотно кисти Николая Ярошенко.
Картина была написана в 1888 году и экспонировалась на 16-й выставке передвижников. Она оказалась в центре внимания и вызвала не только восторженные отзывы, но и шквал критики.
Сюжет картины прост - возле окна арестантского вагона собрались несколько человек и кормят хлебом голубей. О том, что изображены заключенные, говорит не только решетка на окне, но и то, что головы мужчин наполовину обриты – так в России, начиная с петровских времен, метили ссыльных и каторжан, затрудняя возможность побега.
Окладистая борода мужчины слева выдает в нем крестьянина, мужчина в правом нижнем углу похож на мастерового, а между ними изображен солдат в форменной шапке. Таким образом, автор представил все сословия.
На заднем плане Ярошенко изобразил арестанта, выглядывающего в окно, – это отсылка к его собственному полотну «Заключенный» (1878), в герое которого публика видела «политического».
В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала "Отечественные записки".
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
На ней изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две женские фигуры: нужда выгнала несчастных на панель. "Картина, - говорил Ярошенко, - имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит".

7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления.

Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Нестеров писал о Ярошенко:
Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества... Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности - он кремень духом.
"Совестью художников" называли его современники.

Ярошенко, следуя передовым тенденциям времени, утверждает своим творчеством образ положительного героя. Широкий общественный отклик вызвали показанные в 1878 году на Шестой передвижной выставке две картины - "Кочегар" и "Заключенный".
"Кочегар" (ГТГ) - первый в русской живописи яркий реалистический образ рабочего.
Картина произвела огромное впечатление на писателя Гаршина, которое он сумел передать в своем рассказе "Художники".
В нем проводится мысль об ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Но кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва - это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему.

В картине "Заключенный" (ГТГ) художник выражает свое сочувствие борцам за свободу и обличает самодержавие.
Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Успенского.
Создание обоих произведений шаг вперед в развитии демократического реализма 1870-х годов, и если "Кочегар" - первый образ рабочего в русской живописи, то картина "Заключенный" является одним из первых произведений в искусстве того периода, посвященных революционерам.
Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России.

Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке.
Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом, и, более того, к нему пожаловал "на беседу" министр внутренних дел Лорис-Меликов.
Одновременно с "Литовским замком" было выставлено полотно "Старое и молодое" (1881, ГРМ), отражающее характерный для того времени конфликт между "отцами" и "детьми", столкновение двух идеологий - консервативной и бунтарской.

Николай Ярошенко написал картину «Курсистка» в 1883 году. Чтобы понять, почему публика и критики горячо обсуждали полотно, необходимо вспомнить, что первые Высшие женские курсы в России открылись только в 1869-м, но все время находились под угрозой запрета.
Революционные протесты, в которых традиционно участвовала
молодежь, и прежде всего студенты, привели к тому, что в 1886-м
многие появившиеся к тому времени женские курсы были закрыты. И в
целом в российском обществе в конце XIX века девушка, решившая
получить высшее образование, у многих вызывала неприятие. Курсистка
– это претензия на нечто большее, чем роль матери и жены. Это
бунт.
Именно поэтому картина «Курсистка», представленная
на XI передвижной выставке, вызвала полярные эмоции. Одни
восторгались изображением новой героини эпохи, другие разглядели в
ней самые ужасные черты «эмансипе».

Некоторые критики увидели в «Курсистке» образ «отрепанной, антипатичной девицы, с выпученными глазами», «этюд бегущей во все лопатки девицы,.. судя по типу, спешившей на известный промысел», «безобразную и нечистоплотную барышню и ничего больше».
То, что картина привлекает публику, они объясняли только ее «злободневным» и «модным» названием.

А вот писатель Глеб Успенский любовался «серьезным прямым взглядом карих глаз» и подчеркивал главное в этой работе – «чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли».
И подводил итог:
Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий
(из очерка Глеба Успенского «По поводу одной
картинки»).
Безусловно, сам художник относился к своей героине с симпатией.
Николай Ярошенко и сам был женат на бестужевке Марии Невротиной, а
«Курсистку» писал с Анны Дитерихс, которая в то время также была
слушательницей Бестужевских женских курсов. Многие искусствоведы
считают, что «Курсистка» – образ собирательный, а
изображенная девушка похожа на Дитерихс лишь в общих чертах.

Существуют две версии полотна – вторая была написана автором для покупателя. Разница между ними незначительна. Одна картина находится в Киевской картинной галерее, другая - в Калужском музее изобразительных искусств.
|
</> |